Интеллектуальная собственность как объект гражданских прав

Автор: Латкина В.А.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 12 (52), 2020 года.

Бесплатный доступ

В указанной статье рассмотрено понятие интеллектуальной собственности, отличие его от вещных прав, затронут исторический аспект

Понятие интеллектуальной собственности, правоотношения, исключительные права, вещные права, объекты интеллектуальных прав

Короткий адрес: https://sciup.org/140287517

IDR: 140287517

Текст научной статьи Интеллектуальная собственность как объект гражданских прав

Полноценное функционирование системы интеллектуальной собственности невозможно без четкого терминологического аппарата, так как в последствие этим будет обеспечиваться единообразие в понимании и применении норм законодательства на практике.

Понятие интеллектуальной собственности вызывает многочисленные споры в российской науке, которые сводятся к следующим вопросам: соответствует ли данное понятие международным договорам, в которых участвует Российская Федерация, адекватно ли его применение к правовому режиму объектов, в отношении которых оно используется, место данного понятия в терминологии гражданского права и других отраслей, использующих его1.

Понятие интеллектуальной собственности в большей степени носит условный характер. С момента принятия первых актов, регулирующих авторские и патентные правоотношения, как в рамках функционирования национальной правовой системы, так и на международном уровне, начались споры о разграничении режима вещных и исключительных прав. В данный момент вышеуказанные споры периодически возникают при применении налогового, процессуального законодательства. С другой стороны, переводы международных договоров, актов зарубежного права на русский язык (как правило, с английского и французского языков, термины property и propriete) дают возможность использовать не только вещно-правовую конструкцию права собственности, но и категорию имущества, принадлежности прав2.

Еще при работе над проектом Гражданского Уложения в его основу был положен принцип, согласно которому авторское право (не смотря на то, что автор имеет право издавать, размножать всеми дозволенными способами его произведение) должно отличаться по своей правовой природе от права собственности.

В связи с тем, что термин «интеллектуальная собственность» прочно закрепился в международно-правовых актах, ратифицированных Россией, и, будучи частью ее национального законодательства распространяет свое действие на ее территории, его исключение из пользования не представляется возможным. Однако это не является основанием для применения вещноправового режима к результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации, и, безусловно, более приемлемыми являются термины «интеллектуальные права» и «исключительное право»3.

Введением в действие части четвертой ГК РФ4 породило многочисленные споры среди ученых цивилистов на предмет того, являются ли понятия «интеллектуальная собственность» и «результаты интеллектуальной собственности» синонимами, либо это два диаметрально противоположных понятия.

Вторая глава Всемирной декларации по интеллектуальной собственности, принятой 20 июня 2000 года, четко разграничила термины «интеллектуальная собственность» и «интеллектуальные права». При этом стоит указать, что «интеллектуальные права» именуются «правами интеллектуальной собственности» и являются тождественными понятиями. Так в декларации термин «интеллектуальная собственность» означает любую собственность, признаваемую по общему согласию в качестве интеллектуальной по характеру и заслуживающей охраны, включая, но, не ограничиваясь научными и техническими изобретениями, литературными или художественными произведениями, товарными знаками и указателями деловых предприятий, промышленными образцами и географическими указаниями5.

При проведении сравнительного анализа норм гражданского законодательства и международно-правовых актов, например, положений Стокгольмской конвенции, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), было установлено несовпадение понятий «интеллектуальная собственность». По мнению П.В. Крашенинникова, указанное разногласие имеет место быть, так как целью принятия Стокгольмской конвенции было учреждение ВОИС, определение его принципов и целей работы, а не определение понятийного аппарата. Таким образом, определение и расшифровка понятия «интеллектуальная собственность» в международном правовом акте, можно предположить, что несет условный характер.

По мнению некоторых авторов, имеется не только разногласие в определении понятийного аппарата, но также разнится исчерпывающий перечень объектов, на которые распространяется правовая охрана. В числе объектов отсутствуют научные открытия и защита против недобросовестной конкуренции. Объясняется это тем, что защита против недобросовестной конкуренции выступает как защитный механизм от противоправной деятельности, осуществляемый чаще всего в рамках административного производства, а не как результат интеллектуальной деятельности. Научные открытия как объекты не могут охраняться с помощью режима исключительных прав, в связи с невозможностью обеспечения им монополии.

В нашем отечественном законодательстве впервые понятие «интеллектуальная собственность» было закреплено в Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-I «О собственности в РСФСР» и установлено, что объектами права собственности также являются «продукты творческого и интеллектуального труда».

Согласно статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации к объектам гражданских прав относятся среди прочих охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), которая согласно статье 1225 ГК РФ включает в себя произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; географические указания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения6.

В указанной статье определен исчерпывающий перечень объектов интеллектуальной собственности, под которыми в настоящее время понимаются охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий7. Указанный термин охватывает результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которые, в свою очередь, в силу закона являются не оборотоспособными, т.е. они не могут отчуждаться и иными способами переходить к другим лица. Однако права на такие результаты, материальные носители, содержащие результаты могут отчуждаться. То есть, в настоящее время законодатель постепенно отказывается от использования вещно-правовой категории «собственность» применительно к нематериальным результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним объектам и переходит к категории «интеллектуальные права»8.

Список литературы Интеллектуальная собственность как объект гражданских прав

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2008 г. № 230-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ. 2006. № 52 (часть 1). Ст. 5496.
  • Новоселова Л.А. Право интеллектуальной собственности. Т. 1. Общие положения: Учебник / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л.А. Новоселовой. - М.: Статут, 2017. - 512 с.
  • Кочедыкова Л.Ф., Тимофеева Р.И. Интеллектуальные права и права интеллектуальной собственности //Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. № 16-3. С. 150-151.
  • Колесов Д. Перезагрузка рынка онлайн-видео [Электронный ресурс]// Экономика и социум.-2015.- №1 (06.01.2015).-
Статья научная