Инвестиционный аспект развития геотуристической инфраструктуры
Автор: Рубан Д.А.
Журнал: Вестник Алтайской академии экономики и права @vestnik-aael
Рубрика: Инновации в экономике и управлении
Статья в выпуске: 6 (38), 2014 года.
Бесплатный доступ
Развитие геотуристической инфраструктуры требует привлечения венчурного капитала. Специфика функциональности объектов, размер предполагаемой к использованию территории, наличие дополнительных рисков предопределяют особенности инвестирования в развитие геотуристической инфраструктуры.
Геотуризм, инфраструктура, геопарк, инвестиции, человеческий капитал
Короткий адрес: https://sciup.org/142179152
IDR: 142179152
Текст научной статьи Инвестиционный аспект развития геотуристической инфраструктуры
Геотуризм (геологический туризм) является инновационным направлением туристическо-рекреационной деятельности, которое активно развивается во всем мире в последние годы [1–5]. Объекты геологического наследия (геологические памятники), характеризующиеся той или иной степенью уникальности, а также специально создаваемые геопарки используются в целях развития познавательных и других форм природного туризма, включая рекреацию на основе природных объектов. Организация геотуристической деятельности характеризуется заметной комплексностью в пространственном отношении и, следовательно, предполагает большое количество инфраструктурных решений, которые частично уже анализировались ранее [6, 7]. Столь необходимое развитие инфраструктуры требует значительных инвестиций со стороны геотурис-тических организаций, государства, общественных объединений, компаний и частных лиц.
Как и в случае с экологическим туризмом [8], геотуризм представляется инновационным направлением туристическо-рекреационной деятельности, и, следовательно, его становление, включая инфраструктурное развитие, требует привлечения венчурного капитала (sensu stricto [9]). Вполне очевидно, что для планирования инвестиций в развитие геотуристической инфраструктуры и минимизации связанных с этим рисков необходимо, прежде всего, систематизировать представления об объектах инвестиций. В самом общем виде объекты геотуристической инфраструктуры (ОГТИ) могут быть подразделены на три группы в зависимости от специфики их функциональности.
К первой группе относятся общетуристические ОГТИ, которые не являются специфическими только для геотуризма. Речь идет, например, о гостиницах, подъездных путях к геологическим памятникам, объектах водо- и электроснабжения и т.п. Стоит отметить, что геотуризм развивается зачастую локально и в подчинении другим формам природного (и не только) туризма. Следовательно, развитие общетуристической инфраструктуры при организации собственно геотури-стической деятельности требуется лишь в редких случаях. Например, Горная Адыгея представля- ется исключительно перспективной для геоту-ристической деятельности территорией в силу большого количества и разнообразия объектов геологического наследия. Здесь уже сформировалась хорошо развитая общетуристическая инфраструктура, обеспечивающая рекреацию на основе природных объектов и отдельные формы экологического туризма. Так, «Девичий камень» выделен в качестве памятника природы республиканского значения и в таком качестве рассматривался как значимый туристический объект до определения его геологической уникальности; рядом с ним оборудована стоянка для автотранспорта, служащая одновременно и обзорной площадкой, и местом торговли сувенирами [10]. Этот объект располагается на трассе, по которой происходит перемещение значительной части туристов, приезжающих в Горную Адыгею как группами, так и в индивидуальном порядке; в близлежащих станице Даховской и поселке Каменномостском имеется достаточный гостиничный фонд.
В качестве второй группы могут рассматриваться технические (вспомогательные) ОГТИ. Они не являются сугубо специфическими для гео-туристической деятельности, однако их наличие неразрывно связано с последней. Например, в уже упомянутой Горной Адыгее к числу таковых объектов могут быть отнесены специальные дорожки и лестничные переходы, обустроенные в каньоне р. Руфабго и в Хаджохской теснине, информационные панели, установленные в пределах первого из указанных объектов, обзорные площадки, оборудованные вдоль автодороги в Гранитном ущелье, и т.д. [11; 12]. В некоторых случаях технические ОГТИ могут оказаться созданными до инициации собственно геотуристической деятельности (например, если они требовались для обеспечения рекреации на основе природных объектов), однако в других случаях они должны создаваться целенаправленно в рамках развития собственно геотуристической инфраструктуры.
Наконец, третью группу составляют специальные ОГТИ, имеющие смысл только для реализации геотуристических мероприятий. Они, в свою очередь, могут быть разделены на три подгруппы. К первой из них относятся ОГТИ, необходимые для поддержания геологических памятников в естественном состоянии и обеспечения удобного и безопасного доступа к ним. Иными словами, речь идет о геоконсервацион-ной инфраструктуре [13]. Вторая подгруппа – это ОГТИ, необходимые для реализации собственно геотуристических мероприятий. Речь здесь должна идти не столько о специфических информационных панелях, инсталляциях и музейных экспозициях, которые должны быть отнесены, скорее, к техническим ОГТИ, сколько о таких объектах, как места складирования и проката геологического инструмента (геологических молотков, горных компасов и т.п.), консультационные центры, лаборатории для анализа полевого материала и т.п. Все это важно с учетом того, что к числу геотуристов относятся, с одной стороны, профессиональные геологи, совмещающие активный отдых с научными исследованиями, а с другой – любители, зачастую не обладающие должными знаниями и навыками даже для восприятия (и тем более интерпретации) представленной в посещаемых ими уникальных объектах информации. Наконец, в качестве третьей подгруппы рассматриваемой группы целесообразно выделить весь комплекс ОГТИ геопарков. Создание последних является важной международной инициативой [14], которая согласуется с представлениями об инновационном развитии туризма на технопарковой основе [15].
На основании вышесказанного могут быть сформулированы некоторые идеи относительно особенностей инвестиций в развитие геотури-стической инфраструктуры. Геотуризм обычно запаздывает по сравнению с другими формами природного туризма на конкретной территории, и, следовательно, для его развития не требуется значительных инвестиций в общетуристические ОГТИ. Они нужны, как правило, лишь для оборудования подъездных путей к геологическим памятникам и обзорных площадок (т.е. для совершенствования уже существующей инфраструктуры), однако создание подобных объектов оказывается необходимым далеко не во всех случаях. Основная часть инвестиций придется на технические и специальные ОГТИ, создание которых обычно малозатратно. Исключение составляет только инфрастуктура геопарков, а также те случаи, когда требуется сложное техническое обустройство объектов геологического наследия или проведение таких геоконсервационных мероприятий, которые предполагают расчистку объекта, его укрепление или восстановление. В этой связи инвестиции в развитие геотуристической инфраструктуры могут быть как пропорциональными, так и диспропорциональными по отношению к ОГТИ, относимым к разным группам.
Проиллюстрируем сказанное на примере вышеупомянутого геологического памятника «Девичий камень» в Горной Адыгее. Его активное использование в природном туризме сопровождалось обустройством общетуристической инфраструктуры, и, следовательно, инвестиций в ее развитие при использовании объекта в целях геотуризма, по всей видимости, не требуется вообще. Однако необходима установка информационных панелей, объясняющих геологическую сущность, происхождение и уникальность этого памятника природы. Это требует небольших затрат, измеряемых несколькими тысячами рублей. Необходимость специальных ОГТИ в данном случае отсутствует. Напротив, уникальный геологический объект «Раскол-скала» также расположен в Горной Адыгее, но на заметном удалении от участков концентрации туристической активности. Как следствие, для его вовлечения в геотуристические программы требуется развитие всех типов инфраструктуры: общетуристической (обустройство подъездных путей), вспомогательной (оборудование троп, ведущих к обнажениям горных пород, установка информационных панелей) и специальной (проведение мероприятий по защите объекта от естественного разрушения и антропогенного воздействия, обеспечение профессионального сопровождения палеонтологических наблюдений и т.п.). В общем, требуется большой объем инвестиций, причем пропорционально группам ОГТИ, формируемым по специфике их функциональности.
К сказанному выше следует добавить следующее. Объемы инвестиций в развитие геоту-ристической инфрастуктуры находятся в зависимости от характеристик территории, на которой планируется организация геотуризма. При ее больших размерах будет необходимо принятие сложных и дорогостоящих решений, главным из которых является организация перемещения геотуристов по этой территории, что требует создания соответствующей инфрастуктуры (вплоть до вертолетных площадок) [16]. Более того, оборудование ОГТИ второй и третьей выделенных групп зачастую требует использования специальных естественнонаучных знаний. Например, подготовка содержания, оформление и размещение информационных панелей является сложной задачей [17; 18], справиться с которой могут только профессионалы в области, с одной стороны, геологии, а с другой – природного туризма. Иными словами, эффективность принятия инфраструк- турных решений находится в тесной зависимости от человеческого капитала субъектов геотуризма (геотуристических организаций). Порядок инвестиций в него уже был охарактеризован ранее [19], и на основании сделанных заключений в данной работе стоит отметить значительный объем такого рода инвестиций.
Среди инвестиционных рисков, связанных с геотуристической инфраструктурой, следует выделить две категории. К первой относятся риски геотуристической деятельности в целом, которые могут быть классифицированы по стандартной схеме [20]. В качестве второй категории целесообразно рассматривать инвестиционные риски, связанные с эксплуатацией самой геотуристиче-ской инфраструктуры. Прежде всего, речь идет о подверженности ОГТИ негативному влиянию природных и антропогенных факторов. В пределах территории, используемой в целях геотуризма, возможно развитие склоновых процессов (оползни, осыпи и т.п.), гидрологических (например паводковых) явлений, деградации естественной среды при усилении туристической нагрузки и т.п., которые в конечном итоге могут привести к повреждению и полному или частичному разрушению созданной инфраструктуры. Более того, последняя может оказаться недостаточно эффективной вследствие изначально некорректного проведения оценок распределения туристиче- ских потоков в пределах объектов геологического наследия (особенности краудинг-менеджмента в геотуризме обсуждаются в [21]). В указанных случаях затраты на создание инфраструктуры окажутся частично бесполезными. Риск же связан с тем, что негативное влияние внешних факторов, равно как и эффективность ОГТИ, могут быть оценены лишь вероятностно, подчас лишь качественно, да и сами методики их оценки далеки от совершенства. С учетом сказанного инвестиции в развитие геотуристической инфраструктуры следует рассматривать как высокорисковые (следуя определению в работе [22] и путем сопоставления с рисками инвестиций в туристическо-рекреационной деятельности в целом). Риск этот оказывается ниже в случае привлечения специалистов (по всей видимости, таковые весьма немногочисленны), имеющих опыт создания удовлетворительно защищенных и эффективных ОГТИ, подобных тем, что оборудованы в каньоне р. Руфабго в Горной Адыгее [23].
Все сказанное выше обращает внимание на многочисленные особенности инвестирования в развитие геотуристической инфраструктуры. В частности, они определяются наличием в ее составе объектов с разной спецификой функциональности, размерами используемой в целях геотуризма территории и широким кругом инвестиционных рисков.
Список литературы Инвестиционный аспект развития геотуристической инфраструктуры
- Яшалова, Н.Н. Перспективы развития экологического туризма в интересах «зеленой» экономики/Н.Н. Яшалова, Д.А. Рубан//Вестник УрФУ -Серия: экономика и управление. -2013. -№6. -С. 98-106.
- Dowling, R. Global Geotourism Perspectives/R. Dowling, D. Newsome. -Woodeaton: Goodfellow, 2010. -250 p.
- Gray, M. Geodiversity: developing the paradigm/M. Gray//Proceedings of the Geologists' Association. -2008. -Vol. 119. -P. 287-298.
- Hose, T.A. European «geotourism» -geological interpretation and conservation promotion for tourists/T.A. Hose//Geological heritage: its conservation and management. -Madrid: ITGE, 2000. -P. 127-146.
- Hose, T.A. Definig the nature and purpose of modern geotourism with particular reference to the United Kingdom and south-east Europe/T.A. Hose, D.A. Vasiljevic//Geoheritage. -2012. -Vol. 4. -P. 25-43.
- Рубан, Д.А. Некоторые инфраструктурные проблемы устойчивого развития природного туризма в горных регионах/Д.А. Рубан//Эффективность функционирования и развития региона как социально-экономической системы: модернизация подходов, методов, инструментов управления. -Пермь: Изд-во ЗУИЭиП, 2013. -С. 372-380.
- Dowling, R. Global Geotourism Perspectives/R. Dowling, D. Newsome. -Woodeaton: Goodfellow, 2010. -250 p.
- Плюснина, Е.Е. Инновационные предпосылки регионального развития экологического туризма в России/Е.Е. Плюснина, Д.А. Рубан//Вестник Таганрогского института управления и экономики. -2013. -№2.-С. 46-50.
- Цевелев, В.В. Управление инвестициями/В.В. Цевелев. -Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2011. -104 с.
- Lubova, K.A. Megaclasts in geoconservation: sedimentological questions, anthropogenic influence, and geotourism potential/K.A. Lubova, P.P. Zayats, D.A. Ruban, G. Tiess//Geologos. -2013. -Vol. 19. -P. 321-335.
- Рубан, Д.А. Экотуристические маршруты в речных каньонах: проблемы информационного обеспечения/Д.А. Рубан//Окружающая среда и устойчивое развитие регионов. -Казань: Отечество, 2013. -Т. II. -С. 306-308.
- Hose, T.A. Definig the nature and purpose of modern geotourism with particular reference to the United Kingdom and south-east Europe/T.A. Hose, D.A. Vasiljevic//Geoheritage. -2012. -Vol. 4. -P. 25-43.
- Prosser, C. Geological conservation: a guide to good practice/C. Prosser, M. Murphy, J. Larwood. -Peterborough: English Nature, 2006. -145 p.
- Gray, M. Geodiversity: developing the paradigm/M. Gray//Proceedings of the Geologists' Association. -2008. -Vol. 119. -P. 287-298.
- Темный, Ю.В. Технопарки туристского профиля как основа инновационного развития Северного Кавказа/Ю.В. Темный//Шумпетеровские чтения: материалы II Международной научно-практической конференции. -Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2012. -С. 367-371.
- Dowling, R. Global Geotourism Perspectives/R. Dowling, D. Newsome. -Woodeaton: Goodfellow, 2010. -250 p.
- Рубан, Д.А. Экотуристические маршруты в речных каньонах: проблемы информационного обеспечения/Д.А. Рубан//Окружающая среда и устойчивое развитие регионов. -Казань: Отечество, 2013. -Т. II. -С. 306-308.
- Hose, T.A. Definig the nature and purpose of modern geotourism with particular reference to the United Kingdom and south-east Europe/T.A. Hose, D.A. Vasiljevic//Geoheritage. -2012. -Vol. 4. -P. 25-43.
- Лисенкова, К.С. Роль человеческого капитала в геотуристической деятельности/К.С. Лисенкова, Д.А. Рубан//Вестник Таганрогского института управления и экономики. -2011. -№2. -С. 35-41.
- Валинурова, Л.С. Управление рисками инновационно-инвестиционных проектов/Л.С. Валинурова, О.Б. Казакова, Э.И. Исхакова, М.В. Казаков. -Уфа: Изд-во БАГСУ, 2012. -81 с.
- Jin, Q. A conceptual framework of tourism crowding management at geological heritage sites/Q. Jin, D.A. Ruban//Natura Nascosta. -2011. -№43. -P. 1-17.
- Метелев, С.Е. Инвестиционный менеджмент/С.Е. Метелев, В.П. Чижик, С.Е. Елкин, Н.М. Калинина. -Омск: Омскбланкиздат, 2013. -290 с.
- Рубан, Д.А. Экотуристические маршруты в речных каньонах: проблемы информационного обеспечения/Д.А. Рубан//Окружающая среда и устойчивое развитие регионов. -Казань: Отечество, 2013. -Т. II. -С. 306-308.