Иоганн Петер Фальк - последователь Карла Линнея в России
Автор: Носкова О.Л.
Журнал: Известия Самарского научного центра Российской академии наук @izvestiya-ssc
Рубрика: История науки
Статья в выпуске: 4 т.9, 2007 года.
Бесплатный доступ
В работе говорится об одном из учеников и последователей Карла Линнея шведском естествоиспыта- теле и путешественнике - Иоганне Петере Фальке, жившем и работавшем в 1763-1774 гг. в России.
Короткий адрес: https://sciup.org/148198031
IDR: 148198031
Текст научной статьи Иоганн Петер Фальк - последователь Карла Линнея в России
Институт экологии Волжского бассейна РАН, г. Тольятти
В работе говорится об одном из учеников и последователей Карла Линнея шведском естествоиспытателе и путешественнике - Иоганне Петере Фальке, жившем и работавшем в 1763-1774 гг. в России.
В мае 2007 г. все мировое научное сообщество отмечало 300-летие со дня рождения великого шведского ученого и естествоиспытателя Карла Линнея. С его именем связано становление биологической систематики как науки.
Работы Линнея переводились на многие языки. В России его «Система природы» («Systema Nature») была частично (раздел «Царство животных») издана в 1804-1805 гг.; «Философия ботаники» – в 1805 г. Эти и другие работы оказали огромное влияние на формирование классического стиля исследований по естественной природе.
Научная карьера К. Линнея началась в университетах Голландии. Продолжил он ее на родине, в Швеции – сначала в Стокгольме, а затем в Упсале, где жил и работал до самой кончины 10 января 1778 г.
Профессорская деятельность Карла Линнея в Упсальском университете началась в 1741 г. и продолжалась 35 лет. Университетская дисциплина в Упсале, согласно документу из архива Линнея, была очень сурова, как в отношении профессорского состава, так и в отношении студентов. Лекции начинались в 10 часов утра; зимой они протекали в лекционном зале, а весной и ранней осенью – в ботаническом саду и зоологическом музее [1]. Все лекции читались по-латыни. Причем «латынь Линнея, как, впрочем, и у других профессоров, грешила против грамматики и была, по мнению приезжих студентов, несколько своеобразной… Линней никогда хо- рошо не знал латинского языка, и еще в школе он принес ему много огорчений. Из иностранных языков Линней знал впоследствии только немецкий…» [1, с. 79]. Как писал сам Линней, на изучение английского, французского, германского и других языков у него не было времени, да и способностей, и что он прекрасно мог обходиться без любого из них.
С ростом известности К. Линнея росла и слава университета. Студенты, интересовавшиеся наукой, пользовались особым вниманием, и он специально направлял их исследовательскую деятельность, считая их своими «апостолами», как он называл их в шутку. Многие из них впоследствии оправдали ожидания своего учителя и прославились как путешественники и ученые.
Ученики Линнея отправлялись по его рекомендации в разные части света. В России таким «апостолом» являлся Иоганн Петер Фальк. О самом Фальке и его трудах написано очень мало. Наиболее полно биография Фалька дана в 6 томе «Полного собрания ученых путешествий по России с примечаниями, изъяснениями и дополнениями» [7].
Иоганн Петер Фальк родился в 1725 г.1 «в Шведской Вестготландии, и был сыном проповедника». В 1751 г. прибыл в г. Упсала, где в университете изучал медицину, и «находясь в убогом состоянии снискивал свое пропитание малым жалованьем и обучением молодых людей. Несколько времени был он учителем в доме Кавалера Линнея, и сей случай весьма облегчил его успехи в Естественной истории, а особливо в ботанике» [7, с. V].
В 1762 г. И.П. Фальк защищает докторскую диссертацию «Planta Alstrцmeria», изданную на средства знаменитого Алстремера. В работе содержится описание нового перуанского рода из Амариллисовых и трех относящихся к нему видов [1].
Вскоре великокняжескому врачу в Санкт-Петербурге, действительному статскому советнику С.Ф. Крузе понадобился смотритель над кабинетом естественной истории. В 1763 г., по рекомендации К. Линнея, Фальк был принят на эту должность. В дальнейшем в России Иоганн Фальк называет себя Иваном Фалком. В 1765 г. он избирается «учителем Ботаники и смотрителем за Аптекарским садом при Медицинской Коллегии». Как отмечают биографы, сад «под управлением Фалька изобиловал редкими, а особливо Российскими растениями. Ботаническия его и медицин-ския лекции снискали общую похвалу. С.Пе-тербургское ИМПЕРАТОРСКОЕ Вольное экономическое Общество избрало его своим Членом, в трудах коего находятся некоторые его сочинения» [7, с. VII].
Другую обстоятельную характеристику И.П. Фалька можно найти в работе известного русского ботаника, члена-корреспондента Академии наук В.И. Липского. Он пишет, что Фальк «был до известной степени учеником Линнея. Это не был ученик в настоящем смысле слова, т.е. наследник по таланту, работам и стремлениям своего учителя. Но он слушал лекции Линнея, жил в его доме (в качестве репетитора его сына) и, по его рекомендации, попал в Россию … Линней нашел в лице Фалька весьма преданного (даже раболепного) ученика, который писал ему обо всем…» [4, с. 164-165]. На протяжении 17651768 гг. Фальк неоднократно и очень подробно писал в Упсалу о состоянии в Петербурге в те годы Медицинского (на Аптекарском острове) и Ботанического (бывший сад Академии наук на Васильевском острове) садов. Из Медицинского сада Фальк несколько раз отправлял с оказией в Упсалу посылки с живыми растениями и семенами, в свою очередь, получая растения от Линнея для петербургского сада. Деятельность И.П. Фалька по заведованию Медицинским садом продолжается до 1768 г., когда он был приглашен Академией наук для участия в «физических» экс- педициях. Несмотря на болезнь, Фальк принимает приглашение. На время научного путешествия ему было положено «…двойное жалованье (800 руб. – О.Н.) ординарного Академика» [7, с. VII].
Общая подготовка экспедиций по России и Сибири, которые были намечены Академией наук для изучения местностей, не посещенных или недостаточно исследованных путешественниками XVIII в. – Мессершмид-том, Гмелиным-старшим, Стеллером, Крашенинниковым, и составление их программы выпали на долю П.С. Палласа и С.Г. Гмели-на-младшего. Весной 1768 г. окончательно были сформированы две «физические» экспедиции: Оренбургская и Астраханская (название получили от местностей, куда они отправлялись).
В первую входило три отряда, возглавляемые, соответственно, П.С. Палласом, И.И. Лепехиным и И.П. Фальком; вторая включала два отряда под руководством С.Г. Гмели-на-младшего и И.А. Гильденштедта (Гюльден-штедта). Отряды Астраханской изучали юг России, южный берег Каспия и Закавказье. Маршруты Оренбургских отрядов охватили громадные территории: Поволжье, Север, Урал и Сибирь – от Белого до Каспийского моря, от Петербурга до Байкала и Кяхты.
Отряд Фалька выехал из Петербурга 5 сентября 1768 г. В его состав входили студенты Иван Быков, Михаил Лебедев, Степан Каш-карев, а живописцем и чучельщиком был взят «подлекарь» Христофор Барданес. Маршрут экспедиции проходил по приволжским районам, Прикаспийским степям на Южный Урал, далее в Зауралье и по Западной Сибири до предгорий Алтая (Змеиногорск, Барнаул). Затем обратно на запад через Толбольск, Тюмень, Екатеринбург в Казань. Из Казани Фальк проехал по Волге вниз, посетил с лечебными целями Моздок и вернулся тем же путем в Казань.
В путевых записках И.П. Фалька содержались интереснейшие сведения о населении тех мест, которые он посетил. Кроме этого, он присылал в Академию наук из экспедиции «живых зверей», «окаменелости», отличавшиеся редкостью и красотой.
Однако в путешествии Фальк, разменявший к этому времени четвертый десяток лет и подверженный ипохондрии, часто впадал в депрессию, что создавало определенные проблемы. В письме директору Академии наук графу В.Г. Орлову, очень уважавшего Фалька, от марта 1769 г. он пишет: «Подагра, головная боль и ипохондрия изнурили меня совершенно и дух мой повергнули в уныние… Но меня живаго мертваго мучит наиболее та мысль, что я при всей моей ревности, ко вреду Академии и собственному моему стыду не могу выполнить моих обязанностей» [7, с. VIII]. Несмотря на все свои беспокойства, он ревностно продолжал исследования, и в его трудах, изданных спустя полвека после его смерти, «виден тщательный, внимательный и ученый наблюдатель» [7, с. IX].
Как отмечалось выше, состояние здоровья ученого создавало определенные проблемы. Поэтому ему настоятельно требовался надежный компаньон и врач. Таким помощником и другом для Фалька стал Иоганн Готлиб (Иван Иванович) Георги.
Доброжелательный, легкий в общении, высокоэрудированный ученый произвел весьма благоприятное впечатление на П.С. Палласа, который в одном из своих рапортов в Академию наук писал: «Этот славный человек… заслуживает самой высокой похвалы, и если бы я всем сердцем не желал, чтобы он состоял при бедняге Фальке, то я был не прочь и сам иметь такого компаньона».
В 1770 г. Георги был вызван в Петербург и направлен в Оренбургскую губернию. В 1772 г. будучи в Томске Фальк и Георги получили новые предписания от Академии наук – первому было разрешено прекратить путешествие «по нездоровью», а Георги получил назначение к академику Палласу. В феврале 1772 г. с группой студентов И.И. Георги прибыл в Красноярск, где зимовал Паллас.
Фальк же не торопился возвращаться в Петербург, объясняя это «эпидемиями» и «волнениями в этих местах» яицких казаков под предводительством Емельяна Пугачева. По приезду из Астрахани в Казань Фальк написал И.А. Эйлеру об улучшении своего здоро- вья после лечения. Но в начале 1774 г. приступы вновь обострились. Итог оказался трагическим – 31 марта 1774 г. Иоганн Петер Фальк покончил жизнь самоубийством «…аг-лицкою чрез пистолет смертию…», как писал архимандрит казанского Спасо-Преображенского монастыря Платон Любарский в письме известному московскому историку и архивисту Н.Н. Бантышу-Каменскому [5].
Все хлопоты о погребении И.П. Фалька и о прочих его делах принял на себя его друг И. Георги. Он отправил Х. Барданеса и егеря с экспедиционным материалом в Петербург.
Все материалы Фалька попали первоначально к академику Лаксману. И только потом подготовкой к изданию занялся Георги, в совершенстве знавший его почерк. Тем не менее, он признавался, что ему стоило «ве-ликаго труда к приведению рукописей его в некоторый порядок». На это у него ушло почти 10 лет.
Записки не отличались связностью изложения, так как И.П. Фальк, не доверяя своей памяти, вел записи на шведском, немецком и латинском языках не в журнале, а на отдельных листах и карандашом. В 1785-1786 гг. появилось три тома описаний путешествия Фалька на немецком языке.
На русский язык «Записки» были переведены только в 1824 г. Издательским комитетом «Полного собрания ученых путешествий по России» под руководством В.М. Северги-на планировалось выпустить «Записки» И.П. Фалька в трех частях (в 6, 7 и 8 томах), а также издать рисунки, принадлежащие «к сим запискам, в совершеннейшем пред прежним виде».
К сожалению, интересное по замыслу издание, которое должно было дать представление о достижениях России в области естественно-исторических знаний, прекратилось на седьмом томе. Этот том, с описаниями путешествия И.П. Фалька вышел в 1825 г. По-видимому, для продолжения такого издания в Академии наук после смерти В.М. Север-гина не нашлось авторитетного руководителя, заинтересованного в подготовке и распространении материалов об исследованиях и открытиях русских путешественников [3].
И.И. Георги, так же как и И.П. Фальк, являвшийся студентом Упсальского университета и, соответственно, учеником Карла Линнея, обеспечил на века память о трудах свое-
Список литературы Иоганн Петер Фальк - последователь Карла Линнея в России
- Бобров Е.Г. Линней, его жизнь и труды. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1957.
- Гнучева В.Ф. Географический департамент Академии Наук XVIII века/Тр. Архива АН СССР. Вып. 6. М.; Л.: Изд-во АН СССР.
- История Академии наук СССР: В 3 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1964. Т. 2 (1803-1917).
- Липский В.И. Исторический очерк имп. С.-Петербургского ботанического сада//С.-Петербургский ботанический сад за 200 лет его существования. СПб., 1913.
- Моников С. В списках Академии не значился//Отчий край. 1996. № 2(10).
- Растения из коллекции Карла Линнея в Гербарии Московского университета: история и научное значение/С.А. Баландин, И.А. Губанов, Ч.Э. Джарвис и др. М.: ГЕОС, 2003.
- Полное собрание ученых путешествий по России, издаваемое Императорскою Академией Наук, по предложению ее президента, с прим., изъясн. и дополн. Т. 6. Записки путешествия академика Фалька/Пер. с нем. П. Петрова. Спб.: При Имп. АН, 1824.