Интегро-дифференциальные уравнения для квазистационарного электромагнитного поля в немагнитном проводящем теле с дефектом
Бесплатный доступ
Рассмотрена начально-краевая задача для системы уравнений Максвелла в квазистационарном приближении применительно к случаю неферромагнитного проводящего тела, находящегося в поле стороннего тока. Предполагается, что тело неоднородно по своим проводящим свойствам и, кроме того, содержит в себе объемный дефект в виде полости (непроводящую подобласть). Задача рассматривается в классической постановке: напряженности электрического и магнитного полей предполагаются непрерывно-дифференцируемыми вне границ раздела проводящих и непроводящих областей и непрерывным образом продолжаемыми на границы этих областей; при этом границы областей являются поверхностями Ляпунова. На этих поверхностях напряженности электрического и магнитного поля удовлетворяют обычным условиям сопряжения: их тангенциальные компоненты непрерывны; кроме того, на бесконечности напряженности достаточно быстро убывают. На основе указанных допущений выводятся интегро-дифференциальные уравнения для напряженностей электрического и магнитного поля; полученные интегро-дифференциальные уравнения учитывают как предполагаемую неоднородность проводника, так и наличие указанного объемного дефекта в нем. Доказывается равносильность полученных интегро-дифференциальных уравнений и исходной начально-краевой задачи для уравнений Максвелла: как для электромагнитного поля внутри проводника, так и снаружи проводящего тела.
Начально-краевая задача, уравнения максвелла, квазистационарное приближение, интегро-дифференциальные уравнения, объемный потенциал, потенциал простого слоя
Короткий адрес: https://sciup.org/147244263
IDR: 147244263 | DOI: 10.14529/mmph240306
Текст научной статьи Интегро-дифференциальные уравнения для квазистационарного электромагнитного поля в немагнитном проводящем теле с дефектом
Краевые и начально-краевые задачи электродинамики применительно к проводящим средам имеют существенную прикладную значимость для электротехники, радиотехники и неразрушающего контроля. Уравнения электродинамики в интегро-дифференциальной форме более удобны, чем дифференциальные уравнения Максвелла (как для исследований общего характера, так и для конкретных численных расчетов). Поэтому не теряет актуальность вывод, исследование и решение интегро-дифференциальных уравнений для различных пространственных комбинаций материальных сред (в том числе для задач вихретоковой дефектоскопии).
Ранее были выведены и исследованы интегро-дифференциальные уравнения для неферромагнитного проводника с объемным дефектом [1-3]. Но в этих уравнениях не была использована квазистационарность, типичная для вихретоковых методов неразрушающего контроля. Для ква-зистационарного электромагнитного поля в неферромагнитных проводящих телах тоже были получены интегро-дифференциальные уравнения, но применительно к случаям бездефектных проводников [4, 5]. Однако в контексте вихретоковой дефектоскопии немалый интерес представляет случай неоднородного проводника с объемным дефектом-полостью - в представленной работе получена соответствующая система интегро-дифференциальных уравнений.
Вывод интегро-дифференциальных уравнений
Предположим, что проводящее тело с полостью занимает ограниченную область Q в трехмерном пространстве R3; введем обозначение Q e = R3 \ Q . Полость занимает область Q 1 , замы-
Марвин С.В. Интегро-дифференциальные уравнения для квазистационарного электромагнитного поля в немагнитном проводящем теле с дефектом кание которой включается в Ω : Ω1 ⊂ Ω . Сторонний ток протекает только в ограниченной области T ; замыкания Ω и T не пересекаются: Ω ∩ T = ∅ . Будем считать, что ∂Ω , ∂Ω1 и ∂T являются поверхностями Ляпунова (символ ∂ для множества обозначает его границу). Кроме того, предположим, что ∂Ω и ∂Ω1 гомеоморфны сфере; из этого, в частности, следует, что Ω и Ω1 объемно и поверхностно односвязны. ∂T гомеоморфна тору; из этого вытекает, что T объемна, но не поверхностно однозвязна (см. рисунок).

Проводящее тело с объемным дефектом и сторонний ток
Удельная электропроводность γ проводящей подобласти Ω \ Ω 1 не зависит от времени t . Как функция пространственных координат r = ( x 1, x 2, x 3 ) , γ ( r ) равномерно непрерывна в Ω \ Ω 1
вместе со своими первыми производными. Кроме того, inf γ ( r ) > 0 . В точках, внешних по от- r ∈ Ω / Ω 1
ношению к проводящей подобласти Ω \ Ω 1 , то есть в Ω 1 ∪ Ω e , γ ( r ) ≡ 0 и диэлектрическая проницаемость равна 1. Рассматриваются исключительно немагнитные среды, поэтому магнитная проницаемость равна 1 во всем пространстве. Относительно плотности стороннего тока J ( r, t ) будем предполагать, что это непрерывно дифференцируемая векторная функция t ∈ [ 0; +∞ ) и r ∈ T . Кроме того, divJ ≡ 0 и Jn ∂ T = 0 , где индекс n обозначает нормальную компоненту.
Заметим, что при отсутствии проводника в области Ω квазистационарное электромагнитное поле определялось бы по известным формулам через объемный векторный потенциал от заданного источника J ( r, t ) ; такое поле называется первичным [5]. Напряженность первичного электрического поля E0 непрерывно дифференцируема по пространственным координатам при r ∈ ℝ3 . Напряженность первичного магнитного поля H0 непрерывна при r ∈ ℝ3 , но ее производные терпят разрыв н а ∂ T . Появление проводника в области Ω равносильно появлению вторичных источников в Ω , что не должно сказаться на непрерывности и гладкости итоговых напряженностей в Ω e . Поэтому при постановке задачи от напряженности электрического поля E и напряженности магнитного поля H при r ∈ Ω e мы будем требовать наличие тех же свойств непрерывности и дифференцируемости.
Кроме того, E и H должны быть непрерывно дифференцируемыми векторными функциями пространственных координат при r ∈ Ω 1 и r ∈ Ω \ Ω 1 , а также должны быть непрерывным образом продолжаемыми на ∂Ω и ∂Ω 1 с каждой стороны поверхности (хотя при переходе через поверхности раздела сред могут быть разрывы). Кроме того, E и H непрерывно дифференцируемы по времени. То есть речь идет о классическом решении.
В квазистационарном случае, за пределами проводящей подобласти [4]:
f divE = 0
rotE = -^ H
^ , (1)
rotH = J (r, t), r G T rotH = 0, rgQj uQe \T где µ0 – магнитная постоянная; точка над функцией обозначает ее дифференцирование по вре- мени.
В проводящей подобласти (r eQ \ Q1) нет необходимости в уравнении с дивергенцией, по- тому что выводы для divE непосредственно вытекают из уравнений с роторами [4]:
jotE = - ^ ) H rotH = ү ( r ) E
E и H на 3Q и 3Q 1 должны удовлетворять следующим условиям сопряжения [4]:
Xmt = E T e ext
>r,int = Ht,ext ’ где индекс t обозначает касательную компоненту вектора; индексы «int» и « ext» обозначают предельное значение соответственно изнутри и снаружи области.
Также E должна удовлетворять следующему интегральному условию на dQ [4]:
J E n,ext dS = 0, (4)
dQ где dS – элемент площади поверхности.
Кроме того, E и H должны удовлетворять следующим предельным условиям на бесконечности:
E = O (1/r 2), r ^+“
H = O ( 1/r 2 ) , r -+» , где r = |r|.
Также в постановке задачи должны фигурировать начальные условия для H : H ( r,0 ) = h ( r ) .
Вектор начальной напряженности электромагнитного поля h ( r ) из физических соображений должен удовлетворять условию соленоидальности: divh ( r ) = 0; тогда из уравнений (1) и (2) вытекает, что при всех t e [ 0; +~ ) divH ( r, t ) = 0 [4].
Решение начально-краевой задачи (1)–(6) – единственное, что доказывается теми же методами, которые были использованы ранее для случая однородного бездефектного проводника [4] (здесь следует обратить внимание на важную роль степеней r в условиях (5)). Кроме того, из (1)–(6) вытекают следующие равенства для H в й3 и E в Q \ Q 1 [6]:
H ( r' t ) =1
Q \Qi
ҮІіЖ dv ■+( J(l4 dv -! 1 Ir — rl T Ir — rl
w Л A o f ү ( r ' ) E ( r ' e t ' A P ( r ' e t 1 J f E ( r ' e t ) grad Y ( r ' )^
E(r, t ) = —- —'-VV --- у— dVV +—grad — f ? dV -
4na\a r - r 4 n J r - r 4 n < r - r / ( r )
Q\Q1 T il Q\Q1 I I' \ /
1 f ^ ( r' ) , 1 f c ( r' ) ,
-----grad Ф I----VdS -“---grad Ф -j----/VS , (8) 4n0 dQ lr - rl 4n0 - r - rl где dV – элемент объема; штрих указывает на переменную, по которой производится интегри- рование; E0 - диэлектрическая постоянная; c и c1 - поверхностная плотность вторичных источников, соответственно, на dQ и 3Q1. Заметим, что слагаемые в (7) и (8), содержащие интегралы от J , определяют напряженности первичного поля H0 и E0 соответственно. Также заметим, что в силу (7) H , по существу, является исключенной неизвестной: H выражается через E . А систему уравнений следует решать для E, c и c1.
Уравнения для c и c1 можно вывести, исходя из граничных условий [4], которые, как следствие, вытекают из (1)-(3): nEint = 0 и n1E ext = 0, где n и n1 - внешние единичные нормали со- ответственно для ∂Ω и ∂Ω1 (см. рисунок). В силу формул для предельных значений нормальной производной потенциала простого слоя [6]:
µ 0 ε 0 γ ( r ′ ) n ( r ) E ( r ′ , t ) dV ′+ µ 0 ε 0 n ( r ) J ( r ′ , t ) dV ′+ ε 0
2π Ω∫ r-r′ 2π T∫ r-r′ 2πΩ\∫Ω1
E ( r ′ , t ) grad γ ( r ′ )
r - r′ 3 γ( r′)
(r -r′)n(r)dV′-
-
1 f г^р (r - r‘) n (r)dS'- 1~ § r1(ri3 (r - r‘) n (r)dS'+a(r )=0, r edQ;
2 π ∂Ω r - r ′ 2 π ∂Ω 1 r - r ′
µ 0 ε 0 γ ( r ′ ) n 1 ( r ) E ( r ′ , t ) dV ′+ µ 0 ε 0 n 1 ( r ) J ( r ′ , t ) dV ′+ ε 0 E ( r ′ , t ) grad γ ( r ′ ) ( r - r ′ ) n1 ( r ) dV ′-
2π Ω∫ r-r′ 2π T∫ r-r′ 2πΩ\∫Ω1 r-r′3γ(r′)
-
1Г f r ( rl ( r - r ‘ ) n1 ( r ) dS'- f r 1^ri 3 ( r - r ‘ ) n1 ( r ) dS '- г ( r ) = 0 , r edQp (10)
2 π ∂Ω r - r ′ 2 π ∂Ω 1 r - r ′
В знаках (9) и (10) учтено, что для ∂Ω речь идет о пределе изнутри, а для ∂Ω 1 – снаружи. В отличие от ранее полученных уравнений для немагнитных бездефектных проводников [4, 5], в (8)–(10) совокупно учтены неоднородность и дефектность (присутствуют соответствующие объемные и поверхностные вторичные источники), и одновременно с этим исключена H , что, очевидно, упрощает решение. Непосредственным дифференцированием, с использованием свойств объемных и поверхностных потенциалов, доказывается, что решение (7)–(10) удовлетворяет не только уравнениям (2) при r ∈ Ω \ Ω 1 , но также уравнениям (1) при r ∉ Ω \ Ω 1 и граничным условиям (3).
Условие (4) для nE ext равносильно следующему:
∫ σ dS = 0 . (11)
∂Ω
У σ и σ1 есть конкретный физический смысл: это поверхностные плотности зарядов, индуцируемых на ∂Ω и ∂Ω1 соответственно (делитель 4πε0 в (8) делает это соответствие не пропорциональным, а буквальным). Таким образом, условие (4) – это условие электронейтральности внешней поверхности проводника ∂Ω (заметим, что для Ω \ Ω1 и для ∂Ω1 электронейтральность следует из самих уравнений и граничных условий, так что ее не нужно отдельно требовать). Уравнения (8) и (9) сами по себе содержат неоднозначность, связанную с σ [7]: к σ можно прибавить любое равновесное распределение зарядов на ∂Ω – условие (11) эту неоднозначность устраняет.
Из (2) и (6) следуют начальные условия для E в Ω \ Ω 1 :
E(r,0) =
1 γ(r)
roth ( r )
Уравнения (8)–(10) удобны тем, что их достаточно решить для Ω \ Ω 1 , ∂Ω и ∂Ω 1 при условиях (11) и (12): тогда E в Ω 1 и Ω e определяется из (8) прямым интегрированием (можно найти E , например, на каком-либо измерительном контуре в Ω e ). Так как ∂Ω и ∂Ω 1 являются поверхностями Ляпунова, на (8)–(10) распространяются все основные теоремы, касающиеся интегральных уравнений со слабой особенностью [7]. H можно найти прямым интегрированием в (7).
Заметим, что выражение (8) для E содержит не только производные от объемных потенциалов и потенциалов простого слоя, но и непродифференцированные объемные потенциалы (первая пара слагаемых в правой части). В общем случае при r → +∞ для объемного потенциала гарантирована асимптотика O ( 1 r ) , но не O (1 r 2) . Покажем, что тем не менее условие (5) для (8) выполняется (в ранее рассмотренных случаях бездефектных проводников [4, 5] этому внимание не уделялось).
По условию J как функция пространственных координат имеет нулевую дивергенцию в T и нулевую нормальную составляющую на границе T ; очевидно, такими же свойствами обладает
J. үЕ и үЕ обладают аналогичными свойствами в Q \ Q1. Для неодносвязных областей с глад- кими границами, гомеоморфными сфере или тору, доказано, что любое такое поле представимо в виде rot w, где divw = 0 и на границе области wT = 0 [8]. Преобразуем интеграл из второго сла- гаемого в правой части (8) (для первого слагаемого преобразования выполняются аналогично):
f j(r', t) . rrot'w(r', t) c f dV' = J r dV = J rotr’
T lr-rl T lr-rl T
^ w ( r 1 , t )
v r r' >
dV '- J grad r ’
T _
( 1 л 1
I x w ( r, t ) dV =
V lr - rI J J
Г [ n T ( r )x w T ( rZ, t ) J d r lr - r1
dS' + J grad r t _
( 1 л
I-----Л xw ( r , t )
V lr - r J
dV' = J rot r T
^ w ( r', t ) л
v ‘ >
w r,t dV' = rot [ . ( ,,) dv', T lr-rl
где индекс у дифференциальной операции указывает на переменную, по которой происходит дифференцирование; n T – внешняя единичная нормаль к T . Таким образом, рассматриваемый интеграл может быть представлен, как ротор от объемного потенциала, и тогда асимптотика O (1 r 2) гарантирована.
Заключение
Несомненную актуальность представляет обобщение полученных результатов, во-первых, на ферромагнитные проводники и, во-вторых, на проводящие тела с негладкими границами (с возможным переопределением функциональных классов, в которых ставится задача, с отказом от классического решения и переходом к решению обобщенному). Это станет предметом дальнейших исследований.
Список литературы Интегро-дифференциальные уравнения для квазистационарного электромагнитного поля в немагнитном проводящем теле с дефектом
- Дякин, В.В. Задачи электродинамики в неразрушающем контроле / В.В. Дякин, В.А. Сандовский. - Екатеринбург: ИФМ УрО РАН, 2008. - 389 с. EDN: QMFYCF
- Марвин, С.В. Существование и единственность решения начально-краевой задачи для однородной системы уравнений Максвелла в случае неферромагнитного дефектного металлического тела / С.В. Марвин // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Физика. Математика. - 2016. - № 1. - С. 105-117. EDN: VVYSAZ
- Марвин, С.В. Начально-краевая задача структуроскопии неферромагнитного металлического тела с инородными диэлектрическими включениями остаточным полем мгновенно выключенного стороннего тока / С.В. Марвин // Дефектоскопия. - 2016. - № 2. - С. 42-54. EDN: VXMEDV
- Тозони, О.В. Расчет трехмерных электромагнитных полей / О.В. Тозони, И.Д. Маергойз. - Киев: Техника, 1974. - 352 с.
- Тозони, О.В. Метод вторичных источников в электротехнике / О.В. Тозони. - М.: Энергия, 1975. - 295 с.
- Кочин, Н.Е. Векторное исчисление и начала тензорного исчисления / Н.Е. Кочин. - М.: Наука, 1965. - 426 с.
- Гюнтер, Н.М. Теория потенциала и ее применение к основным задачам математической физики / Н.М. Гюнтер. - М.: ГИТТЛ, 1953. - 416 с.
- Быховский, Э.Б. Об ортогональном разложении пространства вектор-функций, квадратично суммируемых по заданной области, и операторах векторного анализа / Э.Б. Быховский, Н.В. Смирнов // Математические вопросы гидродинамики и магнитной гидродинамики для вязкой несжимаемой жидкости: сборник работ, Тр. МИАН СССР. - 1960. - Т. 59. - М.-Л.: Изд-во АН СССР. - С. 5-36.