"Иное": ноэсис и онтология ("Софист" 255C8-D7)
Автор: Протопопова Ирина Александровна
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: 2 т.14, 2020 года.
Бесплатный доступ
Статья представляет собой комментарий к фрагменту «Софиста» 255c8-d7, где речь идет о том, нужно ли после обоснования «движения», «покоя», «сущего» и «тождественного» как отдельных родов вводить в качестве необходимого род «иного». Здесь при обсуждении «иного» неожиданно появляются эйдосы τὰ αὐτὰ καθ' αὑτά и τὰ δὲ πρὸς ἄλλα, логическая необходимость которых в ходе рассуждения вызывает сомнения. Ставится вопрос, зачем понадобилось вводить эти виды сущего при обсуждении рода «иного»? Дается краткая сводка подходов к этому месту у современных комментаторов; затем рассматривается онтологический смысл этих эйдосов на примере нескольких платоновских диалогов («Федон», «Пир», «Государств», «Филеб»). Обращение к диалогу «Тимей» позволяет показать, как эти эйдосы в виде двух главных родов («парадигмы» и «отпечатка») соотносятся с делением сущего на «само» и «отражение» в «Софисте» (266a8-с4), а третий род, «хора», с «природой иного» из «Софиста». Продемонстрированная близость описания «хоры» в «Тимее» с сущим в качестве «иного» в разбираемом фрагменте «Софиста» подкрепляется описанием сущего как «иного» в «Пармениде». Делается вывод, что внезапное вкрапление в обсуждение пяти великих родов двух основных эйдосов сущего маркирует онтологический статус ноэтического целого, описанного взаимодействием великой пятерицы. В завершающей части статьи показано, что космическая душа в «Тимее» является «объемным» космологическим образом ноэтической пятерицы из «Софиста», чем и можно, вероятно, объяснить не нужное на первый взгляд вкрапление двух онтологических эйдосов τὰ αὐτὰ καθ' αὑτά и τὰ δὲ πρὸς ἄλλα в логическое рассуждение о необходимости рода «иного».
Платон,
Короткий адрес: https://sciup.org/147215892
IDR: 147215892 | DOI: 10.25205/1995-4328-2020-14-2-693-701
Список литературы "Иное": ноэсис и онтология ("Софист" 255C8-D7)
- https://nsu.ru/classics/schole/14/14-2-protopopova.pdf
- Делез, Ж. (1998) "Платон и симулякр", Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Пер. с франц. Е.А. Наймана. Томск.
- Протопопова, И. А., пер. (2019) Платон. "Софист". Исследование, перевод с древ-негреческого, комментарии и примечания. Санкт-Петербург.
- Протопопова, И. (2014) "Умопостигаемый атом" Платона", Вопросы философии 8, 138-144.
- Ambuel, D. (2007) Image and Paradigm in Plato's Sophist. Las Vegas.
- Campbell, L. (1867) The Sophistes and Politicus of Plato. With a Revised Text and English Notes, by Lewis Campbell. Oxford.
- Cornford, F. (1935) Plato's Theory of Knowledge: The Theaetetus and the Sophist of Plato. Translated with a running Commentary. London.
- Cornford, F. (1937) Plato's Cosmology. The Timaeus of Plato. London.
- Duerlinger, J. (2009) Plato's Sophist. A Translation with a Detailed Account of its Theses and Arguments by J. Duerlinger. New York.
- Heidegger, M. (2003) Plato's Sophist. Indiana University Press. Rosen, S. (1983) Plato's Sophist: The Drama of Original and Image. New Haven.
- In Russian:
- Delez, Zh. (1998) «Platon i simulyakr», Intencional'nost' i tekstual'nost'. Filosofskaya mysl' Francii XXveka. Per. s franc. E.A. Najmana. Tomsk.
- Protopopova, I. (2019) Platon. «Sofist». Issledovanie, perevod s drevnegre-cheskogo, kom-mentarii i primechaniya. Sankt-Peterburg.
- Protopopova, I. (2014) «"Umopostigaemyj atom" Platona», Voprosy filosofii 8 (2014), 138-144.