Институт юридического лица в дореволюционной России: теоретические идеи и практическая реализация

Автор: Ахмедова М.Д.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 1 (65), 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье обозначены основные теории юридических лиц. Развитие законодательства об юридических и его практической реализации на примере первых юридических лиц Российской Империи. А также представлены различные точки зрения в гражданском праве на данный счет.

Гражданское право, правосубъективность юл, субъект гражданского права, юридическое лицо, теория фикции

Короткий адрес: https://sciup.org/140288882

IDR: 140288882

Текст научной статьи Институт юридического лица в дореволюционной России: теоретические идеи и практическая реализация

Отечественный цивилист Г.Ф Шершеневич, определяя юридическое лицо, «как все, что, не являясь физическим лицом, признается объективным правом как способное с учетом определенной цели быть субъектом права», являлся сторонником теории фикции«В действительности, — писал Г. Ф. Шершеневич, — всякий субъект есть создание объективного права…

Юридическое представление о субъекте вызывается потребностями юридической техники, которые, в свою очередь, обусловливаются необходимостью разграничения интересов».1

В свою очередь, Д.И.Мейер писал: «Независимо от того, насколько естественным кажется признание правосубъектности, юридическое лицо является субъектом права только в исключительных случаях и поэтому всегда требует признания со стороны государственных органов».2 Его позицию поддерживал А.М.Гуляев. 3 В теории фикции юридическое лицо признается фиктивным лицом, созданным законом для достижения определенных юридических целей. Такими свойствами субъекта права, как сознание и воля, на самом деле обладает только человек. Однако законодатель, преследуя практические цели, признает особенности человеческой личности за юридическими лицами, воплощает их. С помощью юридической фикции создается юридическое лицо, существующее только как абстрактное понятие.

По вопросу о том, что именно подлежит персонификации в юридическом лице, в гражданском праве существуют разные мнения. Итак, А. Гуляев, являясь сторонником теории фикции, отметил, что для существования юридического лица необходим физический субстрат, с которым связана имущественная правоспособность.4 Д. Азаревич под «персонификацией» имел ввиду придание в силу фикции качеств человеческой личности некой основе или же «субстрату».5

Что касается правоспособности, то сторонники данной теории признавали существование правоспособности, но только в области частного права. Так же юридическое лицо недееспособно. Юридическое лицо, как утверждали сторонники этой теории, не может иметь сознания и воли и, следовательно, дееспособность.

В этой концепции получила свое обоснование идея о необходимости государственного контроля, как за созданием юридического лица, так и за деятельностью его органов управления. Что можно наблюдать на практике в этот период. Одним из первых юридических лиц Российской империи является созданное Петром Великим «Российско-американская компания», созданная как для получения прибыли, так и для развития русских колоний на Аляске. Государство отвечало по обязательствам компании.

Представители теории фикции утверждали что, юридические лица могут возникать только в разрешительном порядке или в порядке легального признания для некоторых категорий. А разрешительный порядок предполагает создание юридического лица на основе разрешения органа государственной власти.

Например, создание коммерческого корпоративного юридического лица «Русская торговая компания в Константинополе», созданного по частной инициативе и с разрешения Сената в середине 18 века. А впоследствии, после опубликования манифеста Александра I, в котором были консолидированы акционерные общества и введены новые организационно-правовые формы: полноценные товарищества и коммандитные товарищества, компании создавались буквально по воле государя.

Юридическое лицо в этой теории рассматривается как. «существующая в реальности», а не воображаемый субъект права, особый социальный организм со своей волей, не сводимый (что было характерно для теории фикции) к воле составляющих его лиц. Так, А.А. Покровский писал: «Юридическое лицо не есть нечто мертвое и безжизненное, оно является, напротив, некой живой клеточкой социального организма».6

Таким образом, очевидно, что общепринятой доктрины юридического лица в науке гражданского права в дореволюционной России не было. Термин «юридическое лицо» в законодательстве впервые появился в статье 80 Основных законов издания 1906 г., а до этого в законе, естественно, проводилось различие между физическими и юридическими лицами, а для второго даже существовал специальный термин «сословие лиц», но в законе конкретно не упоминаются юридические лица. Существование юридических лиц в праве дореволюционной России было признано практикой, в частности, практикой Гражданского кассационного департамента Правительствующего сената. Таким образом, доктрина юридических лиц, принятая Сенатом, была основана на статье 698 Свода законов (часть 1 тома X), которая лишь косвенно признавала его существование, говоря о субъектах, которые могли приобретать права собственности. Теоретические положения о юридическом лице впервые были воспроизведены Сенатом в решении по делу Ткачукова с обществом крестьян Витинской волости. 7

Тезисы этого решения часто использовались в практике Кассационного департамента Правящего Сената: «Юридическое лицо - это субъект права, не укладывающийся в понятие физического лица. Юридические лица появляются искусственно, с разрешения компетентных органов, для достижения определенных целей.»

Следовательно, юридическое может владеть всеми теми правами, которые необходимы ему для достижения его особой цели , и, как следствие, эти права определяются актом, которое создает и признает существование юридического лица. Любое действие юридического лица, направленное на достижение цели, выходящей за рамки той цели, ради которой оно существует, не может считаться законным, так как представляет собой присвоение не принадлежащего ему права».8

Среди основных характеристик юридического лица, выделяемых на основе толкования российского законодательства, большинство исследователей выделяли: самостоятельное участие в правоотношениях от своего имени; наличие имущества, отличного от имущества его членов (имущественная независимость); осуществление деятельности через свои органы (придерживаясь принятой в теории фикции юридического лица терминологии - представители); место жительства, отличное от места жительства его членов; легитимность (возможность выступать в качестве истца и ответчика в суде).

Следует отметить, что эти признаки были даны учеными в связи с рассмотрением признаков товарищества как юридического лица в соответствии с законодательством того времени и были сформулированы как знаки различия по отношению к физическим лицам. Ряд авторов, в большей степени придерживаясь представлений реалистической теории, также выделили такие признаки, как наличие самостоятельной цели деятельности у юридического лица, конкретной организации и имущества необходимого для достижения этой цели.

Институт юридического лица постепенно эволюционировал под влиянием действующих правовых норм с учетом меняющихся условий. В целом эффективность деятельности юридических лиц в дореволюционной России была высокой, особенно во второй половине XIX - начале XX веков.

Таким образом, можно утверждать, что в какой-то степени существование юридического лица в дореволюционной России не было напрямую связано с его законодательным закреплением. Юридическое лицо проявляло себя в «живом», «актуальном» праве, а регистрация его структуры и принципов деятельности считалась общественным правотворчеством. Различные формы юридических лиц как субъектов предпринимательской деятельности имели свои особенности, свои особые функции в экономической жизни страны, а успешное развитие экономики было обусловлено именно гармоничным сочетанием всех форм.

Список литературы Институт юридического лица в дореволюционной России: теоретические идеи и практическая реализация

  • Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права.
  • Д.И.Мейер, Российское гражданское право, чтение, Н.Тиблена и Ко., 1864, с.99.
  • Гуляев А.М., Русское гражданское право. СПб: Типогр.М.М.Стасюлевича, 1913
  • Гуляев А. М. Российское гражданское право. СПб.: Типография М. М. Стасюлевич, 1913
  • Журнал гражданского и уголовного права. Издание Петербургского юридического общества. Книга I, январь - СПб.: Сенатская типография
  • Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. Петроград, 1917
  • Pешение от 1880 г. N 246.
  • Pешение от 1882 г. N 151
Статья научная