Искусственный интеллект в системе российских институтов государственного регулирования

Бесплатный доступ

Статья посвящена исследованию роли искусственного интеллекта в системе институтов государственного регулирования и корпоративного управления в России в условиях гиперконкурентной нейроцифровой экономики. Представлено обобщение новых законодательно-правовых актов, посвященных цифровой трансформации государственного управления и отраслей экономики. Сформулирован методологический «энтропийно-синергийный» подход к исследованию комплекса проблем, касающихся классификации и регулирования искусственного интеллекта.

Искусственный интеллект, нейроцифровая экономика, институты, законодательство, государственное регулирование

Короткий адрес: https://sciup.org/148331217

IDR: 148331217

Текст научной статьи Искусственный интеллект в системе российских институтов государственного регулирования

Динамично развивающиеся нейрокомпьютерные сети нового поколения (Нейронет), регулируемые экосистемой генеративного (общего) искусственного интеллекта, становятся тотальными, всеохватывающими, интеллектуальными, самообучающимися и соционейроморфными. Искусственный интеллект на основе использования нейронных сетей и соционейроморфных интерфейсов и сервисов является новым гиперконкурентным институтом нейроцифровой экономики, который глубинно трансформирует систему государственного и международного регулирования и управления социально-экономическими процессами, включая торговлю на ведущих мировых ресурсных, финансововалютных и фондовых рынках.

ГРНТИ 06.54.31

EDN EDKUBM

Сергей Алексеевич Дятлов – доктор экономических наук, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета. ORCID 0000-0001-7724-6373

Вейди Чжоу – доктор экономических наук, профессор, заместитель декана школы экономики и делового администрирования Педагогического университета центрального Китая (г. Ухань). ORCID 0000-0001-6682-4457

В условиях динамичного и масштабного перехода России, евразийских стран и других стран мира к гиперконкурентной нейроцифровой экономике, в которой ведущую роль играют цифровые платформы, искусственный интеллект, нейронные сети и соционейроморфные сервисы, особую актуальность приобретает разработка методологических, методических и законодательно-правовых основ масштабного использования и регулирования экосистем искусственного интеллекта (ИИ).

Материалы и методы

С расширением возможностей экосистем ИИ на основе использования соционейроморфных интерфейсов и сервисов становится насущной необходимость в разработке и внедрении регуляторных ограничений для обеспечения безопасности, этичности и ответственности в применении ИИ новейшего поколения. Это требует создания законодательных и нормативных норм и рамок, которые регулируют разработку, распространение и использование ИИ с учетом необходимости защиты прав человека, бизнеса и общества, а также предотвращения злоупотреблений и ущерба в этой сфере.

В России приоритеты развития ИИ определены в «Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года», утверждённой Указом Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в РФ». C 2021 года реализуется федеральный проект «Искусственный интеллект РФ». Сегодня разработаны обновления к этим документам. В настоящее время идет динамичная разработка законодательно-нормативной базы цифровой трансформации государственного управления, включая регулирование ИИ. Правительство РФ утвердило Стратегическое направление в области цифровой трансформации в сфере государственного управления.

Среди новых нормативных документов следует отметить следующие акты: Указ Президента РФ от 18.06.2024 № 529 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоёмких технологий»; Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2023 № 231 «О создании, развитии и эксплуатации государственных информационных систем с использованием единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех»; распоряжение Правительства РФ от 16 марта 2024 года № 637-р «О стратегическом направлении в области цифровой трансформации в сфере госуправления»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.10.2023 года № 2894р «Стратегическое направление в области цифровой трансформации образования» и др.

В 2025 году при комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и госстрои-тельству создана рабочая группа по вопросам нормативно-правового регулирования и развития искусственного интеллекта в России. В Совете Федерации РФ разрабатываются новые законы в области регулирования ИИ. Например, разработан проект закона о маркировке контента, созданного искусственным интеллектом на основе использования нейросетей. Поддержкой разработок и реализации проектов ИИ в России занимается ряд министерств и организаций. В Минцифры России создан «Департамент развития ИИ и больших данных», действует новый институт «Центр экспертизы по реализации федерального проекта «Искусственный интеллект».

В настоящее время в России принят и реализуется национальный проект «Экономика данных», реализация которого рассчитана до 2030 года и который предполагает создание интегрированных цифровых платформ для ведущих отраслей экономики и социальной сферы России. Создание интегральных цифровых платформ и их внедрение должно стать основой цифровой трансформации государственного управления, всех сфер промышленности и социальной сферы на федеральном и региональном уровнях; оно должно быть завершено до 2030 года [4]. Цифровая трансформация социальной сферы предполагает создание: государственной информационной системы «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере»; цифрового рынка труда; цифровой платформы в сфере комплексной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов и др. Документ содержит перечень индикаторов цифровой трансформации социальной сферы.

В России создан «Альянс в сфере искусственного интеллекта РФ», куда входят крупнейшие российские технологические и банковские группы и компании. Альянс ИИ активно участвует в формировании национальной и корпоративной системы регулирования ИИ, содействует привлечению инвестиций для российских компаний, занимающихся разработкой и внедрением ИИ. В 2024 г. компании, входящие в Альянс, подписали «Декларацию об ответственной разработке и использовании сервисов на основе генеративного ИИ». Российский Альянс ИИ также принял участие в разработке и подписании российского Кодекса этики в сфере ИИ. В 2024 году опубликована Белая книга этики в сфере искусственного интеллекта [1].

На XVI саммите БРИКС в Казани в 2024 г., президент РФ В.В. Путин предложил, по аналогии с российским, создать альянс стран БРИКС в области искусственного интеллекта. В подписанной на саммите БРИКС-2024 декларации содержится призыв к созданию глобальной системы регулирования ИИ. Приоритетным направлением является разработка системы показателей и индекса регулирования ИИ в разных юрисдикциях, в том числе в странах БРИКС. Создана рабочая группа по развитию ИИ в БРИКС+ (по вопросам регулирования и безопасности в сфере использования ИКТ).

В России реализуется программа поддержки создания исследовательских центров для разработки технологий ИИ. За 2021–2024 гг. Правительство РФ выделило 7 млрд руб. в рамках первой и второй волн программы 12 исследовательским центрам на базе ведущих российских университетов. С 2025 года началась реализация третьей волны программы, в рамках которой было отобрано шесть исследовательских центров, которые будут реализовывать 11 направлений исследований, включая исследования в области ИИ.

В связи с широким распространением экосистем ИИ нового поколения (генеративный, гибридный, общий ИИ) возникает ряд проблем и рисков для российской экономики и дружественных стран. Опасность представляет монополизация западными корпорациями и государствами передовых разработок в сфере ИИ, а также выработки ими и навязывания другим странам норм и механизмов регулирования и контроля за использованием ИИ в системе мировой торговли и международных отношений. Экосистемы ИИ нового поколения обладают большим потенциалом для манипулирования поведением и принятием решений людьми, компаниями, инвесторами, влияют на резкие колебания конъюнктуры национальных, межрегиональных и мировых рынков. Большие данные, сложность самообучающихся нейросетевых алгоритмов порождают трудности с перманентным контролем качества выполняемых функций и предоставления ИИ достоверной информации для принятия эффективных управленческих и инвестиционных решений.

Правовой статус искусственного интеллекта в международном и российском законодательстве в настоящее время четко не определен. Ряд российских правоведов предлагают наделить ИИ правосубъектностью. В своей лекции на Петербургском международном юридическом форуме, проведенной 27 июня 2024 года, председатель Конституционного суда РФ В. Зорькин отметил, что идея наделить ИИ правосубъектностью по аналогии с физическими лицами опасна и несостоятельна (см.: . На наш взгляд, возможное решение этой проблемы лежит в русле наделения ИИ, ограниченной правосубъектностью (контролируемой со стороны официальных государственных структур).

Результаты и обсуждение

Исследование и разработка концепции классификации, учета разнообразных видов и типов ИИ, а также налогообложения доходов и нейросетевых эффектов, получаемых от использования ИИ, становятся в современной цифровой нейросетевой экономике важнейшими элементами сложнейшей системы правового и экономического регулирования механизмов использования искусственного интеллекта в экономике, государственном управлении и национальной безопасности. На наш взгляд, следует поставить вопрос о целесообразности разработки типологии и классификации различных видов ИИ, а также создания международного и национального реестра ИИ (чат-ботов, ИИ-сервисов) по аналогии с реестром юридических лиц, видов предпринимательской деятельности и международной торговли [2]. Важной задачей является маркировка и стандартизация технологий ИИ в рамках Евразийского экономического пространства и расширенного состава участников БРИКС+.

Генеративный ИИ (в перспективе – общий ИИ) активно и широко используется во всех отраслях экономики, государственном управлении, обороне и сферах общественной жизни. Однако, проблема его регулирования, контроля, признания правосубъектности и юридического статуса ИИ, результатов его функционирования, прав и ответственности за принимаемые решения является малоизученной и нерешенной в концептуальном и практическом плане. При внедрении экосистем ИИ во все сферы экономики, социальной жизни и государственного управления возникает опасность потери контроля над механизмами регулирования, трансграничного взаимодействия и межгосударственного взаимодействия в глобальных сетях, управляемыми экосистемами генеративного ИИ, которые не могут контролироваться в полной мере национальными правительствами, компаниями и официальными структурами.

Сложной нерешенной проблемой, требующей глубокого системного исследования, является проблема оценки роли и ответственности систем генеративного и общего ИИ в принятии решений в государственном управлении, обороне, энергетике, экологии, жизнеобеспечении, социальной сфере и др. В современных условиях для России первостепенное значение имеет создание эффективной, интегрированной государственной системы обеспечения информационной безопасности критической национальной ИТ-инфраструктуры. Успешное и быстрое внедрение и эффективное использование систем ИИ в государственном управлении в России и дружественных странах предполагает разработку универсальных международных и национальных процедур и механизма стандартизации и сертификации разработки систем ИИ нового поколения, а также выявление, учет и предотвращение возможных рисков и угроз, создание гиперконкурентных систем обеспечения комплексной национальной безопасности [2].

В мировой ИТ-науке используется понятие «Data Moat», которое означает «ров вокруг данных», по аналогии с защитным рвом вокруг средневекового замка. Доступ к важнейшим большим данным, касающихся критической российской ИТ-инфраструктуры, должен быть окружен эффективной нейроквантовой системой национальной информационной безопасности, доступ к ней должен быть ограничен для потенциальных конкурентов и недружественных стран. Создание такой современной защитной системы для России, основанной на квантовых средствах криптографии и общего искусственного интеллекта, это – вопрос не только ее высокой конкурентоспособности, но и вопрос надежной обороноспособности и национальной безопасности России в современных условиях. В своем выступлении на международной конференции AI Journey «Путешествие в мир искусственного интеллекта 2024» Президент РФ В.В. Путин подчеркнул, что наличие собственных разработок нового поколения ИИ – одно из ключевых условий суверенитета России и обеспечения ее обороноспособности.

Сегодня перед российской и мировой наукой стоит насущная задача – разработать концептуальный теоретический подход к определению и классификации основных видов ИИ. На наш взгляд, в качестве главного теоретико-методологического принципа или главного осевого принципа, который должен быть положен в основу определения и классификации основных видов ИИ, должен выступать следующий методологический принцип (фундаментальное теоретическое положение): энтропийно-синергий-ное соотношение человеческого интеллекта и искусственного интеллекта, мера их влияния на принятие управленческих решений, четкая спецификация и распределение прав, определение статуса и правосубъектности, а также ответственности за последствия принятых управленческих решений и возмещение возможного ущерба.

Выводы

Следует различать понятия «энтропийные» и «синергийные» экосистемы искусственного интеллекта». В соответствии с энтропийно-синергийным управленческим принципом качественные и количественные характеристики того или иного вида ИИ должны быть определены в зависимости от меры организованности и сложности параметров формируемой экосистемы «искусственный интеллект – естественный человеческий интеллект» и состояния ее энтропийно-синергийного баланса. Классификацию основных видов ИИ следует осуществлять в соответствии с энтропийно-синергийным критерием: использование того или иного вида ИИ ведет к росту энтропии, снижению меры организованности, сложности, информационной емкости и энергоресурсного потенциала общественно-правовой экосистемы или ведет к снижению энтропии, росту меры организованности, сложности, информационной емкости и энерго-ресурсного потенциала данной системы [3].

На наш взгляд, значительные перспективы научных исследований сложнейшей проблематики ИИ в нейроцифровой экономике открываются на основе предложенного и сформулированного нами концептуального энтропийно-синергийного управленческого принципа. Доминантной задачей цифровой трансформации является создание гиперконкурентной нейроквантовой системы национальной информационной безопасности, основанной на использовании квантовых средств криптографии и интегрированной экосистеме общего искусственного интеллекта, в полной мере, обеспечивающей надежную обороноспособность и устойчивость экономики России в условиях усиления глобальной гиперконкуренции, роста рисков, внешних шоков и санкций.

Статья научная