Инвестиционная привлекательность и инвестиционная активность региона: направления активизации центров экономического развития
Автор: Урунов А.А., Сатимова Д.Н.
Журнал: Вестник Алтайской академии экономики и права @vestnik-aael
Рубрика: Экономические науки
Статья в выпуске: 9-1, 2024 года.
Бесплатный доступ
Проблема развития экономики слаборазвитого региона остаётся сложной и актуальной. В статье определяются и связываются основные структурные элементы инвестиционного климата региона. Рассматриваются показатели, формирующие инвестиционную привлекательность. Обзор законодательной базы по инвестиционному климату показывает долгосрочную перспективу для притока иностранных инвестиций. Наряду с этим, в статье обсуждается и проводится взаимосвязь развития региона с теориями Кристаллера и Парето. Проведённый анализ потока иностранных инвестиций и прослеживание высокой дифференциации, выявляет наиболее уязвимые регионы страны. Положительная динамика увеличения доли иностранных инвестиций подтверждает качественный рост экономики за счет роста доли добавленной стоимости в реальном секторе экономики Республики Узбекистан.
Иностранные инвестиции, инвестиционный климат, инвестиционный потенциал, слаборазвитый регион, свободная экономическая зона
Короткий адрес: https://sciup.org/142242386
IDR: 142242386 | УДК: 330.322.4 | DOI: 10.17513/vaael.3711
Текст научной статьи Инвестиционная привлекательность и инвестиционная активность региона: направления активизации центров экономического развития
Управление инвестиционной деятельностью является стратегической задачей развития экономики региона. Повышение производительности труда и обеспечение экономического роста предполагает вовлечение в экономику инвестиций, в том числе прямых иностранных вложений. Проблемой, препятствующей развитию инвестиционной деятельности состоит в том, что в составе издержек на производство товаров и услуг: а) растет доля материальных затрат, в пер- вую очередь из-за увеличения стоимости на энергетические и прочие ограниченные ресурсы, б) имеет место увеличения трансакционных издержек, связанные с реализацией товаров за рубежом и на внутреннем рынке. Доказано, что эффективность инвестиционной деятельности непосредственно связана с тремя важными компонентами региональной экономической системы: инвестиционная активность, инвестиционный потенциал и инвестиционная привлекательность региона [8]. Проводя территориальный анализ данных компонентов, выясняется, что экономические показатели некоторых областей Узбекистана имеют ниже республиканского значения, т.е. существенно отстают. Противоречия состоит в том, что необходимо усилить в них притока иностранной инвестиции, а инвесторы к ним не идут со своими деньгами.
Целью исследования является обоснование важности усиления притока иностранных инвестиций в слаборазвитые регионы Республики Узбекистан (РУз) на базе создания центров экономического развития.
Материалы и методы исследования
В качестве основных методов исследования в работе использованы общенаучные методы системного анализа, общей теории эффективности, исторических аналогий, а также методы стратегического и программно-целевого управления. Также авторы использовали методы нормативного анализа, статистических наблюдений и оценок, обработки данных.
Информационно-эмпирическую базу исследования составляют официальные данные государственной статистической отчетности Агентства Статистики при Президенте РУз, законодательная и нормативная база РУз, данные официальных сайтов Свободных экономических зон РУз, собственные базы данных.
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящее время для экономики важно насколько направления инвестирования соответствуют реальным потребностям экономики регионов в перспективе, в том числе реализацию приоритетных национальных проектов.
Инвестиционная активность – это усиленная деятельность игроков рынка по привлечению инвестиций в основной капитал региона, который состоит из затрат на соз- дание, строительство, расширение и реконструкцию существующих или новых предприятий различного назначения, на инновационное обновление фондов предприятий и модернизацию их оборудования, и др.
Инвестиционный потенциал региона – это объем вложений, который может быть привлечен в основной капитал предприятий региона за счет отечественных и зарубежных источников финансирования, с учетом наличия в регионе экономических, научно-технических, природных, инновационно-инфраструктурных ресурсов, географического положения и других объективных предпосылок, имеющих значение для развития в нем инвестиционной активности. По оценкам экспертов инвестиционный потенциал регионов высок в Узбекистане у тех регионов, где значительно сосредоточены природные ресурсы. Инвестиционный потенциал региона складывается из восьми составляющих, каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей (рис. 1).
Инвестиционная привлекательность региона, определяется скорее уровнями инвестиционного потенциала, платежеспособности населения, интенсивностью социальноэкономических процессов между игроками рынка и степенью региональных рисков. Также важное место в этом сыграет эффективная деятельность институтов рынка [3].
Основные структурные элементы инвестиционного климата региона и их взаимосвязь представлены на рис. 2.
В Концепции «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 гг.» акцент сделан на дифференцированном развитии регионов, фактическом закреплении их роли в экономике Узбекистана и территориальной структуре хозяйства. К примеру, в цели под номером 23 указывается: «Дальнейшее улучшение и повышение привлекательности инвестиционного климата в стране, принятие мер по привлечению в последующие пять лет инвестиций в объеме 120 миллиардов долларов США, в том числе 70 миллиардов долларов иностранных инвестиций» [1]. Также отмечается в ближайшее до 2026 г. привлечение на основе государственно-частного партнерства инвестиций в объеме 14 миллиардов долларов США в энергетическую, транспортную сферы, сферы здравоохранения, образования, экологии, коммунальных услуг, водного хозяйства и другие отрасли.
Инвестиционный потенциал региона
Ресурсно-сырьевой потенциал (средневзвешенная обеспеченность 1 запасами основных видов природных ресурсов)
Трудовой потенциал (трудовые ресурсы и их численность в трудоспособном возрасте)
। Производственный потенциал ' । (совокупный результат хозяйственной [' J деятельности в регионе) ।
Инновационный потенциал (уровень развития науки, технологии)
। ।
! Институциональный потенциал ।
' (степень развития ведущих f
1 институтов рыночной экономики) [
Инфраструктурный потенциал (экономико-географическое положение, инфраструктурная обеспеченность)
Финансовый потенциал (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона)
Потребительский потенциал (совокупная покупательная способность населения региона)
Рис. 1. Структура инвестиционного потенциала региона Источник: составлено авторами на основе книги [3]
 
    Рис. 2 Взаимосвязь элементов регионального инвестиционного процесса Источник: составлено авторами
В вышеназванном документе речь идет о приоритетном развитии (государственной поддержке) регионов двух типов, а) активные – это наиболее крупные, экономически развитые регионы страны, призваны они быть маяком развития узбекской экономики в целом, б) отсталые – это регионы, имеющие не до конца израсходованные ресурсы роста из-за ухудшения инвестиционного климата и недостатка инвестиций.
В теорию общегосударственной региональной инвестиционной политики следует придать динамику. Не следует стараться усовершенствовать инвестиционный климат в абсолютно всех регионах мгновенно. Подобный подход может привести лишь к излишнему расходованию бюджетных средств, и на практике опыт показывает, что еще и к весьма неоправданным итогам [4].
 
    В теории государственного регулировании регионального развития, имеет место прежде всего, устремление централизации: концентрация финансовых ресурсов, концентрация миграционного потока населения в центральную часть (в Республике Узбекистан – это города Ташкент, Бухара, Самарканд) и др. В перспективе вероятнее всего не имеет смысла усиленная борьба с данными направлениями, а нужно стараться воспользоваться ею так, чтобы иметь возможность получить от этого больше выгоды. Возможно, стоит создать несколько таких центров экономического развития Узбекистана посредством создания кластеров и Свободных экономических зон [6] (рис. 3).
Стоит сформировать в стране ряд подобных центров, допустим, как г. Ташкент, центров притяжения и рабочей силы и финансовых средств из остальных регионов. На начальном этапе, эта идея может показаться неудачной, напоминая квинтэссенция теории оптимума Парето, т.е. что за счет ухудшения ситуации в одних реги- онах, она улучшается в других, но такая тенденция будет лишь в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе будут развиваться не только сами центры, но и постепенно территории вокруг, согласно теории диффузии Кристаллера. Следует ускорить процесс накопления ресурсов, чтобы быстрее перейти к стадии равномерного их распределения.
По данным таблицы 1 в 2023 г. по степени интенсивности вовлечения иностранных инвестиций лидируют три крупных региона: Ташкент, с доли иностранных инвестиций 14,24% из общей массы в целом по стране, Ташкентская область (13,24%) и Бухарская область (10,95%).
К сожалению, доля иностранных инвестиций относительно слаборазвитых регионов, таких как Республика Каракалпакстан и Хорезмская область составляют соответственно 3,63% и 2,75%.
В случае равномерного распределения иностранных инвестиций все рассматриваемые регионы получили бы соответственно по 7,14%.
Таблица 1
Иностранные инвестиции в основной капитал по регионам Республики Узбекистан за 2023 г.
| Наименование области | Сумма, трлн узбекских сумов | В млн долл. США по состоянию на 01.01.2024* | Доля региона в общем объеме в стране, % | |
| 1 | Республика Каракалпакстан | 7,3 | 591,7 | 3,63 | 
| 2 | Андижанская область | 11,9 | 964,5 | 5,65 | 
| 3 | Бухарская область | 22,4 | 1815,5 | 10,95 | 
| 4 | Джизакская область | 10,6 | 859,3 | 5,25 | 
| 5 | Кашкадарьинская область | 12,3 | 996,9 | 6,15 | 
| 6 | Навоийская область | 17,6 | 1426,2 | 8,80 | 
| 7 | Наманганская область | 10,7 | 867,4 | 5,35 | 
| 8 | Самаркандская область | 12,7 | 1029,3 | 6,24 | 
| 9 | Сурхандарьинская область | 12,1 | 980,7 | 6,11 | 
| 10 | Сырдарьинская область | 12,9 | 1045,5 | 6,40 | 
| 11 | Ташкентская область | 26,7 | 2164,2 | 13,24 | 
| 12 | Ферганская область | 10,3 | 834,8 | 5,24 | 
| 13 | Хорезмская область | 5,5 | 445,8 | 2,75 | 
| 14 | Ташкент | 28,7 | 2326,2 | 14,24 | 
| Итого | 201,7 | 16348,0 | 100 | 
* Курс: 1 дол. 12338 сумов
Источник: составлено авторами на основании данных Агентства Статистики при Президенте Республики Узбекистан [Электронный ресурс]- Режим доступа: [] [9]
| ■ Республика Каракалпакстан | ■ Андижанская область | 
| ■ Бухарская область | ■ Джизакская область | 
| ■ Кашкадарьинская область | ■ Навоийская область | 
| ■ Наманганская область | ■ Самаркандская область | 
| ■ Сурхандарьинская область | ■ Сырдарьинская область | 
| ■ Ташкентская область | ■ Ферганская область | 
| ■ Хорезмская область | ■ город Ташкент | 
 
    
    Рис. 4. Динамика роста доли иностранных инвестиций по регионам Узбекистана (% от общих инвестиций) Источник: составлено авторами
Минимальное отклонение от среднего составляет (Хорезмская обл.) 4,39% (7,142,75) или же на 61,5% отставание в экономическом развитии от остальных регионов. А максимальное отклонение от среднего составляет (Ташкент) 7,1% (14,24-7,14) или же почти в 2 раза данная территория в динамике находится в опережающем развитии по сравнению с другими.
Однако, дополнительный анализ динамики доли иностранных инвестиций по областям Республики Узбекистан показывает радостную весть о том, что со временем наблюдается увеличение доли вложений иностранцев в слаборазвитые регионы. Так, например, если в 2018 г. доля иностранных инвестиций Республики Каракалпакстан составляла 22% от общей инвестиций в регионе, уже в 2023 г. этот уровень поднялся до 58%. По Хорезмской области изменение составило от 5% в 2018 г. до 43% в 2023 г. (рис. 4).
Вместе с тем, также наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли иностранных инвестиций в развитых и опережающих регионах, таких как г. Ташкент, Кашкада-рьинская, Сырдарьинская и Навоинской областей.
В целом анализ динамики (рис. 4) увеличения доли иностранных инвестиций свидетельствует и подтверждает качественный рост экономики за счет роста доли добавленной стоимости в реальном секторе экономики страны.
Таблица 2
Характеристики Свободных экономических зон по регионам Республики Узбекистан по состоянию на 01.01.2024 г.
| № | Регионы Узбекистана | Название свободной экономической зоны | Род деятельности | 
| 1. | Республика Каракалпакстан | «Нукус» | Данные о резидентах отсутствуют | 
| «Нукус- Фарм» | Производство фармацевтической продукции | ||
| 2. | Андижанская область | «Ипак Йули» | В процессе запуска | 
| «Андижан-Фарм» | Производство фармацевтической продукции | ||
| 3. | Ферганская область | «Коканд» | Данные о резидентах отсутствуют | 
| 4. | Наманганская область | «Наманган» | Машино и станкостроение; Производство: запасных частей, текстильных и трикотажных изделий, обуви, химической продукции, пищевой продукции, лифтов, эскалаторов, камер, турникетов; Переработка хлопкового волокна; Металообработка. | 
| «Косансой-Фарм» | Производство фармацевтической продукции | ||
| 5. | Ташкентская область | «Паркент-фарм» | Производство фармацевтической продукции | 
| «Ангрен» | Производство: сахара, керамической плитки и гранита, оливкового масла, изделий из резины | ||
| «Бустонлик-Фарм» | Производство фармацевтической продукции | ||
| «Балик ишлаб чикарувчи» | Рыбное хозяйство | ||
| 6. | Сырдарьинская область | «Сырдарё» | Производство: стеклотары для фармацевтической и химической промышленности, полипропиленовых изделий, керамической плитки, сантехнического оборудования, мучных изделий, текстильной продукции, строительных материалов. | 
| «Сирдарё-фарм» | Производство фармацевтической продукции | ||
| 7. | Джизакская область | «Джизак» | Производство: оптоволоконной продукции, цемента, аккумуляторных батарей, текстильной продукции, углеводородного топлива, автомобилей, шин, изделий из стекла | 
| «Зомин-Фарм» | Производство фармацевтической продукции | ||
| 8. | Навоийская область | «Навои» | Машиностроение; Приборостроение; Производство: электротехнической продукции, телекоммуникационного оборудования, комплектующих частей, лекарственных изделий и медицинского оборудования, пластиковых и полимерных изделий, строительных материалов, готовых текстильных изделий; Переработка и упаковка пищевых продуктов; Глубокая переработка сельскохозяйственной продукции; Химическая промышленность | 
| 9. | Самаркандская область | «Ургут» | Производство сендвич панелей и металлоконструкции, средств гигиены, ковров и ковровых покрытий, | 
| 10. | Бухарская область | «Бухоро-арго» | Cельское хозяйство | 
| «Гиждуван» | Производство текстильной продукции; в августе – запуск мукомольного предприятия; в сентябре – выпуск комбинированных тканей для автокресел. | ||
| «Каракул» | Производство металлических труб; строительство завода по производству олефинов | ||
| 11. | Кашкадарьинская область | «Чирокчи» | Переработка минерального сырья и сельскохозяйственных ресурсов | 
| 12. | Сурхандарьинская область | «Термез» | Развитие транспортно-логистических связей с Афганистаном и Таджикистаном | 
| «Хазарасп» | Производство ковроткацкой, пищевой, текстильной, химической, фармацевтической и сельскохозяйственной продукции и строительных материалов. | ||
| 13. | Хорезмская область | «Узбекистан-Туркменистан» | Услуги по приему, хранению и сортировке продукции | 
Источник: составлено авторами
Привлечение иностранных инвестиций поддерживается благоприятным законодательством РУз. С 2009 года Постановлениями Президента на территории Республики Узбекистан созданы 25 Свободных экономических зон (СЭЗ) [2]. Данные о СЭЗ представлены в табл. 2.
Заключение
Истории известно множество случаев падения экономики страны в результате уменьшения или прекращения финансовой поддержки от более развитых стран [7]. Причинами являлись различные обстоятельства: непреодолимой силы, неблагоприятная государственная политика, сопровождаемая отсутствием гарантий прав иностранных инвесторов, отсутствием стиму- лирования для привлечения иностранных инвестиций и т.п.
Данное исследование показало, что Узбекистан – государство с правильно выстроенной инвестиционной политикой, обладающее достаточным инвестиционным потенциалом и растущей инвестиционной активностью. Однако, данные о потоках иностранных инвестиций всё еще демонстрируют небольшое отставание в некоторых регионах Республики. Авторам представляется, что увеличение потока иностранных инвестиций в СЭЗ, действующих в менее развитых регионах, будет способствовать как оживлению экономики и повышению показателей экономического роста данного региона, так и улучшению макроэкономических показателей страны.
Список литературы Инвестиционная привлекательность и инвестиционная активность региона: направления активизации центров экономического развития
- Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 – 2026 годы. [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/ru/docs/5841077#5843057 (дата обращения: 25.07.2024).
- База данных «Норма» – Информационно-поисковые и экспертные системы. Все законодательство Узбекистана [Электронный ресурс]. URL: https://nrm.uz/products?folder=366983_svobodnye_ekonomicheskie_zony&products=1_vse_zakonodatelstvo_uzbekistana (дата обращения: 27.07.2024).
- Урунов А.А., Кулигин В.Д. Инвестиционный анализ: учебное пособие для подготовки бакалавров по направлению 38.03.01 Экономика. М.: Государственный университет управления, 2022. 299 с.
- Авезова М.М., Урунов А.А., Насимова Н.А. Инвестиционная привлекательность полюса развития региона: методология и анализ // Управление. 2022. Т. 10, № 1. С. 28-35. DOI: 10.26425/2309-3633-2022-10-1-28-35.
- Синдром столичного мегаполиса в российском экономическом пространстве. [Электронный ресурс]. URL: https://kapital-rus.ru/articles/article/sindrom_stolichnogo_megapolisa_v_rossijskom_ekonomicheskom_prostranstve/ (дата обращения: 27.07.2024).
- Fernando Gómez Zaldivar, Edmundo Molina. Special Economic Zones and their Impact on Regional Economic Development // Ref.Libr. 2018. Vol. 49, No. 193. P. 1-8.
- Acemoglu D., Robinson J. Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty. New York: Crown Publishers, 2012. 571 p.
- Романец И.И. Инвестиционная привлекательность территорий как фактор социально-экономической динамики региона (на примере Краснодарского края): автореф. дис. … канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2017. 22 с.
- Агентство Статистики при Президенте Республики Узбекистан [Электронный ресурс]. URL: https://stat.uz/uz (дата обращения: 27.07.2024).
- UNDP. Аналитический доклад 2008 г.: Создание специальных экономических зон в Республике Узбекистан. [Электронный ресурс]. URL: https://www.undp.org/sites/g/files/zskgke326/files/migration/uz/un_uzb_creation_of_SIZ.pdf (дата обращения: 26.07.2024).
- Урунов А.А. Региональная экономика: учебник и практикум. М.: ИНФРА-М, 2020. 366 с. DOI: 10.12737/1013012.
 
	 
		