Институционально-правовая парадигма как основа построения цивилизованного геополитического пространства
Автор: Иншакова Агнесса Олеговна
Журнал: Legal Concept @legal-concept
Рубрика: Колонка главного редактора
Статья в выпуске: 1 т.21, 2022 года.
Бесплатный доступ
Главная тема очередного номера журнала «Legal Concept» = «Правовая парадигма» - «Современное государство в парадигме права: геополитические и юрисдикционные скрепы» посвящена исследованию значимости такой категории как правовая парадигма для научного мира и построения цивилизованных международных отношений с учетом современного состояния геополитического пространства, а также их взаимозависимости и взаимовлияния. Утверждается, что укреплению доверия и стабильности международных отношений будет способствовать не сдерживание или конфронтация, а эффективное глобальное управление, которое возможно лишь посредством институционального строительства. Обосновывается, что цивилизованные международные отношения должны строиться в соответствии с принципами и нормами права, что определяет значимость институционально-правовой парадигмы. По мнению автора, понятие «институт» является ключевым элементом в построении геополитического пространства, а право выступает одним из важнейших институтов геополитической парадигмы, представляя собой важнейший общеобязательный регулятор человеческой деятельности, определяющий для всех субъектов юрисдикции, к которой те принадлежат, полный функционал их материального и нематериального существования и организующий их время и пространство. Исследуются конкретные юрисдикционные скрепы геополитики и правовой парадигмы из разных отраслей права. Обосновывается логика редакционной коллегии журнала в построении рубрики «Главная тема номера», которая открывается статьей, посвященной исследованию влияния геополитических факторов на государственную и правовую организацию стран и народов. Определяются этапы развития геополитики. Утверждается, что конец предыдущему - классическому периоду геополитики положил научно-технический прогресс, а основным ключевым фактором современной геополитики является социально-экономический фактор, определяющий возможности экономики в повышении уровня жизни населения. Выявлено, что влияние отдельных государств на геополитический процесс измеряется современными геополитиками с учетом состояния экономики, процветания общества и стабильности политической системы. Именно поэтому, по мнению автора, модернизация правовой системы современной России невозможна без учета геополитических факторов, так как ее состояние играет определяющую роль в мировой геополитике наравне с географическим положением, климатом, почвенными и другими природными условиями, плотностью населения и т. д. Уровень развития инфраструктуры безопасности государства определяется не только социально-экономическими факторами, но и правовыми. Доказано, что процесс повышения уровня экономической безопасности непрерывный, а значит и улучшение геополитического положения России дело перманентное, требующее обеспечения устойчивого экономического роста, проведения целого ряда организационно-экономических мероприятий и создания для их реализации адаптивной правовой инфраструктуры.
Парадигма, правовая парадигма, институт, институционально-правовая парадигма, геополитика, государство, международные отношения, международное право
Короткий адрес: https://sciup.org/149140033
IDR: 149140033
Текст научной статьи Институционально-правовая парадигма как основа построения цивилизованного геополитического пространства
DOI:
Цитирование. Иншакова А. О. Институционально-правовая парадигма как основа построения цивилизованного геополитического пространства // Legal Concept = Правовая парадигма. – 2022. – Т. 21, № 1. – С. 6–12. – DOI:
Главная тема очередного номера журнала «Legal Concept» = «Правовая парадигма» звучит как «Современное государство в парадигме права: геополитические и юрисдикционные скрепы». Категория метатеорети-ческого уровня «парадигма» исторически прежде вошла в понятийно-категориальный аппарат философской науки и лишь потом получила свое активное распространение и в юриспруденции. Т. Кун как первоисследователь понятия парадигмы определяет ее как общепризнанное научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА и их решений [6, с. 11]. Таким образом, основная значимость парадигмы для научного мира заключается в ее способности генерировать новое знание, а также создавать условия для интеграции ученых коллабора-ций [10, с. 41–44].
Правовая парадигма не является исключением и также, приобретая черты традиционности и догматичности, способна формировать стиль научного мышления. Так, В.В. Шаханов определяет правовые парадигмы как совокупность идеальных фрагментов правовой действительности (принципы познавательной деятельности, теоретические конструкции, ценностные установки, концептуальные воззрения и т. п.). Эти постулаты используются учеными правоведами без сомнений и разногласий, составляют основу деятельности по приращению научных знаний, создают определенное видение правовой реальности и в конечном счете формируют соответствующую своему времени юридическую систему [12, с. 262].
Е.А. Войниканис утверждает, что парадигма права представляет собой органическое единство осознанных и неявных представлений (взглядов, убеждений) о праве, обществе, государстве и их взаимосвязи, основанных на данных представлениях ценностных и целевых установок, а также профессионального опыта (навыков, приемов и стандартов), общее для всех членов юридического сообщества или его подгруппы. По мнению ученого, парадигма права объективируется в правовой науке и доктрине, законодательстве и практике правоприменения [2, с. 18–21]. Таким образом, правовая парадигма является главным связующим звеном между системой права и юридическими доктринальными подходами, общепринятыми мировоззренческими установками и профессиональными навыками правоведов. Ученые предостерегают от некорректного восприятия правовых парадигм в качестве тех или иных концепций правопо-нимания и правовосприятия, что не всегда корректно, так как это роднит их с категорией научного правосознания и влечет неоднозначное понимание правовой парадигмы в науке и возможности ее внедоктринального восприятия [9, с. 114–116]. В зависимости от предметной области теоретико-правовых ис- следований ученые выделяют следующие виды парадигм: парадигма правового мышления, парадигма правопонимания, парадигма правовой догматики и парадигма правовой культуры.
Цивилизованные международные отношения должны строиться в соответствии с принципами и нормами права, что определяет значимость институционально-правовой парадигмы.
Вместе с тем мы видим, как меняется мир в сторону обострения геополитической ситуации. Хотя в возникновении и обострении международного кризиса и задействованы различные переменные, геополитическая переменная имеет особый и важный вес. Геополитика – это гибридная концепция, изучающая роль географии, власти и политики в международных делах. Геополитика и международный кризис исследуют пересекающиеся пути при обсуждении эскалации международных кризисов и их причин. Исследователи считают, что между этими двумя предметами существует тесная связь [13, p. 225–253]. Напряженность эта растет, по мнению политологов, по мере того, как усиление Китая сталкивается с решимостью США предотвратить появление «равного конкурента» в Евразии. Баланс отношений пытаются воссоздать регионы и мощные региональные союзы, которые берут на себя роль разрушителей мирового порядка. Однако эти затруднения могут способствовать сотрудничеству между конкурирующими державами, что потребует готовности и способности государств разрешать геополитические споры. В деле укрепления доверия и стабильности главная роль будет отведена не сдерживанию или конфронтации, а эффективному глобальному управлению, которое возможно лишь посредством институционального строительства [15, p. 53–681]. Таким образом, понятие «институт» является ключевым элементом в построении геополитического пространства. Право же, в свою очередь, выступает одним из важнейших институтов геополитической парадигмы, представляя собой важнейший общеобязательный регулятор человеческой деятельности, определяющий для всех субъектов юрисдикции, к которой те принадлежат, полный функционал их материального и нема- териального существования и организующий их время и пространство.
В связи с этим логичным представляется редакционной коллегии журнала, что открывающая рубрику «Главная тема номера» статья посвящена исследованию влияния геополитических факторов на государственную и правовую организацию стран и народов. В статье «Геополитика как концептуальная парадигма содержания и сущности государства и права» утверждается, что в современном мире право не может выступать «мерой всех вещей», оно должно исчерпывающим образом быть поставлено на службу геополитике. Таким образом, по мнению автора, право способно помогать государству, претендующему на реальный суверенитет, реализовывать такую стратегию освоения собственного и окружающего пространства, которая позволила бы ему извлечь наибольшие позитивные результаты из своей географической структуры и достичь в дальнейшем развитии естественных границ, адекватно определяя тем самым место существования и развития государствообразующего народа.
Социально-правовая теория породила ряд убедительных грандиозных теорий о развитии права как совокупности знаний, поэтому, анализируя правовую парадигму, нельзя не затронуть вопросы эволюции [16, p. 1–191].
В развитии геополитики ученые выделяют 3 этапа: предысторию геополитики, классическую геополитику и современную геополитику [5, с. 69–85]. Современный этап развития геополитики связывают со временем окончания Второй мировой войны. Исследователи полагают, что основным фактором, определяющим становление нового геополитического мышления послужило послевоенное переустройство мира. Коренную перестройку структуры мира, международных отношений и геополитической парадигмы связывают, прежде всего, с изобретением атомной бомбы и ракетного двигателя, что сыграло огромную геостратегическую роль. В эпоху научно-технологических революций и глобальной цивилизации использование в праве старых парадигм оказалось неуместным [11, с. 6–19]. Таким образом, конец классическому периоду геополитики положил научно-технический прогресс.
Современная парадигма права как совокупность идей и концепций должна была обеспечить юридическую деятельность новыми методами. Помимо принятия законов и подзаконных нормативных правовых актов нужны были принципиально новые подходы. Глобальные угрозы, среди которых изменение климата, пандемия COVID-19, а также негативные последствия применения технологий индустрии 4.0 выходят за границы национальной юрисдикции и требуют реакции многих стран и унифицированного международного регулирования [15, p. 53–681]. Под влиянием таких факторов современной действительности как интернет, цифровизация общественной деятельности, искусственный интеллект, блок-чейн-технологии и др., право кардинально изменилось [4, с. 62–67].
Одним из ключевых факторов современной геополитики является социально-экономический, определяющий возможности экономики в повышении уровня жизни населения. Влияние отдельных государств на геополитический процесс измеряется современными геополитиками с учетом состояния экономики, процветания общества и стабильности политической системы. Действительно, основными ориентирами геополитики являются экономика и энергоносители, обеспечивающие тотальный политический контроль над государственными процессами в странах мира и международных интеграционных объединениях, что подтверждается кризисами в процветании единого экономического пространства в Европе, Латинской Америке и т. д. [1, с. 79–85]. Торговля энергией является важной опорой развития каждой страны, компенсирующей дисбаланс в производстве и потреблении ископаемого топлива. Геополитические риски в определенной степени влияют на торговлю энергоносителями различных стран, но их причины сложны, и торговля энергоносителями также включает в себя множество аспектов, в числе которых немаловажное место отведено международному правовому регулированию [14].
Таким образом, к числу основных факторов, влияющих на выбор той или иной геополитической стратегии, наравне с географическими факторами, лояльностью населения, борьбой за ресурсы, относится и международ-
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ное право. Учет правового фактора играет значимую оценочную роль при определении рационального или иррационального характера той или иной геополитической стратегии. Особая ценность норм международного права как фактора, влияющего на выбор той или иной геополитической стратегии, а также их анализ, будет способствовать выбору стратегии, учитывающей согласованное волеизъявление ратифицировавших его государств, а основы выбранной геополитической стратегии, соответствующей нормам международного права, или, по крайней мере, не противоречащей ей, благоприятным образом скажутся на современном мироздании в целом [8, с. 721– 732]. Модернизация правовой системы современной России также невозможна без учета геополитических факторов. Таким образом, процессы социально-экономических трансформаций взаимосвязаны и взаимозависимы с трансформациями в системе как международного, так и национального права и в правовой парадигме [2, с. 18–21].
В последние 2 года геостратегические тенденции претерпели изменения, повлиявшие на обеспечение мира и безопасности. Так, ранее уже упоминалось, что в 2020 г. планета столкнулась с пандемией коронавируса (COVID-19), которая перевернула с ног на голову ряд политических аксиом, далее вывод войск США / НАТО из Афганистана в конце августа 2021 года. В связи с этими событиями отмечается усиление процессов регионализации [17, p. 1–5]. Роль великой мировой державы, унаследованная от СССР, предполагает необходимость учитывать не только такие традиционные показатели, определяющие роль страны в мировой геополитике, как географическое положение, климат, почвенные, природные ресурсы и другие природные условия, плотность населения, уровень развития инфраструктуры и т. д., но и произошедшие кардинальные изменения в обеспечении безопасности государства: экономической, социальной и, конечно же, правовой [7, с. 10–19]. Несмотря на то что, по мнению ученых [3, с. 13–20], Россия занимает одно из ведущих мест в мире по степени экономической безопасности, повышение уровня экономической безопасности процесс непрерывный, а значит и улучшение геопо- литического положения России дело перманентное, требующее обеспечения устойчивого экономического роста, проведения целого ряда организационно-экономических мероприятий и создания для их реализации адаптивной правовой инфраструктуры.
Именно поэтому в рубрике «Главная тема номера» представлены исследования, посвященные таким вопросам, как: «Политико-правовые аспекты защиты конституционных социальных прав граждан в России»; «Концептуально-методологические основы толкования правового нигилизма»; «Преступления против общественной безопасности: проблемы законодательной регламентации». Взаимозависимость и интеграция государств не позволяют рассматривать проблему безопасности, в том числе и правовой, в границах только одной страны, вопросы соотношения, взаимозависимости и взаимовлияния международного и национального права имеют особую актуальность в свете комплексного анализа тесного тандема геополитики и правовой парадигмы. Поэтому в рубрике также рассматриваются вопросы приоритета международного и/или национального права.
Нарастающие тенденции протекционизма и регионализации требуют переоценки традиционных представлений о национальной геополитике, как и о национальной правовой парадигме, сложившихся в последние годы. На сегодняшний день внешнеполитические и внешнеэкономические приоритеты России выстроены в качестве самостоятельного игрока в глобальном мировом пространстве, а также с учетом интеграционных процессов и регионализации. Однако какова должна быть правовая модель в данных внешнеэкономических и внешнеполитических условиях? Какое место занимает Россия в современных геополитических взаимоотношениях? Как влияет современная геополитика на национальную правовую парадигму? И какие правовые механизмы выполняют сегодня роль геополитических юрисдикционных скреп? На эти вопросы постарались ответить авторы рубрики «Главная тема номера» посредством изучения отдельных аспектов согласно своей профильной направленности и отраслевой принадлежности.
Помимо вышеуказанных работ, в главной теме номера рассмотрены также вопросы творческого и механического официального толкования норм права; концептуальных подходов к конвергенции уголовнопроцессуального права с иными отраслями процессуального права; основные проблемы и перспективы развития цифровизации гражданского оборота в контексте цифровой социально-экономической парадигмы; баланса публичного и частного в договорных правоотношениях.
Список литературы Институционально-правовая парадигма как основа построения цивилизованного геополитического пространства
- Броварь, А. В. Геополитика: история и современная трансформация / А. В. Броварь, А. Ю. Гордеева // IX южно-российский политологический конвент «Лидеры, группы, массы: российская политика и вызовы современности» : материалы всерос. конф. с междунар. участием. -2019. - С. 79-85.
- Войниканис, Е. А. Парадигма права как предмет теоретико-правового исследования / Е. А. Вой-никанис // Право и Государство: теория и практика. - 2015. - № 11 (131). - С. 18-21.
- Воронков, А. Н. Влияние геополитики на экономическую безопасность России / А. Н. Воронков // На страже экономики. - 2019. - № 4 (11). - С. 13-20.
- Голоскоков, Л. В. О парадигме современного права в свете угроз гибридных войн / Л. В. Голоскоков // Журнал прикладных исследований. - 2021. -№ 1. - С. 62-67.
- Исаев, Б. А. Геополитика классическая и геополитика современная / Б. А. Исаев // Полис. Политические исследования. - 2011. - № 2. - С. 69-85.
- Кун, Т. Структура научных революций /Т. Кун. - 2-е изд. - М. : Прогресс, 1977. - 300 с.
- Межевич, Н. М. Современность и традиция в российской геополитике. (Статья первая) / Н. М. Межевич, В. А. Шамахов // Управленческое консультирование. - 2020. - № 1 (133). - С. 10-19.
- Осипов, М. Ю. Геополитика и международное право: проблемы взаимодействия / М. Ю. Осипов // Политика и общество. - 2016. - № 6 (138). -С. 721-732.
- Парадигмальность Правосознания / Н. А. Ше-яфетдинова [и др.] // Право и государство: теория и практика. -2020. -№ 3 (183). - С. 114-116.
- Свинин, Е. В. Парадигмы исследования правового порядка / Е. В. Свинин, И. Т. Берестюк // Ius Publicum et Privatum. - 2021. - № 2 (12). - С. 41-44. -DOI: https://doi.org/10.46741/2713-2811-2021-202-41-44.
- Стельмах, Е. Старые и новые интерпретации юридического натурализма / Е. Стельмах // Известия высших учебных заведений. Правоведение. -2017. - № 4 (333). - С. 6-19.
- Шаханов, В. В. Парадигмальные основания юридической науки / В. В. Шаханов // Вестник Владимирского юридического института ФСИН России. - 2006. - № 1. - С. 262-264.
- Deheshyar, H. The Role of Geopolitics in Escalating International Crises (A Case Study : Syrian Crisis) / H. Deheshyar , S. M. Aminabadi // Geopolitics Quarterly. - 2022. - Winter. - Vol. 65. - P. 225-253.
- Does Geopolitics Have an Impact on Energy Trade? Empirical Research on Emerging Countries / F. Li [et al.] // Sustainability (Switzerland). - 2021 (May). - Vol. 91.
- Hanson, T. Geopolitics: Competition in an Age of Shared Global Threats / T. Hanson // Global Governance Futures. - 2021 (Jan.). - P. 53-681.
- Tans, O. Knowledge Construction in Legal Reasoning: A Three Stage Model of Law's Evolution in Practical Discourse / O. Tans // International Journal for the Semiotics of Law. - 2018 (March). - Vol. 1 (31). -P. 1-191.
- Werther-Pietsch, U. Prologue: The Interplay of Geopolitics and Law / U. Werther-Pietsch // Global Power Shift. - 2022. - P. 1-5.