Интеграция концепции устойчивого развития в региональную экономическую политику

Бесплатный доступ

Работа посвящена вопросам оценки степени интеграции концепции устойчивого развития в документы стратегического планирования регионов и региональную экономическую политику. Анализируются документы, разрабатываемые в рамках целеполагания (стратегии социально-экономического развития) и планирования – программирования. На примере Липецкой области рассматривается комплексный подход к сквозному учету ESG принципов в управлении социально-экономическим развитием и деятельности всех акторов.

Региональная экономическая политика, устойчивое развитие, ESG, ЦУР, социально-экономическое развитие, стратегическое планирование, флагманские проекты

Короткий адрес: https://sciup.org/148331205

IDR: 148331205

Текст научной статьи Интеграция концепции устойчивого развития в региональную экономическую политику

Вопросы устойчивого развития заняли одно из центральных мест в политической и экономической повестке последнего десятилетия. Оставив за рамками предметной области данной работы вопросы о рациональной степени «озеленения» европейской экономики и реальной степени имплементации ЦУР и ESG принципов в деятельность компаний, а также дискурс о гринвошинге и использовании зеленой повестки в качестве инструмента недобросовестной конкуренции, обратимся к первоначальной идее концепции устойчивого развития и ее насущной необходимости в условиях действительно нарастающей антропогенной нагрузки на природную среду и ограниченности ресурсов в условиях мобилизационного характера экономики, который, безусловно, приняла отечественная действительность в условиях текущей геополитической напряженности.

ГРНТИ 06.61.33

EDN VKAOFX

Владислав Сергеевич Назаренко – старший преподаватель кафедры «Экономика и финансы» Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; аспирант Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина. ORCID 0000-0002-0961-0759

Россия стремится именно к устойчивому экономическому и социальному развитию в долгосрочном периоде, что подтверждается обновленным Указом Президента РФ о национальных целях развития [11] (в том числе и путем выделения в самостоятельную цель достижения экологического благополучия). Имплементация подходов и положений концепции устойчивого развития и ЦУР, в частности, в стратегическое планирование на федеральном уровне оформлена в относительно целостную систему, что подтверждается рядом обзоров [2-3] и исследований [1, 6, 7]. В то же время, вопросы внедрения подходов устойчивого развития в региональное управление и региональную экономическую политику остаются недостаточно исследованными, что определяет актуальность и цель данной работы: проведение анализа степени интегрированности положений концепции устойчивого развития в региональную экономическую политику.

Материалы и методы

Исследование выполнено на основе анализа нормативно-правовых актов и документов стратегического планирования федерального и регионального уровня, аналитических материалов органов исполнительной власти, результатов экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты Российской Федерации, данных консалтинговых компаний.

Результаты и обсуждение

Перечень вопросов, находящихся в ведении регионов, весьма обширен. Обладая всей полнотой государственной власти в данных сферах, субъекты Российской Федерации определяют основные векторы развития социально-экономических систем и территорий. Аналогично и в вопросах совместного ведения регионы могут выступать с инициативами, не противоречащими национальному курсу, тем самым реализуя свое стратегическое видение. Федеральные власти могут «способствовать» принятию решений в регионах, как это происходило, например, в рамках утверждения и реализации Национального плана мероприятий адаптации к изменению климата [10], когда субъектам было рекомендовано разработать региональные планы по адаптации.

Однако переход к устойчивому развитию требует комплексного, системного подхода, предполагающего внедрение новых принципов и моделей во всех сферах жизнедеятельности. В этом плане особый интерес вызывает отчет Счетной палаты Российской Федерации об анализе документов стратегического планирования субъектов на предмет их соответствия национальным приоритетам и повестке устойчивого развития [8]. Если на национальные цели развития ориентируются все регионы (формальное исключение – ряд субъектов, которые не внесли изменения в свои стратегии социально-экономического развития (СЭР), разработанные до 2018 года или 2020 года, но фактически деятельность всех высших должностных лиц ориентирована на выполнение Указа Президента), то цели устойчивого развития являются добровольным выбором регионов.

Как отмечено в исследовании [8], достижение ЦУР не является самоцелью большинства субъектов, среди ряда регионов, которые отдельно и целенаправленно подчеркивают приверженность концепции устойчивого развития, экспертами Счетной палаты выделена Липецкая область, в основной же массе регионы имеют свои собственные цели и задачи, которые в целом лежат в логике ЦУР. Сопоставительный анализ положений ряда региональных стратегий развития и ЦУР представлен в таблице.

Региональные стратегии охватывают от 12% до 57% задач ЦУР [8], отметим, что среди представленных на рис. 1 регионов только стратегия СЭР Воронежской области содержит в себе положения всех ЦУР. Анализ системы региональных государственных программ, которые выступают механизмом реализации стратегий СЭР, и входящих в них региональных проектов дает более широкую картину объективности и достижимости заявленных целей: если с точки зрения целеполагания максимальное количество выпадающих ЦУР было равно 5 (Владимирская область), то при анализе госпрограмм количество таких ЦУР увеличилось до 6, регпроектов – до 9 (также Владимирская область).

Необходимо отметить, что приведенные результаты экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты были основаны на анализе существовавших на тот момент систем государственных программ регионов и во многом являются несопоставимыми в настоящее время ввиду перехода субъектов на новый проектно-ориентированный подход к разработке государственных программ, лежащий в логике изменений, произошедших на федеральном уровне в системе управления государственными программами Российской Федерации [9]. В рамках изменившегося подхода многими регионами были разработаны новые государственные программы.

Таблица

Сопоставимость ЦУР с целями Стратегий социально-экономического развития регионов

Цели устойчивого развития

о

Я о л о CQ

ч ко о

W Д

д д

ч ко о

о

о

д

д

Н

ко о

2

ко о

Д д ко

д ко о

ей

О

о CQ

ко о

ей

д д ей

о д о

1. Ликвидация нищеты

2. Ликвидация голода

3. Здоровье и благополучие

4. Качественное образование

5. Гендерное равенство

нет

нет

нет

6. Чистая вода и санитария

7. Доступная и чистая энергия

8. Достойная работа и экономический рост

9. Промышленность, инновации и инфраструктура

нет

10. Сокращение неравенства

11. Устойчивые города и сообщества

12. Ответственное потребление и производство

13. Борьба с изменением климата

нет

нет

14. Сохранение морских экосистем

нет

нет

нет

нет

нет

нет

15. Сохранение экосистем суши

16. Мир, правосудие и эффективные институты

нет

нет

17. Партнерство в интересах устойчивого развития

нет

нет

Составлено автором на основе [8].

Далее проанализируем кейс Липецкой области, которая определила достижение устойчивости в качестве целевого состояния к 2030 году. Главная стратегическая цель отражает данное видение: «Липецкая область – 2030 – регион высокого качества жизни с развитым промышленно-технологическим сектором экономики и экологичным сельским хозяйством, где власть, бизнес и граждане разделяют ценности устойчивого развития и руководствуются принципами ESG» [4]. На достижение поставленной цели направлены 5 стратегических целей, в том числе одна специализированная, нацеленная на цифровую, управленческую и ESG-трансформацию.

Основной курс на комплексный учет положений концепции устойчивого развития в регионе задает ESG-манифест, представленный на рис. 1, который подчеркивает приверженность всех акторов субъекта новой модели развития. На практическую реализацию манифеста направлены задачи Стратегии СЭР и сформированная система флагманских проектов. В рамках поставленных к 2030 году задач регион планирует осуществить интеграцию целей достижения устойчивости и конкретных финансовых инструментов, в том числе в рамках ответственного / зеленого финансирования, стимулирования ГЧП и активизации деятельности бизнеса в контексте взаимодействия с локальными сообществами, КСО, экологической ответственности, а также создание региональной системы управления ESG-рисками, проведение аудита региональных госпрограмм и региональных проектов на соответствие принципам устойчивости и корректировку системы в случае необходимости.

Система флагманских проектов Липецкой области содержит координирующий, интегральный проект «ESG трансформация», а также предполагает активное внедрение принципов устойчивости в биз-нес-процессы. Ярким примером является флагманский проект «Промышленно-технологический кластер Липецкой области на основе ESG принципов», структура которого приведена на рис. 2. Он включает девять приоритетных проектов, в том числе формирование самого инновационного кластера, развитие производства электромобилей (в 2022 году открыт завод «Моторинвест»), выпуск высокотехнологичных строительных материалов, создание транспортных хабов, кадровое обеспечение экономики.

Регион

Бизнес

Город / поселение

Население

Environmental Качество окружающей среды и экологии

Окружающая среда и экоинфраструктура

Эко-производство

Эко-город

Эко-граждане

Качественная, экологичная окружающая среда. Природосберегающие здания и сооружения. Экологически обоснованный комплекс охраняемых территорий. Экологичные, малоотходные, зеленые городские и сельские технологии, ЖКХ

Сокращение выбросов парниковых газов. Рациональное использование природных ресурсов. Соблюдение экологических законов. Высокие стандарты экологического управления

Использование возобновляемых источников энергии. Обеспечение баланса застроенных территорий и земель сельхозназначения, лесов и рекреации. Инновационные эко-решения (Smart home)

Экологическая грамотность. Осознанное потребление ресурсов. Инициация и реализация социальных проектов, в т.ч. экологических

Social

Качество социального развития

Социально-ориентированная политика

Социально-ответственный бизнес

Социальное   про

странство

Гражданская ответственность

Обеспечение занятости и доходов населения. Всеобщий охват услугами здравоохранения. Обеспечение качественного образования. Социальная защита граждан. Сокращение числа бедных

Реализация социальных проектов. Создание новых рабочих мест, в т.ч. для людей с ОВЗ, пенсионеров. Корпоративное волонтерство. Социальное инвестирование

Развитие социума и качества человеческого капитала. Обеспечение коммуникативного, ментального и информационного пространства города

Участие населения в осуществлении местного самоуправления. Саморазвитие каждого гражданина. Развитие талантов

Governance Эффективность управления и устойчивость экономического развития

Государственное управление и устойчивое развитие

Корпоративное управление и устойчивое развитие

Муниципальное управление и устойчивое развитие

Семейный и личный менеджмент, саморазвитие

Стимулирование устойчивого (sustainable) роста экономики. Поддержка ESG-ориентированного бизнеса, в т.ч. МСП. Обеспечение роста инвестиционной   привлека

тельности и экспорта. Вовлеченность граждан в общественную жизнь региона.   Предоставление

качественных   государ

ственных услуг

Применение лучших практик корпоративного управления. Стимулирование устойчивого развития. Внедрение современных технологий и их трансфер. Обеспечение прав сотрудников и акционеров. Рост качества аудита

Оперативность работы аппарата управления. Использование современных технологий. Рациональность организационной структуры управления. Высокая степень достижения основных целей муниципального управления

Применение моделей семейного

управленческого процесса. Ориентация на общество. Рациональный выбор характера взаимоотношений в семье. Саморазвитие личности и социума

Рис. 1. ESG-манифест Липецкой области [4]

Отдельно следует отметить проект «Зеленая ОЭЗ», который предполагает привлечение ответственных инвесторов на площадки ОЭЗ ППТ «Липецк» и подготовку ряда требований к будущим инвестиционным проектам. В продолжение практики стимулирования бизнеса к ответственному поведению Липецкая область в 2023 году второй в ЦФО (после Владимирской области) приняла областной закон

«О развитии ответственного ведения бизнеса в Липецкой области» [5], который направлен на определение критериев признания бизнеса ответственным (придерживающимся подходов устойчивого развития и благоприятно влияющим на развитие области) и определение мер поддержки такого бизнеса.

Данная инициатива реализуется в рамках поддерживаемого ассоциацией межрегионального социально-экономического взаимодействия «ЦФО» ЭКГ-рейтинга. При этом, обратим внимание, что данный закон является во многом рамочным, требует значительной работы как по подробному обоснованию критериев признания, так и по оценке эффективных мер поддержки.

Промышленно-технологический кластер Липецкой области на основе ESG принципов

ПП «Формирование конкурентоспособного инновационного промышленно-технологического кластера»

ПП «Кадры для новой экономики»

Агротехнологии/ Пищевая промышленность

Металлоемкие производства / Ма шины и оборудова ние

Химпром и фа рма

ПП «Агротехнологический ХАБ», ПП «Теплицы нового поколения»

Электротранспорт / Беспилотники

Робототехника и ста нкостроение

Строительство / Умный дом

Субкла стер по производству сельскохозяйственных ма шин и оборудования (Horsch, Kverneland, ПАО «ГКЗ»)

Инвестпроекты по производству средств за щиты растений (BayerAG, Syngenta AG)

ПП «Высокотехнологичные стройматериалы и компоненты Smart Home»

ПП «Электромобили»

Новая энергетика

Цифровые двойники производственных процессов

Субкла стер станкостроения и станкоинструментальной промышленности

Инвестиционный проект «Производство элементов пита ния» (ООО «Энергия»)

Проект ЛГТУ

ПП «Развитие экспорта»

ПП «Развитие экспорта»

ПП «Центрально-Черноземный хаб» (межрегиональный проект)

Координация и синхронизация маркетинга и продвижения. Межрегиональные проекты

Рис. 2. Состав федерального проекта «Промышленно-технологический кластер Липецкой области на основе ESG принципов» [4]

Заключение

Проведенный анализ показал, что концепция устойчивого развития в целом находит свое отражение на региональном уровне в большей степени в части документов целеполагания, и в меньшей степени в части документов программирования. При этом данное отражение зачастую обеспечивается интеграцией ЦУР и национальных целей развития и последующей имплементацией декомпозиции национальных целей во все документы стратегического планирования нижестоящих уровней. В то же время, отдельные регионы уделяют большее внимание имплементации повестки устойчивого развития, формируя сквозной учет основных постулатов концепции с целью обеспечения долгосрочного развития социально-экономической системы региона и достижения благополучия населения при сохранении баланса интересов различных сфер, текущих и будущих поколений.

Статья научная