Институциональные особенности развития социальных форм предпринимательства
Автор: Крючкова О.М.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 4-3 (13), 2014 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140109761
IDR: 140109761
Текст статьи Институциональные особенности развития социальных форм предпринимательства
Феномен социального предпринимательства, как коммерческой деятельности, призванной тем или иным образом улучшить социальный статус отдельных категорий населения, активно изучается как отечественными, так и зарубежными экономистами. Не смотря на некоторые различия в терминологии, ученые выделяют ряд общих критериев, характерных для социального бизнеса: наличие социального эффекта и элемента прибыли. Социальный эффект может быть выражен в увеличении числа рабочих мест, повышении социального статуса и возможности самореализации отдельных категорий граждан. Наличие элемента прибыли отличает явление социального предпринимательства от благотворительности. Тем более любопытным представляется вопрос законодательного закрепления статуса социального бизнеса и отражения его отличительных черт в законодательстве.
Необходимо признать тот факт, что в Российской Федерации в настоящее время социальное предпринимательство вполне сложилось как экономическая категория. Предпосылкой для этого послужило желание и возможности бизнеса повлиять на ситуацию в социальной сфере. В 2002 году создается Российский микрофинансовый центр, одной из основных задач которого является поддержка социального бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций.[5] В 2007 году был учрежден Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», призванный оказывать поддержку социальным предпринимателям путем вложения средств в проекты, отобранные на конкурсной основе.[6]
В связи с расширением явления социального предпринимательства и повышением внимания общества к подобным проектам, назрела необходимость законодательного закрепления данного понятия. Меры по поддержке социальных предпринимателей отчасти отражены в Приказе Минэкономразвития Российской Федерации № 220 от 24 апреля 2013 года «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации». В документе предполагается создание и развитие социального предпринимательства, под которым понимается «социально ответственная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на решение социальных проблем».[1]
Субъекты социального предпринимательства, согласно документу, должны обеспечивать выполнение таких условий, как обеспечение занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, выпускников детских домов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, предоставлять услуги в области социального обслуживания граждан, оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам, обеспечения культурно-просветительской деятельности.[1]
Приказ № 220 является важным шагом для установления правового статуса социального предпринимательства. Тем не менее, он не учитывает всей возможной сферы деятельности субъекта социального предпринимательства, так как социальный эффект от предпринимательской деятельности может выражаться не только в выполнении указанных в документе условий. В качестве примера можно привести возможность создания рабочих мест для трудоустройства работоспособных граждан в районах с неразвитой инфраструктурой. Социальный эффект от такого рода предпринимательской деятельности вышеуказанным документом не учитывается.
В ноябре 2013 года законодатели обсудили поправки в Федеральный закон ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Предполагалось внесение в закон отдельной статьи о поддержке социальных предпринимателей, закрепление статуса их деятельности как направленной «на достижение общественно-полезных целей и решение социальных проблем». Тем не менее, данные поправки внесены не были.[3]
В вопросе установления законодательного статуса социального предпринимательства целесообразно обратиться к зарубежному опыту. В частности в Великобритании уже существует целая система законов, направленных на определение статуса и всемерную поддержку социального предпринимательства. 31 января 2013 года вступил в силу закон, предоставляющий социальным предприятиям более широкие возможности в сфере оказания государственных услуг.[7] Правительство страны объективно оценивает свои собственные возможности в вопросе социального обеспечения граждан, и стремиться привлечь к решению подобных задач частный бизнес.
Примечателен и опыт законодательного закрепления статуса социальных предпринимателей в Италии. В этой стране законодательно закреплен статус «социальных кооперативов». При этом присутствует их разделение на группы: группа «А» - организации, оказывающие услуги по социальному обслуживанию и группа «В» - оказывающие любые другие услуги, но с обязательным условием трудоустройства социально незащищенных слоев населения.[2]
Социальный бизнес в нашей стране активно развивается, все большее число предпринимателей осознает свои возможности по улучшению ситуации в обществе в той или иной степени. Имеется и достаточно развитая система поддержки со стороны частных инвесторов. В данном случае идет речь об устойчивом инвестировании, целями которого выступают увеличение доходности, скорректированное с учетом риска, позитивное воздействие на социальную среду путем распределения капитала и включения общечеловеческих ценностей в процесс инвестирования.[4] В настоящее время можно говорить об устойчивой тенденции повышения доверия к социальному подходу в ведении предпринимательской деятельности со стороны органов государственной власти. Законодательное закрепление статуса социального предпринимателя не только позволит государству эффективнее поддерживать его, но в первую очередь продемонстрирует лояльность власти к такого рода деятельности. Один только факт признания успехов бизнеса на поприще решения социальных проблем будет являться мощным стимулом по дальнейшему развитию социального предпринимательства в России.
Список литературы Институциональные особенности развития социальных форм предпринимательства
- Крючкова О.М. Устойчивые инвестиции -новое направление в развитии финансовых рынков//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 5-2. С. 157.
- Крючкова О.М. Социальное ответственное инвестирование как инструмент трансформации ценностных ориентиров бизнеса//Человеческий капитал. 2011. № 11. С. 89.
- Приказ Минэкономразвития России № 220 от 24.04.2013 г. «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallbusiness/support/doc20130424_06 (дата обращения: 29.09.2014).
- Гришина Я.С. «Сравнительно-правовое исследование социального предпринимательства в странах Америки и Европы»//Вестник Пермского университета 2012. Выпуск 2(16) http://territoriaprava.ru/topics/49465 (дата обращения: 29.09.2014).
- Зверева Н.И. «Законодатель мод» http://www.nb-forum.ru/social/laws/zakonodatel-mod.html (дата обращения: 29.09.2014).
- Мамута М.В. «Социальный бизнес: Перспективы есть» http://экономри.рф/72/пресс-служба/новости/1372849958 (дата обращения: 29.09.2014).
- «Социальное предпринимательство и благотворительность» http://www.nb-forum.ru/about/(дата обращения: 29.09.2014).
- Public Services (Social Value) Act 2012 http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2012/3/enacted (дата обращения: 29.09.2014).