Исковая давность в системе гражданско-правовых сроков

Бесплатный доступ

Предметом настоящего исследования выступают цивилистические концепции и идеи о понятии, сущности и значении срока исковой давности, о месте срока исковой давности в системе гражданско-правовых сроков. Целью работы является комплексное изучение положений гражданского законодательства, научных теорий в целях выявления сущности и значения гражданско-правовых сроков, места срока исковой давности в системе гражданско-правовых сроков. Общенаучные методы познания, непосредственно диалектический и системно-структурный составили основу методологической базы. Кроме того, автором применялись историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический методы познания правовых явлений. Результатами работы являются выводы автора относительно места срока исковой давности в системе гражданско-правовых сроков. Обобщения, выводы и выводы, сформулированные по результатам исследования способны обогатить концептуальные положения гражданского права об институте исковой давности.

Еще

Срок, классификация сроков, юридический факт

Короткий адрес: https://sciup.org/142232701

IDR: 142232701

Текст научной статьи Исковая давность в системе гражданско-правовых сроков

Целью настоящего исследования являлось проведение комплексного изучения положений гражданского законодательства, научных теорий для установления места срока исковой давности в системе гражданско-правовых сроков, выявления сущностных особенностей данного вида срока. Материалами исследования выступали положения гражданско-правовой доктрины, идеи и концепции относительно сущности срока исковой давности, а также нормы действующего законодательства.

В работе применялись общенаучные методы познания: диалектический и системноструктурный, а также историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический методы познания правовых явлений.

В ходе происходящего в настоящее время реформирования Гражданского законодательства России существенным изменениям подверглись нормы об исковой давности [4]. При этом само определение исковой давности, содержащееся в ст. 195 ГК РФ, не изменилось, т.е. под исковой давностью по-прежнему понимается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В большинстве развитых систем права институт исковой давности рассматривается как в материальном, так и в процессуальном аспектах. Применительно законодательства России исковая давность выступает, прежде всего, в качестве института гражданского права, т.е. относится к материальному праву. В то же время, в законодательствах стран англосаксонской правовой семьи исковая давность относится к процессуальным отраслям права.

Необходимость и значимость исковой давности обусловлена рядом причин, в числе которых можно указать на функцию обеспечения устойчивости правового порядка, повышения эффективности механизма охраны и защиты прав участников отношений.

Традиционно в цивилистике периоды и моменты времени, с наступлением которых связаны юридические последствия, рассматриваются в качестве сроков. Основное правовое значение сроков, по нашему мнению заключается в стимулировании участников гражданского оборота к добросовестному поведения, своевременному исполнению обязанностей.

Юридическое понимание категории «срок» обусловлено объективной сущностью течения времени, происходящего независимо и помимо воли субъектов. В юриспруденции сроки относят к числу юридических фактов – явлений окружающей действительности, с наступлением которых связано возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Существование гражданских прав, возможность их осуществления и защиты непосредственно зависят от времени. Гражданский Кодекс Российской Федерации увязывает возможность приобретения, изменения или прекращения гражданских прав, их защиты и восстановления, а также необходимость исполнения обязанностей со временем.

Достаточно часто и обоснованно срок относят к юридическим фактам – событиям [2, с. 166]. Полагаем, объективность течения срока бесспорно объективна, однако сущность юридических сроков далеко не так однозначна, как это может показаться на первый взгляд.

Достаточно часто учеными обращается внимание, тот факт, что установление момента начала течения срока и его окончания, а часто и весь период срока, в рамках которого субъект обладает особым статусом (имеет право или обязанность) осуществляется по воле лиц [1, с. 248]. В этой связи возникает необходимость разграничение категорий «срок» и «юридически значимый срок или юридический срок». По мнению ряда исследователей, сущность юридических сроков, их природа не тождественны срокам.

Как мы уже отмечали, юридические сроки устанавливаются волей лиц, что является субъективным, волевым действием, независимо от личности устанавливающего срок лица, будь то орган власти, сторона сделки и т.д. На этом основании можно говорить о том, что срок как юридическая категория имеет дуалистическую природу: по сущности срок объективное понятие, а по форме установления – субъективная [3, с. 252].

Отметим, что действующее гражданское законодательство не содержит легального понятия «срок», что должно стать основанием для соответствующих теоретических исследований и последующей законодательной работы. Полагаем, отсутствие в действующей ГК РФ понятия «срок» негативно влияет на развитие концептуальных исследований о существовании, восстановлении и защите прав не только в гражданско-правовом аспекте, но и применительно к иным отраслям права, а также на практике.

Традиционное для цивилистики понятие «срока» в наиболее обобщенном виде сводится к тому, что под ним понимается момент или период времени, с наступлением которого связано возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Законодатель ограничился закреплением в рамках ст. 190 ГК РФ способов исчисления сроков. При этом способы исчисления сроков, закрепленные данной нормой, не соответствуют моменту определения окончания сроков, предусмотренных ст. 192 ГК РФ. В частности, п. 2 ст. 192 ГК РФ предусматривает возможность исчисления срока кварталами года, а абз. 2. п. 3 ст. 192 ГК РФ устанавливает возможность определения срока днями, хотя в ст. 190 ГК РФ таких способов исчисления не предусмотрено.

Сроки принято классифицировать по различным основаниям. В числе основных классификаций можно отметить деление сроков на императивные (обладающие обязательной юридической силой) и на диспозитивные (определяемые в отсутствии конкретных законных предписаний субъектами отношений по своему усмотрению). В качестве примера императивного срока часто приводят срок принятия наследства, предусмотренный ст. 1154 ГК РФ. Сроки исполнения обязанностей и существования прав, устанавливаемые субъектами договоров, являются диспозитивными. Законодатель предусматривает возможность сочетания императивных и диспозитивных сроков, позволяя сторонам отношений устанавливать диспозитивные сроки в отношениях, на которые не установлен императивный срок.

Следующим основанием для классификации сроков на виды можно указать последствия наступления срока. В данную группу входят правопораждающие (правообразующие), правоизменяющие и правопрекращающие сроки. В теории гражданского права отмечается, что сроки как таковые не могут порождать, изменять или прекращать права. Таким эффектом обладают события, связанные с наступлением сроков [3, с. 254].

Примером правопораждающего срока может служить приобретательная давность, предусмотренная ст. 234 ГК РФ в результате наступления которой лицо может приобрести право собственности на вещь. Проиллюстрировать правоизменяющий срок целесообразно переходом на заказчика риска случайной гибели изготовленной вещи в порядке, установленном п. 7. ст. 720 ГК РФ. Одним из правопрекращающих сроков является срок действия доверенности, истечение которого прекращает полномочия поверенного на совершение действий от имени доверителя. В зависимости от степени определенности сроки могут быть определенные (абсолютно-определенные, относительно-определенные) и неопределенные. Установление абсолютно-определенного срока осуществляется путем указания конкретной календарной даты. Относительно-определенный срок устанавливается путем указания на события, относительно которого известно, что оно наступит, но не известно, когда – например, после окончания университета и т.п. Неопределенные сроки могут формализовываться моментом востребования, разумным сроком, нормально необходимым сроком или вообще не указываться. Определенным юридическим значением обладает деление сроков на общие, специальные и частные. Общие сроки распространяют свое юридическое действие на большие группы общественных отношений, объединенных в один институт. Примером такого общего срока может служить содержание п. 1 ст. 196 ГК РФ – общий срок исковой давности, подлежащий применению во всех случаев, за исключением отдельных видов требований. Специальными являются сроки, предусмотренные для отдельных ситуаций, характерных для отдельных типов отношений. Ст. 197 ГК РФ устанавливает специальные виды сроков исковой давности. К частным срокам могут быть отнесены такие, которые конкретизируют общий срок, применяемый в отдельном правоотношении. В качестве примера приведем периоды поставки товаров, которые вправе согласовать стороны договора. Наиболее часто сравнение срока исковой давности, как с практических, так и с теоретических позиции осуществляется со сроками осуществления и защиты прав. В этой связи, представляется необходимым выявить отличие указанных видов сроков с исковой давностью.

Сроки осуществления прав представляют собой периоды времени, в рамках которых управомоченное лицо имеет возможность реализовать принадлежащие ему права. К срокам осуществления прав могут быть отнесены сроки существования прав, гарантийные сроки, пре-

тензионные сроки, а также сроки для защиты прав (к которым в частности и относят исковую давность). Основное различие, по нашему мнению исковой давности заключается в том, что ее установление основано на предположении о нарушении субъективного права лица в целях реа- лизации им механизма восстановления (возмещения) нарушенного права. То есть, исковая давность применяется для оспаривания прав. Кроме того, сфера и порядок применения срока исковой давности имеют процессуальную природу. П. 2 ст. 199 ГК РФ устанавливает возможность суда применить срок исковой давности по заявлению стороны в споре. Остальные же сроки, с которыми проводится сравнение, рассчитаны на нормальный, правомерный имущественный оборот. Применение этих сроков законодателем порождает соответствующие права субъекта, осуществление (не осуществление) которых происходит волей носителя прав.

Срок исковой давности часто сравнивают с пресекательными сроками, устанавливаемыми в целях побуждения субъекта к осуществлению принадлежащих прав, под угрозой их прекращения. Результатом действия пресекательного срока является прекращение субъективного права в результате бездействия его обладателя по его реализации. В отличие от этого срока исковая давность представляет собой период времени, исчисляемый с момента нарушения прав субъекта третьим лицом, которое происходит помимо, либо вопреки воле правообладателя. Основное же отличие исковой давности от правопрекращающего срока сводится, по нашему мнению к тому, что независимо от истечения срока исковой давности субъективное право лица не прекращается. Утрачивается лишь возможность восстановления права в материальном аспекте, то есть право на возмещение вреда, причиненного правонарушением.

Необходимо отметить, что классификации сроков на виды имеют достаточно условный характер, каждая их группа имеет схожие черты, что и порождает похожесть самих сроков. Принципиальное же разграничение следует делать на основании правовой сущность, природы и назначения сроков. В связи с этим, полагает срок исковой давности является специальным видом гражданско-правового срока для защиты права лица по иску.

Список литературы Исковая давность в системе гражданско-правовых сроков

  • Грибанов В.П. Советское гражданское право. М.: Юрлит, 1979.
  • Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М.: Юридическая литература. 1958.
  • Сергеев А.П. Сроки осуществления и защиты гражданских прав. СПб.: НЕВА. 1996.
  • Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 01.05.2016 № 95-ФЗ) / Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 19. Ст. 2327.
Статья научная