Инновационный человек: как его готовить в современных условиях?

Автор: Булярский Сергей Викторович

Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu

Рубрика: Экономика и менеджмент

Статья в выпуске: 4 (18), 2014 года.

Бесплатный доступ

В работе проанализированы потребности и условия подготовки кадров для инновационной экономики. Анализ показывает, что для подготовки кадров нового типа отсутствуют необходимые ресурсы. Прежде всего университеты испытывают недостаток финансовых средств для оплаты труда и развития материальной базы, которая должна обеспечивать процесс обучения. В статье показано, что выходом из этой ситуации является сотрудничество вузов с промышленными предприятиями в рамках промышленно-экономических кластеров. Существующие стандарты позволяют гибко строить процесс обучения, увязывать изучаемые дисциплины с потребностями предприятий, готовить студентов на конкретные рабочие места, сокращая время адаптации выпускника к условиям его профессиональной деятельности. Взамен кластер может расширить материальную помощь в организации обучения.

Еще

Инновационный человек, инновационная экономика, вуз, промышленно-экономический кластер, предприятие

Короткий адрес: https://sciup.org/14113983

IDR: 14113983

Текст научной статьи Инновационный человек: как его готовить в современных условиях?

Подготовка кадров, имеющих инновационную направленность, позволит обеспечить рост производительности труда. Для решения этой проблемы необходимо преодолеть противоречия между недостатком ресурсов подготовки кадров для инновационной деятельности в доминирующей государственной системе образования и отстраненностью производства от этой проблемы. По мнению авторов, в промышленном кластере, участниками которого являются не только производственные, но и научно-образовательные структуры, можно реализовать необходимые условия для участия предприятий в подготовке кадров [1]. Статья посвящена ана- лизу условий интеграции вузов в самоформи-рующиеся структуры промышленных кластеров.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года («Инновационная Россия — 2020») определяет ключевой задачей развития экономики страны формирование «инновационного человека». Как отмечается в этом документе, «инновационный человек» — это не синоним «инновационного предпринимателя», это значительно более емкая и многоаспектная категория, означающая, что каждый гражданин страны должен стать «адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, — активным инициатором и производителем этих изменений» [2], что делает экономическое образование необходимым в любой деятельности. Возрастает потребность общества в совершенствовании экономического образования, в развитии экономического мышления, экономической культуры, предприимчивости, инициативы. От современных учебных заведений требуется уже не простое включение исследовательских методов в образовательную практику, а целенаправленная работа по формированию и развитию культуры исследовательской деятельности, способности к ее проведению на протяжении всей жизни.

Формирование и реализация работника креативного, нацеленного на успех, способного работать высокопроизводительно, в современной терминологии — «инновационного человека», зависит не только от таланта человека, но и от социально-экономических условий его обитания. Помимо обладания высоким уровнем профессиональной квалификации, он должен быть человеком самостоятельным, инициативным, умеющим нестандартно мыслить, принимать оптимальные решения и не только быстро адаптироваться к изменившейся ситуации, но и обладать способностью к ее творческому преобразованию, то есть быть конкурентоспособной, нестандартной личностью.

На современном этапе в цепи подготовки «инновационного человека» существуют явные сбои и разрывы. Не задействованы в полной мере основные характеристики управления. Планирование потребностей в кадрах в масштабе страны отсутствует. Перепроизводство экономистов и юристов низкой квалификации сочетается с недостатком высококвалифицированных рабочих, инженеров, разбирающихся в современных производствах.

В организации и координации имеются явные просчеты. Провалена подготовка ученых, конструкторов и технологов для высокотехнологичных отраслей. Преподавательский состав не мотивирован осуществлять творческую работу по подготовке кадров для инновационной экономики. Низкая зарплата, большие учебные нагрузки, высокие барьеры на пути получения научных грантов, недостаток в исследовательской инфраструктуре — вот факторы, которые снижают качество образования. Предприятия, для которых готовит кадры система образования, преимущественно государственные, напрямую не участвуют в их подготовке. Они платят налоги, но слишком малая толика идет на формирование современных кадров, да и она использу- ется неэффективно. Прямые затраты предпринимательского сектора на подготовку кадров, формирование социальной сферы практически отсутствуют. Этот сектор получает готовый, но малопригодный для современного производства материал. Необразованные акционеры нанимают необразованных управляющих, а те, в свою очередь, необразованных работников. Это замкнутый круг, разорвать который мешает ряд негативных факторов в образовательной сфере:

  • —    неэффективная система образования с устаревшими учебными планами, тенденцией к «облегчению» учебного процесса, вытеснение из него математики, физики, химии, которые формируют основы логического мышления ученого, конструктора и технолога;

  • —    отсутствие в учебном процессе практической экономической направленности и нацеленности на результат, конкурентной среды за лучшие карьерные позиции, неудовлетворительная языковая подготовка. Отсутствует концепция экономического образования различных возрастных групп на федеральном уровне, обусловливающая стандартизированные представления о целях, содержании курсов экономических дисциплин на всех ступенях общего образования, методике их преподавания, причем доведенных до уровня практического использования. Не разработан критериальный аппарат оценивания эффективности экономической подготовки на разных ступенях обучения;

  • —    отсутствие увязки образования с практической инновационной деятельностью.

Эти факторы не способствуют формированию «инновационного человека», что во многом связано с недостаточным ресурсным обеспечением процесса подготовки кадров.

Мотивация выпускников практически отсутствует. В секторе производства заработная плата ниже, чем в банковском секторе и торговле. Производства устарели, они не интересны молодым людям. Нравственные ориентиры сбивают современные СМИ, в которых не встречаются успешные люди труда, науки и образования.

Актуальность решения данных проблем обусловливает потребность в обосновании современной модели промышленного экономического кластера, ориентированного на будущее. Необходимо проанализировать, при каких социально-экономических условиях предприятия кластера будут заботиться о развитии будущего кадрового потенциала, как организовать эту деятельность, чтобы она была выгодной и эффективной, какие требования надо предъявлять к дошкольному, школьному и вузовскому обра- зованию, как организовать взаимодействие образования с предпринимательским сектором.

Важное место должны занимать вопросы поиска путей формирования общественных, социально-экономических факторов, помогающих становлению «инновационного человека»: соревновательности, здорового духа конкуренции, карьерной направленности, общественной востребованности креативных, нацеленных на инновации работников.

Кластерная концепция основана на работах Майкла Портера об индустриальных кластерах [1, 3]. Портер определяет кластер как «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу». В своей работе Портер основывается на принципах, сформулированных Альфредом Маршаллом в работе «Принципы экономики» (1890) [4], где говорится о локальных концентрациях специализированной деятельности, описаны в терминах триады внешних экономик. Маршалл, основываясь на положениях А. Смита о преимуществах специализации, включил в свои «Принципы экономической науки» (1890) главу о концентрации специализированных производств в отдельных районах.

В современной научной литературе существует множество определений промышленного кластера. Они проанализированы в монографии [1]. Опираясь на данный анализ, сформулируем следующее определение кластера: Промышленный кластер это самоорганизующаяся гибкая система промышленных предприятий, бизнес-структур, социальных институтов, основанная на кооперации и внутренней конкуренции, сплоченная совместными экономическими и социальными интересами и мотивациями, связанными с обменом материальными ресурсами и информацией с целью повышения эффективности каждого элемента и всей системы в целом.

Кластер является следствием потребностей: бизнеса как инструмента повышения экономической эффективности; гражданского общества как источника удовлетворения потребительских потребностей; государства как инфраструктурного объекта, формирующего рабочие места и генерирование налоговых отчислений в бюджет. В структуру современного экономического кластера входят образовательные и научные учреждения. Это является следствием потребностей современной экономики в современных кадрах, способных обеспечить инновационное развитие. Интеграция образовательных учреждений в промышленный кластер обеспечивает подготовку кадров, которые необходимы для деятельности кластера. Отметим, что образовательные стандарты последнего поколения допускают вариацию учебных программ в достаточно широком диапазоне. Это способствует удовлетворению потребностей кластера в специалистах, подготовка которых адаптирована потребностям кластера. Важным направлением подготовки является организация и прохождение учебной, производственной и преддипломной практик, написание курсовых и дипломных проектов. Интеграция образовательных учреждений и предприятий кластера позволяет подготовить студентов к их будущей деятельности, причем вести подготовку в течение нескольких лет на конкретные рабочие места.

Основными драйверами самоформирования промышленных кластеров являются следующие факторы:

  • Глобализация. Из этого экономического явления вытекает стремление к интеграции и унификации, основанное на принципе всеобщего разделения труда.

Развитие информационных технологий. В условиях постиндустриального мира во главу угла ставится обмен информацией. Предприятия могут свободно взаимодействовать в отсутствии привязки к географической близости, унифицировать процессы разработки новой продукции и организации производства, что способствует интеграции.

Кластерная политика — система государственных мер и механизмов поддержки кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности предприятий, входящих в кластер, а также внедрение инноваций.

Потребность в инновационных кадрах определенной отраслевой направленности. Эту потребность обеспечивают вузы [1].

Значительную часть процессов кластеризации невозможно формализовать и представить в виде измеряемых статистических индикаторов [5]. Тем не менее можно выделить некоторые движущие силы самоформирования: сокращение организационных издержек; формирование инновационных цепочек в виде агломерации производителей, компании оказания услуг, университетов и т. д. Важную роль играют административные ресурсы местных органов власти. Все это предопределяет структуру кластера (рис. 1).

Совместные исследования, разработка новых продуктов

Университеты,

научные институты

Учреждения высшего и среднего технического образования

Совместные исследования

Создание нового бизнеса

Патенты

Поддержка в получении патентов

Венчурные организации (от университетов, структурные подразделения)

Технологи ческий трансфер

Инвестирование

Сертификационные и лицензионные организации

Специализированные трейдинговые фирмы, местные финансовые институты, венчурный капитал

Бизнес -сотрудничество

Ответвления

Местные

компании

Технологический трансфер

промышле нное объедине

Местные

Финансирование, продвижение

компании

Патентный поверенный, бухгалтерские услуги, юридические услуги

Бывшие участники компании

Промышленнотехнологические лаборатории

СLuster promotion

Бизнес инкубаторы

Правительственные структуры поддержки промышленности

Рис. 1. Структура самоорганизующегося экономического кластера

Как видно из рисунка 1, промышленный кластер есть самоорганизующаяся структура, образованная взаимодействием ряда субъектов экономики. Из законов управления информацией следует, что с целью оптимизации управления кластерными структурами, а также для достижения максимизации экономической эффективности необходимо формирование системы управления. Системы управления экономическими кластерами должны воздействовать на кластеры по следующим направлениям:

Важную роль в кластере играют высшие учебные заведения. Во-первых, они обеспечивают подготовку кадров, которые ориентированы на промышленную специализацию конкретного промышленного кластера. Это достигается за счет согласования учебных программ с предприятиями кластера. Во-вторых, сокращают затраты предприятий на интеграцию кадрового потенциала за счет того, что подготавливаемые кадры социально адаптированы в регионе: обеспечены жильем, имеют установившиеся родственные связи и другие факторы, способствующие их закреплению в регионе. В-третьих, вузы проводят научную и инновационную деятельность в интересах кластера. В-четвертых, учебные заведения способствуют формированию «инновационного человека» [3].

Формат «инновационного человека» вытекает из необходимости развития современного индустриального общества [3]: это способность к непрерывному образованию и развитию, образованию в течение всей жизни; развитие способности к критическому мышлению; знание английского языка на специальном и бытовом уровне и т. д. Формирование таких компетенций невозможно без современного вузовского образования в новых форматах. Возникают новые потребности и требования к подготовке кадров. Однако эти потребности входят в противоречие с системой подготовки кадров высшей квалификации. Эту систему формирует Минобрнауки РФ. Министерство испытывает острый дефицит финансирования, которое обусловлено хроническим недофинансированием науки и образования России. В этих условиях оно идет по единственно возможному пути — интеграции ресурсов на критических направлениях развития страны. Так возникают федеральные университеты, национальные исследовательские и т. д. В эти структуры направляется большая часть ресурсов. Но решается ли при этом задача преобразования кадров в масштабах страны? Нет, не решается. Напротив, уменьшается финансирование большинства вузов, повышается доля платного обучения, повышается директивно стоимость обучения по конкретным специальностям. Как результат — получение образования становится уделом не талантливых, а богатых, что далеко не всегда одно и то же.

Недостаток регионального финансирования необходимо компенсировать финансированием на местах. Местная власть такими ресурсами не располагает, это должны взять на себя региональные предприятия. Конечно, отдельному предприятию, даже такому крупному, как УАЗ, ВАПЗ или Авиастар, не под силу взять на себя все финансирование. Но, сплотившись в кластер, предприятия могут для начала взять на себя переподготовку кадров по отдельным, самым актуальным направлениям: IT-конструирование, качество и т. д. Затем перейти на поддержку получения образования детям сотрудников предприятий кластера. Так возникнут династии современных инновационных кадров.

Еще одним важным аспектом образования для инновационной экономики является отсталая материальная база вузов, которая не обеспечивает профессиональную подготовку студентов. В рамках кластера вузам и промышленным предприятиям необходимо решать проблему перехода на гибкий график обучения специалистов инженерных специальностей. Этот график должен предусматривать обучение работе на современных производственных линиях студентов в учебное время: например, УАЗ обладает роботизированной покрасочной линией и может обеспечить занятия по современным методам защитных покрытий. Главной движущей силой в этом является заинтересованность предприятий в результатах подобной деятельности. Этого можно добиться при непрерывной организационной деятельности учебных и промышленных организаций, которую проще и легче организовать в условиях промышленного кластера.

  • 1.    Булярский С. В. Инновационные организации образовательных и научных учреждений. Ульяновск : УлГУ, 2005. 534 с.

  • 2.    Инновационная Россия — 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года) / Минэкономразвития России. М., 2010. 105 с.; Иванов Ю. Б. Организационный механизм создания кластерных структур // Вестн. Уральского гос. технического ун-та — УПИ. 2008. № 4. С. 49—57.

  • 3.    Портер М. Конкуренция. М. : Изд. дом «Вильямс» ; СПб. ; Киев, 2005. 608 с.

  • 4.    Маршалл А. Принципы экономики. М. : Прогресс, 1993. 345 с.

  • 5.    Иванов Ю. Б. Организационный механизм создания кластерных структур // Вестн. Уральского гос. технич. ун-та — УПИ. 2008. № 4. С. 49—57.

  • 6.    Нижегородцев Р. М. Кластерно-сетевые эффекты, институциональные подходы. Новочеркасск, 2010. 123 с.

Список литературы Инновационный человек: как его готовить в современных условиях?

  • Булярский С. В. Инновационные организации образовательных и научных учреждений. Ульяновск: УлГУ, 2005. 534 с.
  • Инновационная Россия -2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года)/Минэкономразвития России. М., 2010. 105 с.;
  • Иванов Ю. Б. Организационный механизм создания кластерных структур//Вестн. Уральского гос. технического ун-та -УПИ. 2008. № 4. С. 49-57.
  • Портер М. Конкуренция. М.: Изд. дом «Вильямс»; СПб.; Киев, 2005. 608 с.
  • Маршалл А. Принципы экономики. М.: Прогресс, 1993. 345 с.
  • Иванов Ю. Б. Организационный механизм создания кластерных структур//Вестн. Уральского гос. технич. ун-та -УПИ. 2008. № 4. С. 49-57.
  • Нижегородцев Р. М. Кластерно-сетевые эффекты, институциональные подходы. Новочеркасск, 2010. 123 с.
Статья научная