Интеллектуальная рента и подходы к созданию малых инновационных предприятий на базе высшего учебного заведения
Автор: Бабкин Олег Эдуардович, Ильина Виктория Валентиновна
Журнал: Петербургский экономический журнал @gukit-journal
Рубрика: Рыночная организация экономики и обеспечение ее конкурентоспособности
Статья в выпуске: 3 (3), 2013 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена вопросу поиска решения проблемы использования ин теллектуальной ренты вуза в условиях перехода к инновационной эконо мике.
Интеллектуальная рента, инновационная экономика, ма лое инновационное предприятие
Короткий адрес: https://sciup.org/140128813
IDR: 140128813
Текст научной статьи Интеллектуальная рента и подходы к созданию малых инновационных предприятий на базе высшего учебного заведения
С 90-х гг. прошлого столетия Россия пережила один из наиболее сложных экономических периодов в своей истории, связанный с глобальными изменениями в облике общества. Смена экономической формации, сопровождающаяся появлением новых и отменой старых форм собственности, приватизация, нарождение новых производственных отношений, интеграция страны в мировую систему – все это затронуло общество в целом, и при этом часто не согласовывалось не только с мировыми тенденциями в странах со свободным предпринимательством и рыночной экономикой, но и со здравым смыслом.
Актуальнейшей проблемой социально-экономического развития России на тот момент стало принятие программ прогнозирования разного диапазона перспективности – от краткосрочного вариативного прогноза с развернутым региональным разрезом до долгосрочного интегрального прогноза конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности национальной экономики в целом.
Долгосрочный прогноз, включающий, минимум, четыре блока:
-
• прогноз макроэкономических показателей и участия России в мировом рынке;
-
• прогноз научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий;
-
• прогноз территориального развития России и социально-экономического развития регионов;
-
• прогноз населения, его занятости и расселения – должен был учитывать глобальные тенденции научно-технического и социального экономического развития и обосновывать специализацию России на мировом рынке [1]. Он был разработан в рамках [2], там же были определены основные целевые ориентиры направления экономического развития России.
Во-первых, это достижение высоких стандартов благосостояния человека, включающих личную безопасность, доступность качественных услуг образования и здравоохранения, обеспеченность жильем, экологическую безопасность и доступ к культурному достоянию.
Во-вторых, это создание атмосферы социального благополучия и согласия, заключаю- щейся в снижении социальной поляризации общества за счет увеличения доли среднего класса, занятого в сферах экономики знаний, технологий и самообеспечения, до, скажем 50% населения.
В-третьих, это развитие экономики нового толка – экономики лидерства и инноваций, частично переориентированной с энергетического сектора на конкурентоспособную экономику знаний, высоких технологий и интеллектуальных услуг.
В-четвертых, это сбалансированное пространственное развитие, заключающееся в формировании новых территориальных центров роста для нивелирования регионального неравенства и налаживания высокой межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения, что может быть реализовано созданием масштабной транспортной сети.
В-пятых, это переход к экономике, конкурентоспособной на мировом уровне, направленной на выведение России в качестве международного мирохозяйственного центра (в том числе финансового), что обусловлено традиционным геополитическим положением России, исторически имеющей м ноговекторные экономические отношения с европейскими, азиатскими, американскими и африканскими экономическими партнерами.
В-шестых, это создание института экономической свободы и справедливости, реализующего государственную политику, ориентированную на расширение свободы предпринимательства, обеспечение эффективности системы государственного управления и поддержание социальной справедливости.
В-седьмых, это обеспечение системы безопасности граждан и общества, включающей экономическую и продовольственную безопасность, безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и оборонную безопасность.
Системное решение поставленных задач предполагало переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному, социально-ориентированному типу развития, что должно привести к масштабному увеличению конкурентного потенциала отечественной экономики за счет наращивания преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях, и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.
Особенность такого перехода состоит в том, что в условиях мировой конкуренции невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечив опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества.
В настоящее время Россия выделила наиболее приоритетные и перспективные направления развития экономики и реализует или создает условия для реализации задуманных планов, приняв национальную систему поддержки инноваций и технологического развития. От того, насколько последовательно и эффективно будет проводиться государственная политика и финансирование этих направлений, зависят будущее благополучие страны, ее конкурентное преимущество в мире и национальная безопасность. На сегодняшний момент приоритетными направлениями развития экономики России являются: безопасность и противодействие терроризму, индустрия наносистем, информационнотелекоммуникационные системы, науки о жизни, перспективные виды вооружения, военной и специальной техники, рациональное природопользование, транспортные и космические системы, энергоэффективность, энергосбережение и ядерная энергетика [3].
Конечной целью создания системы поддержки является технологическое обновление отечественного производства на основе передовых научно-технических разработок и формирование конкурентоспособного национального сектора исследований.
Итак, в долгосрочной перспективе Россия ориентируется на создание постиндустриального (знаниевого) общества с экономикой, в основе которой лежит поток инноваций, получающих свою материализацию в виде новых, выскоэффективных, наукоемких технологий, товаров и услуг. И в этой системе базовым институтом, обеспечивающим получение, распространение и использование знаний, является национальная инновационная система, включающая научные, научноисследовательские, научно-производственные субъекты, а также субъекты высшей школы и др.
В контексте долгосрочного социально-экономического развития обсуждаются две концепции: открытые инновации и кластеры как их естественная среда.
В 2010 г. Минэкономразвития России предложен проект стратегии «Инновационная Россия-2020», стержнем которой является создание инновационно-технологических территориальных кластеров, представляющих собой по определению «группу географически локализованных взаимосвязанных компаний-поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом» [4, с. 22].
Но для вхождения в территориальный кластер, например, такому субъекту экономики, как вуз, требуется не только наличие собственного научно-исследовательского потенциала, но и географическая определенность относительно кластеробразующего сектора, что далеко не всегда возможно и реализуемо в силу существующего несбалансированного территориального развития. В таком случае субъект не должен выбрасываться из формируемой национально-инновационной системы, его интелектуальный потенциал должен быть востребован на мезоуровне путем создания микрокластера на своей базе, что приведет к наращиванию интеллектуальной ренты субъекта как инструмента стимулирования инновационных процессов [5].
Возможным вариантом микрокластера является создание на базе вуза малых инновационных предприятий, коммерциализирующих результаты научной деятельности.
Таким образом реализуются все составляющие интеллектуальной ренты, имеющие один источник и рентообразующий ресурс: интеллектуальная рента, которая образуется в результате научно-исследовательской деятельности; интеллектуальная рента, которая образуется в результате научно-производственной деятельности (таблица).
В качестве вероятностного реализуемого примера создания микрокластера на базе вуза можно рассмотреть возможность создания на базе Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения малого инновационного предприятия.
Таблица
Разновидности интеллектуальной ренты [5]
Характеристики |
Интеллектуальная рента |
|
Первоисточник |
В научно-исследовательской деятельности |
В научно-производственной деятельности |
Рентообразующий ресурс |
Творческий потенциал работников; компетентность; уровень квалификации и ее повышение; профессиональные навыки; способности и др. |
|
Форма проявления |
Доплаты за ученые степени и звания; доходы от объектов авторского права |
Цена договоров о передаче прав интеллектуальной собственности на результаты интеллектуальной деятельности; штрафы; пени |
Условия образования |
Высокая оценка обществом научного труда; поддержка и стимулирование науки и образования государством |
Коммерциализация результатов научной деятельности |
Условие извлечения |
Институционально зафиксированные различия в квалификации научных работников и законодательная защита их авторских прав |
Четкая спецификация прав на объекты интеллектуальной собственности |
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения» – один из старейших вузов системы Министерства культуры России, непрерывно действующий с 1918 года. Характерным его отличием является специфика подготовки, реализуемая вузом – это единственный вуз России, готовящий весь спектр специалистов для киноиндустрии, телевидения и массме-диа: от творческих профессий до экономических и технических. Вуз обладает огромным интеллектуальным потенциалом, реализация которого должна вывести его на новый уровень и обеспечить стабильное развитие в условиях рыночной экономики.
И если у представителей творческих направлений реализация интеллектуальной ренты обеспечивается созданием творческих продуктов в рамках функционирования учебной киновидеостудии и договоров со студи- ями создания фильмовых продуктов (киностудия «Ленфильм», анимационные студии), то представители технических направлений находятся в более затруднительном положении. Несмотря на высокие аккредитационные показатели эффективности научной деятельности (патенты, монографии, статьи, участие в международных конференциях), практически не происходит реализации интеллектуальной ренты на этапе научно-производственной деятельности, хотя многие из разработок непосредственно относятся к области приоритетных направлений развития экономики (в частности, к индустрии наносистем).
Далеко за примером ходить не стоит. На кафедре технологии полимеров и композитов (структурное подразделение в составе факультета фотографии и технологий дизайна) под руководством профессора О. Э. Бабкина активно реализуется научное направление разработки функциональных композитных материалов, применяемых в различных отраслях хозяйственной деятельности. Наилучшие результаты на данном этапе получены в области создания антикоррозионных покрытий для защиты металлических поверхностей (в том числе аппаратуры, предназначенной для экстремальных условий эксплуатации, подводных съемок), огнезащитных покрытий (для защиты конструкций культурно-массовых объектов), покрытий с функцией защиты от ионизирующего облучения (для защиты оптики). Любая из имеющихся разработок может быть использована в качестве интеллектуальной базы для создания малого инновационного предприятия, а эффективное управление и грамотное планирование могут привести к полной самоокупаемости и прибыльности производства и в перспективе – к финансированию дальнейших разработок, что приведет к наращиванию интеллектуальной ренты и повышению престижа вуза.
Для реализации проектов, подобных созданию малых инновационных предприятий при вузах, можно применить инвестиционную мо- дель «старт-ап», как это принято за рубежом [6], ведь во всем мире учёные-исследователи не обладают необходимыми опытом и знаниями для коммерциализации результатов своих исследований. Чтобы способствовать передачи технологий от фундаментальных исследований к промышленному применению многие западные университеты реализуют так называемые «офисы технологического обмена» (TTOs), которые рассматривают старт-апы, как метод передачи технологий (Feldman and Feller, 2002; Markman et al., 2005; Meyer, 2006) [6]. Но офисы обмена технологиями при университетах и исследовательских институтах и конкурсы бизнес-планов действуют только на стадии научно-производственной реализации интеллектуальной ренты так же, как и венчурные фонды, в то время как создаваемое непосредственно при источнике интеллектуальной собственности малое инновационное предприятие может проводить инвестиции на ранних этапах технологических разработок, стимулируя тем самым увеличение объемов интеллектуальной ренты вуза.