Интересы и приоритеты государственного управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России

Автор: Позднякова Елена Владимировна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 6, 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье раскрываются динамические процессы, происходящие под влиянием глобализации рынка и кризисных явлений в экономике, с использованием категории «управленческо-правовое обеспечение управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России». Эта категория рассматривается как совокупность сложных правовых реакций государственного управления на угрозы, имеющие своей целью устранение или максимальное ограничение действия различных звеньев рассматриваемой системы под влиянием внешней среды и кризисных факторов, нарушающих относительное динамическое постоянство внутреннего организма общества. В исследовании автор выводит интегративное определение категории «административно-правовая трансформация управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России» как устойчивого состояния, позволяющего ей эффективно функционировать и динамично развиваться в условиях внешних и внутренних угроз, вызовов и иных опасных воздействий, обусловленных нецивилизованным переходом к рынку, а также мировым экономическим кризисом.

Еще

Инновационные возможности, правовой нигилизм, антикризисное управление, административно-правовая трансформация, кризисные явления, глобализация рынка, трансформация управления, стабильность общества, защита конституционного строя России, безопасность, благополучие

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/14939132

IDR: 14939132   |   DOI: 10.24158/tipor.2018.6.13

Текст научной статьи Интересы и приоритеты государственного управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России

Потребности и интересы современного российского государства, его органов управления во многом имеют отношение к проблемам устойчивого и безопасного развития, путям, механизмам достижения и упрочения настоящего управленческого комплекса. Данный комплекс в отечественной юриспруденции разработан недостаточно теоретически и слабо реализован практически: российская действительность (с ее проблемами, конфликтами и противоречиями) недостаточно обновляется и почти не развивается по пути рационального правопонимания и правоприменения. В связи с этим необходимо различать статический и динамический виды стабильности административно-правовой трансформации управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России. Применительно к субъектам права, обеспечивающим эти виды безопасности, следовало бы ввести своеобразный сертификат безопасности, подтверждающий высокую эффективность проводимой работы по управлению защитой в динамическом типе настоящего правообеспечения. Применение таких сертификатов возможно в открытом обществе, освоившем механизм обновления, социального и политического изменения и развития в пределах сложившейся системы, в котором особенно нуждается современная Россия.

Происходящие под влиянием всемирной глобализации рынка и кризисных явлений в экономике динамические процессы развития современного общества необходимо рассматривать, опираясь на категорию «управленческо-правовое обеспечение управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России». Поэтому все более актуальными относительно управленческих категорий становятся понятия, акцентирующие внимание на стабильности общества. Под стабильностью в данном случае следует понимать многофункциональную систему связей между разнообразными политическими субъектами, для которой характерны как определенная целостность, так и способность наиболее эффективно реализовать возложенные на нее функции (функциональность). Однако нельзя не отметить и этническую составляющую в связи с тем, что стабильность России если не в решающей, то в весьма значительной степени зависит от обеспечения управления защитой конституционного строя, подлинного межнационального равенства, единства субъектов федеративного государства в их региональном и национальном многообразии.

В данном контексте наиболее верным будет интегративное определение категории «административно-правовая трансформация управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России» как устойчивого состояния, позволяющего ей эффективно функционировать и динамично развиваться в условиях внешних и внутренних угроз, вызовов и иных опасных воздействий, обусловленных нецивилизованным переходом к рынку и мировым экономическим кризисом.

Сущность административно-правовой трансформации управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России заключается в том, что основанные на них Стратегия национальной безопасности и антикризисная концепция развития России не ограничиваются исправлением отдельных модернизационных аспектов общественных отношений, порождающих напряженность в обществе. Она характеризуется постоянным упорядочением критических зон государства и общества на основе стратегического планирования и преследует задачу убрать препятствия, затрудняющие нормальное функционирование данной структурно-функциональной системы, равно как и системы национальной безопасности. Административно-правовая трансформация управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России решает определенные, четко поставленные проблемы и имеет своей целью обеспечение полномасштабной безопасности посредством стабилизации общества на основе инноваций, прежде всего в государственно-правовой системе управления делами государства.

Для обеспечения управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия граждан, вероятно, целесообразнее было бы исходить из мобилизационной ситуации, возникающей в условиях всеобщего подъема угрозы войны, принуждения и автономного режима функционирования системы, когда возложенные на нее функции осуществляются главным образом за счет легитимации власти, т. е. добровольной передачи целого ряда управленческих функций высшим эшелонам власти и в связи с этим признания и одобрения сложившегося порядка как естественного, законного и приемлемого психологически. Автономная стабильность и безопасность граждан означают согласование интересов, тогда как в мобилизационной ситуации главенствующим может выступать интерес государства, правящей группы, партии власти.

Правомерно различать правовое обеспечение управления защитой конституционного строя, исполнительной власти, безопасности и благополучия граждан. В данном случае речь идет о смешанном типе правообеспечительной деятельности, обусловленном наличием и последовательным осуществлением конструктивной деятельности властей в интересах большинства; согласованием интересов социальных групп, политических организаций, действующих элит, субъектов политики. В своем единстве стабильность исполнительной власти и рассматриваемый вид обеспечения управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России обусловлены своевременным разрешением и предупреждением уже назревших и только назревающих проблем и конфликтов. Это – консолидация общества, всех политических сил, социальных групп на основании коренной, признанной общенародной цели; рост благосостояния, превышающий рост социальной мобилизации населения; достаточно высокие темпы экономического развития; отсутствие резко выраженного неравенства в распределении доходов [1, с. 36].

Не менее существенными для административно-правовой трансформации управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России являются высокая легитимность и эффективность существующего административно-правового режима.

В Российской Федерации каждая из этих позиций требует длительной и основательной работы властей по правовому обеспечению антикризисного управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России, особенно под воздействием негативных процессов приватизации, становления «дикого рынка» и кризисов. Состояние безопасности, в котором в настоящее время находится страна, можно обозначить как относительную стабильность в условиях глобализации рынка с его кризисной составляющей. Выход из этого состояния не может быть ни простым, ни быстрым, ни легким, это – поворот от вчерашнего дня к будущему инновационному государству.

Стабильность и безопасность исполнительной власти, как правило, достигаются либо силовым путем, либо посредством всеобщего развития демократии. Первое хорошо известно из истории. Иное дело – стабильность, покоящаяся на основе демократии, единства, достигаемого путем согла- сования, консенсуса, консолидации в политических, социально-экономических и правовых отношениях на основе инновационного многообразия, имеющего широкую социальную базу в виде гражданского общества и правового государства, которое в России только начинает формироваться.

Для перехода к инновационному, социально ориентированному способу управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России от угроз вызовов глобализации рынка и кризисов государству в отношениях с экономикой, особенно с субъектами предпринимательской деятельности, необходимо в полной мере руководствоваться принципом концентрации государственного предпринимательства. Причем акцент ставится главным образом на отраслях, которые связаны с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности [2, с. 78], а также с развитием инфраструктуры и с безусловным обеспечением равных условий там, где наряду с государственными функционируют частные компании. При этом важно обеспечить баланс прав миноритарных и мажоритарных акционеров, большую гибкость при построении системы корпоративного управления, законодательное регулирование и судебную защиту акционерных соглашений [3].

Осуществляя эти принципы в интересах правового обеспечения управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России, государство реализует свои сущностные свойства посредством выражения интересов, властвования, организации, подчинения и т. п., через соответствующие функции, что следует из логики системного, структурного и функционального анализа общественных процессов. Существуют различные подходы российских и зарубежных авторов к типологии функций (М.Н. Марченко [4], Б.А. Страшун [5], Н.В. Черноголовкин [6], Т. Парсонс [7], Г. Пауэлл [8] и др.).

От того, в какой степени принятые законы подкреплены эффективностью их использования на практике, напрямую зависит действенность институциональных изменений в системе административно-правовой трансформации управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России. Сейчас в стране наблюдается весьма существенный разрыв между формальными нормами, т. е. законами, и реальным поведением субъектов управления – неформальными нормами. Это выражается в очень низкой степени исполнения законодательства и толерантном отношении к такому неисполнению со стороны властей всех уровней, бизнеса и широких слоев населения. Это не что иное, как правовой нигилизм. Данная ситуация приводит к осложнению формирования институтов, необходимых для административно-правовой трансформации управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России.

В правообеспечительном процессе необходимо вести целенаправленную борьбу с правовым нигилизмом, особое внимание уделяя как повышению качества законодательных норм, так и обеспечению максимального их исполнения. Актуальные направления противодействия заключаются в следующем:

  • –    обеспечить согласованность разрабатываемых проектов актов с уже принятыми нормативно-правовыми актами;

  • –    исключить примеры и возможности неисполнения нового закона, в первую очередь со стороны органов государственной власти, ужесточить меры ответственности за неисполнение принятого законодательного акта для представителей органов управления;

  • –    заручиться общественной поддержкой создаваемых институтов как на всех стадиях разработки, так и в процессе введения законодательных инициатив;

  • –    осуществлять мониторинг деятельности созданного института после принятия соответствующих законодательных актов с целью выяснения необходимости поправок к нему или своевременному принятию мер, способствующих более эффективному его функционированию.

Таким образом, для концепции административно-правовой трансформации управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России весьма важны функции са-мопреобразования, саморазвития, адаптации системы к изменяющимся под влиянием глобализации рынка условиям. Поэтому с практической точки зрения наиболее целесообразным должно стать структурирование правоотношений антикризисного управления комплексной защитой по уровням взаимодействующих структур власти.

Первый уровень – это возможности данной системы в целом. Во взаимодействии со средой система в первую очередь должна задействовать свои главные способности и возможности для обеспечения управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России: регулирующую, экстракционную, дистрибутивную, реагирующую. Последняя связана с потребностью в легитимной реакции и поддержке, со способностью системы развивать правовые убеждения, взгляды. В данном случае важно создание действенных законов с целью поддержания и усиления необходимой легитимности в целях эффективного осуществления функций правового обеспечения управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России.

Второй уровень отражает происходящее в самой системе административно-правовой трансформации управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России.

Имеется в виду конверсионный процесс, превращение входящих факторов в исходящие, т. е. импульсы, поступающие на вход системы, трансформирующиеся в легитимные решения, которые затем реализуются на практике. Процесс трансформации (конверсии) можно представить в виде реализации основных функций: функции входа, т. е. агрегирование интересов; функции выхода, т. е. нормотворчество, реализация норм, контроль, административно-правовая коммуникация.

Третий уровень охватывает функции, которые способствуют сохранению и адаптации системы, т. е. рекрутированию и социализации в интересах правообеспечения трансформации. Здесь речь идет об административно-правовом процессе подготовки и отбора средств правового обеспечения управления, которые возьмут на себя главные роли в защите конституционного строя, а именно – функции управленческой специализации отношений безопасности и благополучия. Таковым является процесс, с помощью которого усваиваются, интерпретируются нормы административного права: приобретение управленческих знаний, способов существования, понимания общества, где человек живет и, следовательно, происходит его адаптация к определенной социальной и правовой среде.

Административно-правовая трансформация управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России на настоящий момент остается весьма сложным противоречивым явлением. Это и повторение всех установившихся элементов и параметров деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также момент их видоизменения и обновления; и вычленение особенно устойчивой стадии, чтобы продуктивнее анализировать состояние стабильности и изменчивости в административно-правовом обеспечении антикризисного управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России. Поэтому еще предстоит исследовать множество апробированных практикой методов и средств укрепления настоящей структурно-функциональной системы, ее правового обеспечения. Функции укрепления защиты можно определять с учетом различных категорий, например «инновационные возможности», «адаптация к новым условиям безопасности», «глобализация рынка», «капитализация отношений безопасности», «мировой экономический кризис» и др.

Административно-правовая трансформация управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России в антикризисных условиях должна происходить благодаря использованию таких механизмов, как поправки к законодательству, референдумы, плебисциты, выборы органов власти, круглые столы, «договоры о согласии», трансформация избирательных моделей и др.

Особенности рынка заставляют органы государственного управления учиться на собственных ошибках, использовать управленческий опыт российского прошлого посредством конвергенции в управлении. С этой точки зрения целесообразно изучение практики трансформирования в постсоциалистических странах Восточной Европы, СНГ, Евразийского экономического союза, переживающих, как и Россия, сложности и последствия переходного этапа, но в ряде случаев опережающих ее в части развития реформ, модернизации, обновления правозащитных отношений.

Ссылки:

  • 1.    Прокошин В.А. Правовые ценности управления и сплочение граждан, нации, народов. М., 2014. 198 с.

  • 2.    Лихачев С.В. Общественный порядок и общественная безопасность: точки соприкосновения в ракурсе государственного управления // Проблемы взаимодействия личности и власти в условиях построения правового государства : сб. материалов V Всерос. науч.-практ. конф. Курск, 2015. С. 78–84.

  • 3.    О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  • 4.    Марченко М.Н. Правовое государство // Правовое государство. 2006. № 6. С. 39–40.

  • 5.    Конституционное (государственное право) зарубежных стран. Часть общая : учебник / отв. ред. проф. Б.А. Страшун. 3-е изд., обновл. и дораб. М., 2000. 784 с.

  • 6.    Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М., 1970. 215 с.

  • 7.    Parsons T. Action Theory and the Human Condition. N. Y., 1978. 464 p.

  • 8.    Almond G.A. , Powell G.B. Comparative Politics: A Developmental Approach. Boston, 1966. 221 p.

Список литературы Интересы и приоритеты государственного управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России

  • Прокошин В.А. Правовые ценности управления и сплочение граждан, нации, народов. М., 2014. 198 с.
  • Лихачев С.В. Общественный порядок и общественная безопасность: точки соприкосновения в ракурсе государственного управления//Проблемы взаимодействия личности и власти в условиях построения правового государства: сб. материалов V Всерос. науч.-практ. конф. Курск, 2015. С. 78-84.
  • О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. : распоряжение Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  • Марченко М.Н. Правовое государство//Правовое государство. 2006. № 6. С. 39-40.
  • Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Часть общая: учебник/отв. ред. проф. Б.А. Страшун. 3-е изд., обновл. и дораб. М., 2000. 784 с.
  • Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М., 1970. 215 с.
  • Parsons T. Action Theory and the Human Condition. N. Y., 1978. 464 p.
  • Almond G.A., Powell G.B. Comparative Politics: A Developmental Approach. Boston, 1966. 221 p.
Статья научная