Институционализация социального театра в России: потребности общества, групп, индивидов

Автор: Шеремет Александр Николаевич

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 10, 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье сформулировано авторское определение социального театра. На его основании стало возможным различение данного понятия и других терминов, иногда очень схожих содержательно, обозначающих различные театральные явления. На основании рассмотрения существующих социологических подходов к исследованию общественных институтов и процессу их появления предложена авторская модель изучения социального театра. Поэтапное наполнение ее эмпирическими данными сможет дать целостное представление о степени и характере институционализации социального театра в России. В предлагаемой статье решена первая из задач, стоящих на этом пути - выявление и анализ потребностей, удовлетворяемых институтом социального театра в современном российском обществе. Отмечено, что на макроуровне данный процесс осуществляется за счет интеграции членов социума, постановки перед ними какой-либо значимой общественной проблемы, изменения угла зрения на нее; на микроуровне социальный театр выступает средством удовлетворения потребностей отдельных индивидов или их групп в самореализации, коммуникации, творческом самовыражении, адаптации к социуму и включении в него на правах равных.

Еще

Социальный театр, социальный институт, институционализация, потребности, социальная группа, общество, индивид

Короткий адрес: https://sciup.org/149143913

IDR: 149143913   |   DOI: 10.24158/tipor.2023.10.11

Список литературы Институционализация социального театра в России: потребности общества, групп, индивидов

  • Бергер П., Лукман Т. Конструирование социальной реальности. М., 1995. 324 с.
  • Бишоп К. Социальный поворот в современном искусстве // Художественный журнал. 2005. № 58/59. URL: https://mam.garagemca.org/issue/30/article/509 (дата обращения: 28.09.2023).
  • Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М. ; СПб., 2005. 576 с.
  • Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 808 с.
  • Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. 367 с.
  • Гидденс Э. Социология. М., 1999. 703 с.
  • Дюркгейм Э. Социология, ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. 352 с.
  • Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002. 830 с.
  • Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей: конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины XX века: история и методология. СПб., 2001. 554 с.
  • Шеремет А.Н. Социальный театр как способ преодоления социальной эксклюзии // Социология. 2021. № 4. С. 227–235.
  • Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. 237 с.
  • Boal A. Theatre of the Oppressed. L., 2000. 208 р.
  • Jacques R. Malaise Dans L'esthetique. Paris. 172 р. (на фр. яз.)
Статья научная