Интерпретация Цицероном стоических понятий honestum, virtus, officium

Бесплатный доступ

Как в отношении понятий honestum и officium, так и в плане добродетелей, лежащих в основе honestum, Цицерон опирался на учения греков, в частности, стоиков и перипатетиков, с одной стороны, и на исконно римские добродетели, с другой, и в результате он предложил свою собственную концепцию, представляющую эклектическое соединение стоической концепции и римской традиции. Под термином honestum Цицерон подразумевал общественно-политическую деятельность римского гражданина. Добродетель являлась для него орудием, с помощью которого можно почувствовать нравственно-прекрасное в себе. Понятие virtus, являясь производным от слова vir, подразумевало мужество, храбрость, твердость духа, положительное физическое или духовное качество или умение. В нравственной сфере данный термин подразумевал нравственно-прекрасное, а также отдельные или все качества характера, которые давали человеку возможность вести правильный образ жизни. Вслед за стоиками и перипатетиками Цицерон выделял четыре добродетели (познание, справедливость и благодеяние как одно целое, величие духа и умеренность), однако наиважнейшей считал вторую, а не первую добродетель, и в этом он сближается с Аристотелем. Из каждой добродетели проистекали обязанности (officia), которые, в отличие от древнегреческого термина ta kathekonta («подобающие деяния»), имели конкретный характер и применялись исключительно к римским гражданам.

Еще

Моральная красота, доблесть, долг, справедливость, благодеяние, великодушие, умеренность

Короткий адрес: https://sciup.org/147103315

IDR: 147103315

Список литературы Интерпретация Цицероном стоических понятий honestum, virtus, officium

  • Аристотель (1983) Сочинения в четырех томах (ред. А. И. Доватур) (Москва). Т.4
  • Быстрова С. П. (2001) Цицерон как историк философии и теоретик культуры. Автореф. диссер. на соискание уч. степ. к. филос. наук (Москва)
  • Грималь П. (1991) Цицерон (Москва)
  • Гринцер Н. П. (2000) «Римский профиль греческой философии», Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков (Москва) 25-26
  • Звиревич В. Т. (1988) Цицерон -философ, историк философии (Свердловск) 85-90
  • Зелинский Ф. Ф. (1993) «Цицерон», Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (Москва) Т. 75
  • Куманецкий К. (1990) История Древней Греции и Рима (Москва)
  • Махлаюк А. В. (2003) Римские войны. Под знаком Марса (Москва)
  • Платон (1986) Диалоги (Москва)
  • Столяров А. А., сост. (1998) Фрагменты ранних стоиков. Зенон и его ученики (перевод и комментарии А.А.Столярова). Т.1 (Москва)
  • Утченко С. Л. (1972) Цицерон и его время (Москва)
  • Утченко С. Л. (1973) «О римской системе ценностей», Вестник Древней Истории, 4, 30-47
  • Утченко С. Л. (1975) «Трактат Цицерона «Об обязанностях» и образ идеального гражданина», Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях (Mосква), 168-171
  • Утченко С. Л. (1977) Политические учения Древнего Рима (Москва)
  • Цицерон (1999) О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Речи. Письма (ред. Е. И. Темнов) (Москва)
  • Цицерон (1975) О старости. О дружбе. Об обязанностях (ред. С. Л. Утченко) (Москва)
  • Brunt P. (1986) «Cicero's "officium" in the Civil War», Journal of Roman Studies 76, 12-32
  • Buchner K. (1964) Cicero: Bestand und Wandel seiner geistigen Welt (Heidelberg)
  • Carlyle R. W. and Carlyle A. J. (1903) A History of Medieval political theory in the West (London), vol. I
  • Collins W. (1871) Cicero (London)
  • Dyck A. R. (1996) A commentary on Cicero, De officiis (Ann Arbor)
  • Earl D. (1966) Sallust (Amsterdam)
  • Earl D. (1984) The Moral and Political Tradition of Rome (London)
  • Eisenhut W. (1973) Virtus Romana. Ihre Stellung im romischen Wertsystem (Munich)
  • Ferguson J. (1958) Moral Values in the Ancient World (London)
  • Fuhrmann M. (1990) Cicero und die romische Republik (Munchen)
  • Gelzer M. (1969) Cicero. Ein biographischer Versuch (Wiesbaden)
  • Haskell H. (1942) This was Cicero. Modern Politics in a Roman Toga (New York)
  • Hunt H. (1954) The Humanism of Cicero (Melbourne)
  • Klose F. (1938) «Altromische Wertbegriffe (honos und dignitas)», Neue Jahrbucher fur Antike und Deutsche Bildung. Ht. 6, 148-268
  • Kruck J. (2009) Cicero as translator of Greek in his presentation of the Stoic theory of action (Winnipeg), 59-65
  • May J. (1988) Trials of character. The eloquence of Ciceronian 'Ethos' (Carolina)
  • Mitchell Th. (1991) Cicero: the Senior Statesman (London)
  • Muller Ph. (1990) Ciceron un philosophe pour notre temps (Paris)
  • Pohlenz M. (1934) Cicero de Officiis (Berlin)
  • Suss W. (1966) Cicero. Eine Einfuhrung in seine philosophischen Schriften (Wiesbaden)
  • Wood N. (1988) Cicero's Social and Political Thought (California)
  • Zielinski Th. (1908) Cicero im Wandel der Jahrhunderte (Leipzig-Berlin)
Еще
Статья научная