Институт потерпевшего в истории советского уголовного судопроизводства

Автор: Липунова Л.В.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 4-3 (13), 2014 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140109817

IDR: 140109817

Текст статьи Институт потерпевшего в истории советского уголовного судопроизводства

В истории российского судопроизводства понятие «потерпевшего от преступления» появилось в начале XVIII века. Законодательство времен Российской империи очень подробно и детально регламентировало права потерпевшего в уголовном процессе, что позволяло ему быть полноправным участником процесса[3, c.33]. Потерпевший в полной мере мог осуществлять свои права и отстаивать свои интересы в различных ситуациях.

Декретом о Суде № 1 от 23 ноября 1917 года была разрушена система норм уголовно-процессуального законодательства, в том числе и нормы, касающиеся процессуального статуса потерпевшего.

Данный Декрет заменил мировых судей на местные суды в лице постоянного местного судьи и двух очередных заседателей.

Местные суды решали все гражданские и уголовные дела, если обвиняемому угрожало наказание не свыше двух лет лишения свободы. Помимо этого, Декрет о Суде № 1 устанавливал правило, согласно которому стороны по делам частного обвинения могли разрешать спор, минуя судебное вмешательство. «По всем спорным гражданским, а также частноуголовным делам стороны могут обращаться к третейскому суду»[3] (порядок организации и деятельности третейских судов был определен позднее в декрете ВЦИК от 16 февраля 1918 г. «О третейском суде»).

Все последующие декреты еще более ущемляли права потерпевшего. Судопроизводство происходило по правилам Судебных уставов 1864 г., поскольку они не были отменены декретами ВЦИК, то есть и в послереволюционной России признавалась их значимость, в том числе и по вопросам процессуального статуса потерпевшего.

Постановлением ВЦИК от 25 мая 1922 г. Был принят первый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Советской Республики. В отличии от декрета о суде, он тщательно регламентировал права участников уголовного судопроизводства, в том числе и потерпевшего. В ст. 8 говорится, что «Обвинение на суде поддерживается прокуратурой. Потерпевшему право обвинения предоставляется лишь в случаях, установленных законом». Дела частно-публичного обвинения возбуждаются по жалобе потерпевшего и подлежат прекращению в случае примирения его с обвиняемым. Примирение допускается только до вступления приговора в законную силу. Но «если прокуратурой признано будет необходимым вступить в дело в целях охраны публичного интереса, то поддержание обвинения в этом случае принадлежит только прокуратуре и дело не подлежит прекращению в случае примирения потерпевшего с обвиняемым» (ст.10).

Потерпевший вправе предъявить к обвиняемому и к лицам, несущим ответственность за причиненные обвиняемым вред и убытки, гражданский иск, который подлежит рассмотрению совместно с уголовным делом (ст. 14).

Уголовно-процессуальный кодекс того времени наделяет потерпевшего правом иметь представителя: «В качестве представителей интересов потерпевшего в тех случаях, когда ему предоставлено право поддержания уголовного обвинения, могут участвовать в деле: члены коллегии защитников, близкие родственники потерпевшего или его законные представители, а также уполномоченные профсоюзов, инспектора труда, представители Рабоче-Крестьянской Инспекции по делам их ведения» (ст. 55).

Согласно ст. 100 УПК РСФСР 1922 г. Потерпевший наделяется правом обжалования действий органов расследования, так, если ему «отказывают в производстве дознания или предварительного следствия, о чем объявляют заинтересованным лицам или учреждениям, таковой отказ может быть обжалован в семидневный срок заявителями в надлежащий суд».

Наделяя потерпевшего правом заявлять гражданский иск (ст. 14), законодатель того времени наделяет определенным набором обязанностей лиц, производящих предварительное расследование. Если следователь усмотрел в деле, что совершением преступления причинен вред и убытки потерпевшему, то он обязан разъяснять последнему его право предъявить гражданский иск. Эти действия отмечаются в протоколе. Если потерпевший предъявляет гражданский иск, следователь обязан рассмотреть его ходатайство и составить мотивированное постановление о признании потерпевшего гражданским истцом или об отказе в признании.

Ст. 258 УПК РСФСР (1922 г.) указывала: «Народный суд, признав, что обстоятельства, о разъяснении которых ходатайствуют стороны, могут иметь значение для дела, не вправе отказать в вызове свидетелей и экспертов и в истребовании других доказательств на том лишь основании, что дело достаточно уже выяснено. Равным образом народный суд не вправе ограничивать число свидетелей, вызываемых сторонами, или избирать из указанных сторонами свидетелей и экспертов тех или иных лиц для вызова в судебное заседание».

Существенные изменения положения потерпевшего в советском уголовном процессе связаны с принятием в 1958 г. Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик [1].

Так, впервые в отечественной истории уголовного судопроизводства дано определение понятия потерпевшего (ст. 24. Основ) и установлен перечень его процессуальных прав, существенно расширенный относительно ранее действовавшего законодательства [5, c.82]. В ст. 38 Основ было предусмотрено также равенство прав участников судебного разбирательства, к числу которых отнесен и потерпевший. Расширение прав потерпевшего было связано в первую очередь с происходившими в стране политическими преобразованиями, осуждением «культа личности» и попытками ввести в общественную жизнь и государственное управление элементы уважения к правам человека.

Аналогичное Основам понятие потерпевшего было закреплено в УПК РСФСР 1960 г. [2]. Так, согласно ч.1. ст. 53 УПК РСФСР потерпевшим признавалось лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. О признании гражданина потерпевшим лицо, производящее дознание, следователь или судья должны были вынести постановление, а суд – определение.

Согласно ч.2. ст. 53 УПК РСФСР, гражданин, признанный потерпевшим от преступления, был вправе давать показания по делу. Потерпевший или его представитель имели право предъявлять доказательства, заявлять ходатайства, знакомиться со всеми материалами дела с момента окончания предварительного следствия, участвовать в судебном разбирательстве, заявлять отводы. Потерпевший имел право в судебном разбирательстве лично или через своего представителя поддерживать обвинение по делам частного обвинения (ч.3 ст. 53 УПК РСФСР). На основании ч.4 ст. 53 УПК РСФСР по делам о преступлениях, последствие которых явилась смерть потерпевшего, права потерпевшего переходили к близким родственникам.

Последующее расширение процессуальных прав потерпевшего было осуществлено уже в первой половине 1990-х гг., на основании Закона Российской Федерации от 16 июля 1993 г. № 5451-1, в отечественный уголовный процесс после 77-летнего перерыва был введен суд присяжных.

Список литературы Институт потерпевшего в истории советского уголовного судопроизводства

  • Ведомости ВС СССР. -1959.-№1.-Ст.12.
  • Ведомости ВС РСФСР.-1960.-№ 40.-Ст. 592.
  • Декрет о Суде № 1. История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. -М., 1995.-239 с.
  • Крюкова Н.И. Исторический опыт становления и развития института потерпевшего в уголовном судопроизводстве России//История государства и права.-2012.-№ 2.-С. 32-37.
  • Липунова Л.В. Деятельность российского суда присяжных в 1866-1889 гг.//Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2013 г.: в 10 частях. Часть 3; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: изд-во ТРОО «Бизнесс-Наука-Общество», 2013.-С.84-86.
Статья