Интернет как фактор риска развития нарушений пищевого поведения у девушек подросткового возраста
Автор: Данковцев Олег Александрович
Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 12, 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье приводятся результаты эмпирического исследования, направленного на определение роли Интернета в формировании риска развития нарушений пищевого поведения у девушек подросткового возраста. Определено, что социальные сети являются обязательной составляющей жизни девушек с риском развития нарушений пищевого поведения. Основными мотивами их использования являются: коммуникативный мотив, мотив потребности в принадлежности к определенной группе, познавательный мотив и мотив следования тенденциям моды. Все девушки состоят в интернет-сообществах, посвященных вопросам пищевого поведения, проявляют в них свою активность, вступая в диалог, выражая мнение и эмоции на стене под постами, в обсуждениях, чатах и опросах. Большинство участниц исследования доверяют информации, которую они находят в таких сообществах, и готовы на ее основе принимать решения относительно своего пищевого поведения. Достоверной ими считается также информация, полученная от друзей и знакомых, представителей официальных структур, известных личностей, администраторов интернет-сообществ.
Пищевое поведение, нарушение пищевого поведения, девушки подросткового возраста, интернет-сети, фактор риска
Короткий адрес: https://sciup.org/149142000
IDR: 149142000 | DOI: 10.24158/spp.2022.12.8
Текст научной статьи Интернет как фактор риска развития нарушений пищевого поведения у девушек подросткового возраста
Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University, Lipetsk, Russia, ,
Ключевыми приоритетами Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 09.12.2007 № 1351 1, являются сохранение и укрепление здоровья нации, увеличение продолжительности активной деятельности, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни. Одним из важнейших составляющих последнего является оптимальное питание, которое формируется под влиянием правильного пищевого поведения1.
Под пищевым поведением (далее – ПП) понимается «ценностное отношение к пище и ее приему, стереотип питания в обыденных условиях и в ситуации стресса, поведение, ориентированное на образ собственного тела, и деятельность по формированию этого образа»2.
Нарушение пищевого поведения (далее – НПП) отрицательно сказывается на здоровье человека. На сегодняшний день известно около 25 нозологических форм болезней, связанных с недостаточностью одного из основных питательных веществ. Подтверждена роль НПП в формировании заболеваний желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, костно-мышечной системы и др.
Как отмечает О.А. Скугаревский, НПП «представляют собой широкий спектр состояний от ограничительных действий до переедания. К ним относят нервную анорексию, нервную булимию, компульсивное переедание, а также ряд других расстройств» (Скугаревский, 2007).
Распространенность НПП колеблется от 0,3 % до 16 % в зависимости от выбранных критериев оценки и когорты обследуемых (Meyer et al., 2000; Hudson et al., 2007; Arcelus et al., 2011; Александрова, Мешкова, 2016). Преимущественно НПП распространено среди девушек подросткового возраста. По мнению Р.В. Александровой и Т.А. Мешковой (2016), расстройствами ПП страдают около 45 тысяч лиц женского пола в возрасте от 10 до 30 лет (Александрова, Мешкова, 2016). По данным М.Ю. Дурневой, среди девушек-подростков риск НПП может достигать 19 %3. В зарубежных исследованиях показано, что 42 % девочек 1–3 классов хотят быть стройнее (Collins, 1991); 81 % 10-летних детей боятся быть толстыми (Mcnutt et al., 1997); 46 % детей в возрасте 9–11 лет «иногда» или «очень часто» соблюдают диету (Gustafson-Larson, Terry, 1992); 35–57 % девочек-подростков придерживаются строгой диеты, голодают, самостоятельно вызывают рвоту, принимают таблетки для похудения или слабительные (Boutelle, 2002); 91 % девушек признались, что контролируют свой вес с помощью диет (Noordenbos et al., 2002).
Сущность НПП объясняется различными причинами. Существуют теории, объясняющие этот феномен биологическими и психологическими составляющими (Скугаревский, 2007), а также концепция, которая определяет распространенность НПП социокультурными факторами – принятыми в обществе ролями и стереотипами, в частности, чрезмерным вниманием к внешнему виду (стройность, худоба, спортивность), популяризацией различных диет (Нутриентное поведение человека …, 2013; Шабанова, 2017; Лучинкина, 2019; Стоянов, Пермякова, 2022). При этом большое влияние на формирование стереотипов ПП подростков может оказывать интернет (Лучинкина, 2019; Стоянов, Пермякова, 2022; Кульпин и др., 2020). Так, в работе С.В. Кулыпина и соавторов (2020) показано, что интернет как источник информации о здоровом поведении, спорте, а также правильном ПП находится у молодежи на первом месте. Известно, что среди подростков, как наиболее вовлеченной в интернет-пространство возрастной группы, наблюдается самый высокий уровень доверия к онлайн-информации. Дети настолько верят найденной в интернете информации, что готовы на ее основе принимать решения относительно своего ПП (Кульпин и др., 2020).
Особой популярностью у молодежи пользуются социальные сети. Контент на тему ПП активно создается и распространяется, чему способствует рост интереса молодежной аудитории к этой теме. Большинство интернет-потребителей склонны искать информацию, опубликованную другими онлайн-пользователями, которые могут поделиться собственным опытом. При этом те, кто пользуется ей, также часто делятся собственными советами и практиками. Это может свидетельствовать о том, что современные подростки зачастую не испытывают потребности убеждаться в том, что перед ними специалист в области здорового питания: достаточным для убеждения становится наглядный образ и чужой опыт. При этом подростки могут и не знать, как правильно применить информацию, найденную в социальных сетях, к своим личным особенностям и ПП (Стоянов, Пермякова, 2022).
Таким образом, использование интернет-контента, созданного пользователями, может нести определенные опасности потребления информации. Подростки оказываются уязвимыми в отношении влияния интернет-сетей на формирование ориентиров в ПП, и, как следствие, подвергаются риску развития НПП.
Целью данной работы является определение роли интернет-платформ в формировании риска развития НПП у девушек подросткового возраста.
В исследовании приняли участие 60 респонденток в возрасте от 11 до 17 лет (средний возраст 15,41 ± 1,62 лет) – учащихся общеобразовательных учреждений г. Липецка. Все девушки имели высокий риск развития НПП, который оценивался с помощью скрининговой методики Eating Attitudes Test – 26 D.M. Garner (EAT-26) в адаптации О.А. Скугаревского и С.В. Сивухи («Опросник пищевых предпочтений – 26 или «ОПП-26»). Ответы «всегда», «обычно» и «часто» оценивались баллами 3, 2 и 1 соответственно, а остальным ответам присваивались нули. Суммарный балл 20 и выше считался критическим для риска НПП.
Для определения роли социальных сетей в формировании риска развития НПП у девушек применялась авторская анкета, позволяющая решить следующие задачи: охарактеризовать время и насыщенность пребывания в Интернете; определить приоритетность мотивов, побуждающих их посещать социальные сети; проанализировать спектр выбора интернет-сообществ; выявить степень вовлеченности в обсуждение публикаций и постов в них, способствующих формированию ориентиров в ПП; определить уровень доверия к онлайн-платформам как источнику информации о ПП.
Интернет является неотъемлемой частью жизни девушек подросткового возраста с риском развития НПП. Результаты проведенного опроса показали, что все опрошенные пользуются Интернетом каждый день. При этом 16,7 % девушек проводят в Сети менее 1 часа в день, 43,3 % – от 1 до 3 часов в день, 30 % – от 3 до 5 часов в день, 10 % – 5 и более часов в день. Среди респондентов не оказалось ни одного человека, который бы не пользовался социальными сетями. Наиболее популярными интернет-ресурсами среди девушек являются «Вконтакте» (96,7 %), Telegram (85 %), «Одноклассники» (83,3 %) и видеохостинг YouTube (41,7 %), что вполне объяснимо, так как это наиболее распространенные цифровые платформы в России среди молодежи.
При оценке мотивов использования социальных сетей респондентами применялась модель, разработанная Е.В. Аржаных и соавторами1. Полученные результаты свидетельствуют, что ведущим мотивом, побуждающим девушек посещать интернет-сообщества, является коммуникативный мотив: все опрошенные отметили, что социальные сети – это «способ всегда оставаться на связи». При этом можно выделить два направления коммуникативной деятельности в использовании респондентами их ресурсов – коммуникация со знакомыми (96,7 %) и расширение круга общения (80 %). Мотив принадлежности к определенной социальной группе занял второе место: ответ в интернет-сообществах «проще найти людей по интересам» выбрали 85 % опрошенных. Познавательный мотив и мотив следования тенденциям моды также являются одними из ведущих в структуре мотивов, побуждающих девушек посещать социальные сети: 78,3 % опрошенных отметили, что они «помогают быстро находить интересующую информацию»; 76,7 % респондентов указали, что социальные сети – «это модно». Менее значимыми для девушек являются такие мотивы, как рекреация, самореализация и самоутверждение: 50 % опрошенных подчеркнули, что интернет-сообщества «помогают скоротать время и расслабится»; 48,3 % – в них «проще реализовать себя, чем в реальной жизни»; 41,7 % – «можно безнаказанно делать то, что недопустимо в реальной жизни». Наконец, наименьший рейтинг среди респондентов имеет любовный мотив, то есть стремление к общению с противоположным полом (37,7 %), и возможность горизонтальных социальных связей с людьми, которые находятся на других (более высоких) позициях (18,3 %). Таким образом, среди мотивов, побуждающих девушек подросткового возраста с риском развития НПП к посещению социальных сетей, основными являются: коммуникативный мотив (реализуемый не только с целью поддержания уже имеющих отношений со знакомыми, но и для реализации новых отношений), мотив потребности в принадлежности к определенной группе, познавательный мотив и мотив следования тенденциям моды.
Общеизвестно, что начать общение и получать интересующую информацию в онлайн-ре-жиме проще, чем при личной встрече, в Сети также сравнительно легко найти людей со схожими интересами и взглядами. Значимую роль в этом играют интернет-сообщества (группы и паблики), которые представляют собой особый вид социального объединения пользователей интернет-пространства, «интеграция которых возникает на основе общего дискурса в виртуальном пространстве при длительной и эмоциональной вовлеченности в процесс коммуникации. Интернет-сообщество имеет общие цели, способы контроля за поведением своих членов, возможности самопозиционирования. В качестве критериальных признаков интернет-сообществ выделяют следующие: наличие пользователей определенного ресурса; возможность членов сообщества взаимодействовать между собой; совокупность предписанных ролей (модератор, участник); нормы, которые регулируют поведение членов интернет-сообщества; возможность реализовать свои личные цели» (Сергодеев, 2013).
Анализ выбора интернет-сообществ девушками подросткового возраста с риском развития НПП показывает, что все опрошенные состоят в тех или иных группах и пабликах, посвященных вопросам ПП. При этом популярными по тематической направленности интернет-сообществами среди респондентов являются группы и паблики для обсуждения диет, рецептов и советов по питанию (100 %), а также группы, посвященные спорту и фитнесу (95 %). Кроме того, большинству девушек
(93,3 %) интересны интернет-сообщества с мотивирующим контентом, связанным с тематикой ПП и здорового образа жизни (мотивирующие к похудению и достижению спортивного телосложения). Далее по степени популярности идут группы, посвященные красоте (88,3 %), «сообщества для девушек», ориентированные на обсуждение тем, актуальных для исключительно для представительниц слабого пола (81,7 %), а также аккаунты и фан-клубы диетологов и адептов рационального питания и здорового образа жизни (58,3 %). Очевидно, что основанием выбора данных интернет-сообществ респондентами может служить их стремление к обсуждению вопросов в области ПП, а также желание сконцентрировать свое внимание на определенных интернет-ресурсах, содержащих специфическую информацию, интересную определенному кругу лиц.
Оценка ответов на вопросы о вовлеченности девушек в обсуждение публикаций и постов в интернет-сообществах, посвященных ПП, показала, что все респонденты проявляют ту или иную активность, вступают в диалог, выражают свое мнение и эмоции на стене под постами, в обсуждениях, чатах и опросах. Так, 95 % опрошенных девушек постоянно посещают и просматривают интересующий их контент. Большинство из них предпочитают обозначать свой интерес через «лайки» (86,7 %) и репосты (56,7 %). При этом 40 % девушек оставляют собственные комментарии и участвуют в обсуждениях. Показательно, что 18,3 % респондентов самостоятельно создают и публикуют материалы (видео, текст, изображения), связанные с тематикой питания и здорового образа жизни на своей страничке в интернет-сообществах. Следовательно, девушки не только проявляют свою заинтересованность в обсуждении тем, посвященных ПП, но и через «лайки», репосты, комментарии, подписки выражают социальное одобрение такой информации.
В результате исследования было установлено, что 68,3 % опрошенных склонны доверять информации о ПП, которую они получают в результате реализации коммуникации в интернет-со-обществах и готовы на ее основе принимать решения относительно своего ПП. Тогда как 26,7 % респондентов относятся с сомнением к такой информации и перепроверяют ее, прежде чем корректировать свой режим и рацион питания. В свою очередь 5 % опрошенных не доверяют такого рода сведениям и считают, что она не влияет на их ПП. При этом наибольшим доверием у девушек пользуется информация, полученная в интернет-сообществах, посвященных ПП, от друзей и знакомых (91,7 %), представителей официальных структур (71,7 %), известных личностей (65 %), администраторов интернет-контентов (46,7 %). Меньшее число девушек склонны доверять рейтингам (35 %) и рядовым незнакомым пользователям (30 %). Из этого следует, что использование интер-нет-сообществ в качестве источника информации о ПП может оказывать влияние на решения, которые девушки принимают относительно своего типа питания.
Таким образом, интернет-структуры могут выступать в качестве фактора риска развития НПП у девушек подросткового возраста. Возможными параметрами для определения роли социальных сетей в формировании риска развития НПП у девушек могут выступать следующие: время и насыщенность пребывания в сети Интернет; мотивы, побуждающие посещать интернет-сообщества; их выбор; степень вовлеченности в обсуждение публикаций и постов, способствующих формированию ориентиров в ПП; доверие к интернет-сообществам как источнику информации о правилах питания. Все это необходимо учитывать при анализе поведения девочек-подростков в случае выявления у них склонности к НПП для осуществления своевременной коррекции.
Список литературы Интернет как фактор риска развития нарушений пищевого поведения у девушек подросткового возраста
- Александрова Р.В., Мешкова Т.А. Особенности внутрисемейных отношений девочек-подростков с риском нарушений пищевого поведения // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5, № 2. C. 33-45. https://doi.org/10.l7759/cpse.20l6050203.
- Кульпин С.В., Савчук Г.А., Якимова О.А. Зачем молодежь создает контент о здоровом образе жизни: факторный анализ тематических блогов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 2. С. 168-190. https://doi.Org/10.14515/monitoring.2020.2.656.
- Лучинкина А.И. Специфика интернета как института социализации // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. Т. 5, № 1. С. 59-69. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2019-5-1-0-5.
- Нутриентное поведение человека / О.В. Буюклинская [и др.]. Архангельск, 2013. 211 с.
- Сергодеев В.А. Сетевые интернет-сообщества: сущность и социокультурные характеристики // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. № 1 (113). С. 132-137.
- Скугаревский О.А. Нарушения пищевого поведения. Минск, 2007. 340 с.
- Стоянов А.С., Пермякова Е.А. Блогинг ЗОЖ как фактор пищевого программирования студента // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2022. Т. 8, № 1. С. 148-157. https://doi.org/10.18413/2408-932X-2022-8-1-0-15.
- Шабанова Т.Л. Исследование нарушений пищевого поведения у лиц юношеско-студенческого возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 9. С. 91-95.
- Arcelus J., Mitchell A.J., Wales J., Nielsen S. Mortality Rates in Patients with Anorexia Nervosa and Other Eating Disorders: a Meta-Analysis of 36 Studies // Archives of General Psychiatry. 2011. Vol. 68, iss. 7. P. 724-731. https://doi.org/10.1001/archgenpsychiatry.2011.74.
- Boutelle K. Weight Control Behaviors Among Obese, Overweight and Nonoverweight Adolescents // Journal of Pediatric Psychology. 2002. Vol. 27, iss. 6. P. 531-540. https://doi.org/10.1093/jpepsy/27.6.531.
- Collins M.E. Body Figure Perceptions and Preferences Among Preadolescent Children // International Journal of Eating Disorders. 1991. Vol. 10, iss. 2. P. 199-208. https://doi.org/10.1002/1098-108x(199103)10:2%3C199::aid-eat2260100209%3E3.0.co;2-d.
- Gustafson-Larson A.M., Terry R.D. Weight-Related Behaviors and Concerns of Fourth-Grade Children // Journal of the American Dietetic Association. 1992. Vol. 92, iss. 7. P. 818-822. https://doi.org/10.1016/s0002-8223(21)00736-7.
- Hudson J.I., Hiripi E., Pope H.G., Kessler R.C. The Prevalence and Correlates of Eating Disorders in the National Comorbidity Survey Replication // Biological Psychiatry. 2007. Vol. 61, iss. 3. P. 348-358. https://doi.org/10.1016/j.biopsych.2006.03.040.
- Mcnutt S.W., Hu Yu., Schreiber G.B., Crawford P.B., Obarzanek E., Mellin L. A Longitudinal Study of the Dietary Practices of Black and White Girls 9 and 10 Years Old at Enrollment: the NHLBI Growth and Health Study // The Journal of Adolescent Health. 1997. Vol. 20, iss. 1. P. 27-37. https://doi.org/10.1016/s1054-139x(96)00176-0.
- Meyer C., Rumpf H.-J., Hapke U., Dilling H., John U. Lebenszeitprävalenz Psychischer Störungen in der Erwachsenen Allgemeinbevölkerung // Der Nervenarzt. 2000. Vol. 71, iss. 7. P. 535-542. https://doi.org/10.1007/s001150050623.
- Noordenbos G., Oldenhave A., Muschter J., Terpstra N. Characteristics and Treatment of Patients with Chronic Eating Disorders // Eating Disorders. 2002. Vol. 10, iss. 1. P. 15-29. https://doi.org/10.1080/106402602753573531.