Искусственный интеллект: определение статуса в теории права и законодательстве
Автор: Филиппов Олег Александрович, Мамлеева Инга Валерьевна
Журнал: Вестник Института права Башкирского государственного университета @vestnik-ip
Рубрика: Теория и история права и государства, история учений о праве и государстве
Статья в выпуске: 4 (16), 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье проведен анализ правового статуса искусственного интеллекта. Поставлен вопрос о необходимости определения границ правосубъектности искусственного интеллекта, формирования новых стратегий и нормоустановлений в правовом регулировании общественных отношений, складывающихся по поводу использования искусственного интеллекта, создания концепции ответственности в сфере его применения.
Искусственный интеллект, правовой статус, правовое регулирование, субъект права, объект права, "электронное лицо", правосубъектность
Короткий адрес: https://sciup.org/142236897
IDR: 142236897 | DOI: 10.33184/vest-law-bsu-2022.16.4
Текст научной статьи Искусственный интеллект: определение статуса в теории права и законодательстве
Стремительное развитие искусственного интеллекта в современном мире выступает важнейшим элементом начавшейся четвертой промышлен‐ ной революции. Актуальной задачей для Российской Федерации, как и для всего мира в целом, на современном этапе развития является определение места искусственного интеллекта в различных сферах жизнедеятельности человека. Исходя из анализа законодательства ряда зарубежных государств, регулирующего отношения, связанные с искусственным интеллектом, необ‐ ходимо отметить отсутствие единообразной правовой позиции относитель‐ но решения данного вопроса.
Существуют различные подходы и теории, касающиеся классификаци‐ онных характеристик искусственного интеллекта, определения границ его правосубъектности [1, с. 46].
Поскольку использование искусственного интеллекта возможно прак‐ тически во всех сферах жизнедеятельности общества, во избежание нега‐ тивных последствий в будущем вопросы его взаимодействия с человеком и обществом имеют высокую актуальность для совершенствования законода‐ тельной системы [2, с. 80].
Необходимость разработки единых правовых позиций и решение во‐ просов, связанных с развитием искусственного интеллекта, требует выработ‐ ки осмысленного подхода к его правовому регулированию всеми заинтере‐ сованными сторонами данного процесса [3, с. 27].
Искусственный интеллект – это технологическая (компьютерная) сис‐ тема, имитирующая интеллект человека в таких его способностях, как полу‐ чение, обработка, хранение информации и знаний, выполнение над ними различных действий [4, с. 11].
В п. 48 Национальной стратегии развития искусственного интеллекта в Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденной Указом Президен‐ та РФ от 10 октября 2019 г., отражена необходимость его нормативного закре‐ пления во всех сферах деятельности, начиная с функциональности и заканчи‐ вая вопросом безопасности внедрения искусственного интеллекта в социум.
Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2020 г. № 2129‐р утвер‐ ждена Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий ис‐ кусственного интеллекта и робототехники до 2024 г. Документ поставил зада‐ чу – создание правовой основы отношений между роботом и человеком.
Ряд стран, такие как Китай, Южная Корея, США, Япония, разработали свои нормативно‐правовые акты и активно создают правовые условия для развития технологий, использующих искусственный интеллект. Однако пол‐ ноценного и единственно правильного нормативного определения искусст‐ венного интеллекта и его правового статуса (положения) они не содержат.
Само по себе понятие искусственного интеллекта и его назначение в обществе весьма противоречиво и вызывает бурные обсуждения среди уче‐ ных всего мира. Анализ имеющихся научных дефиниций искусственного ин‐ теллекта и его признаков показал, что существует острая необходимость в разработке обоснованного и юридически правильного определения право‐ вого статуса искусственного интеллекта, с наличием определенных свойств для присвоения ему полномочий и ответственности [5, с. 46].
Также возникает потребность в идентификации искусственного интел‐ лекта. В настоящее время не в должной мере отрегулированы вопросы безопасности использования и применения искусственного интеллекта [6, с. 32]. Для разрешения данных вопросов требуется определиться, каким ста‐ тусом в законодательстве будет наделен искусственный интеллект.
Существуют различные мнения о связи искусственного интеллекта с пра‐ вом, правоотношениями, о том, как рассматривать его правовой статус – в каче‐ стве субъекта или же объекта права. Большинство теорий сводятся к тому, что искусственный интеллект должен относиться к объекту права, поскольку в каче‐ стве субъекта он не может отвечать всем установленным критериям право‐ субъектности, либо следует наделить данной правоспособностью создателей.
Получила развитие юридическая конструкция «электронного лица», оправдывающая необходимость его существования наряду с физическими и юридическими лицами. Впервые она была предложена Евросоюзом. «Элек‐ тронное лицо» как субъект носителя искусственного интеллекта будет яв‐ ляться отдельным его субъектом или же у него будет непосредственно оп‐ ределенный владелец, который впоследствии будет нести за него ответст‐ венность. Также существует примерный перечень прав, которыми должен обладать искусственный интеллект – неприкосновенности, на носителя ав‐ торства, на собственное имя, на ремонт и обслуживание.
По прогнозам экспертов, в 2022–2023 гг. должен выйти первый доку‐ мент, регламентирующий правосубъектность искусственного интеллекта. «Электронное лицо» имеет некоторую схожесть с юридическим лицом: оба они являются для их владельцев ресурсом достижения определенной цели, существуют и создаются исключительно в интересах их владельцев.
«Электронное лицо» будет иметь отношение к общепринятым, уста‐ новленным правоотношениям, но со своими полномочиями, обязанностями и ответственностью.
Поскольку остается неурегулированным вопрос ответственности искус‐ ственного интеллекта как причинителя вреда, предполагается отнесение этой ответственности с возмещением причиненного вреда на владельцев (разработчиков) либо на производителей искусственного интеллекта.
Пробелы в правовом регулировании технологической индустрии могут иметь негативные последствия для общества в целом, поскольку отсутствие правового регулирования в данном вопросе может повлечь проблемы в ви‐ де нарушений безопасности жизнедеятельности, прав и свобод человека.
В России установлено семь принципов развития и использования ис‐ кусственного интеллекта: защита прав и свобод человека, безопасность, прозрачность, технологический суверенитет, целостность инновационного цикла, разумная бережливость и поддержка конкуренции (п. 19 разд. III Ука‐ за Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490).
В качестве упорядочения общественных отношений в исследуемой сфере экспертным сообществом принят Национальный кодекс этики в сфере искусственного интеллекта. Документ имеет человекоориентированную и гуманистическую направленность, поскольку при его разработке авторы уч‐ ли многие негативные аспекты использования искусственного интеллекта на практике. Кодекс состоит их двух разделов, определяющих общие положе‐ ния и приоритеты, общие этические принципы/ценности поведения акторов искусственного интеллекта, этические стандарты поведения акторов в сфере искусственного интеллекта, механизмы реализации кодекса.
В документе содержатся конкретные правила по этическим стандартам поведения акторов в сфере искусственного интеллекта, в том числе ответст‐ венное и добросовестное поведение, соблюдение интересов общества и граждан, предоставление пользователю достоверной информации о приме‐ нении искусственного интеллекта.
Национальный кодекс этики в сфере искусственного интеллекта не со‐ держит норм общеобязательного характера, выступая в виде «мягкого» пра‐ ва, он вносит ясность и конкретизацию в вопросах регулирования разрабо‐ ток и эксплуатации искусственного интеллекта.
На сегодняшний день мы можем констатировать наличие различных и противоречивых подходов к вопросу правового регулирования и определе‐ ния правового статуса искусственного интеллекта. В процессе совершенство‐ вания российского законодательства в исследуемой области следует решить ряд принципиальных вопросов: возможность отнесения искусственного ин‐ теллекта к субъектам права, возможность его использования в государст‐ венном управлении, определение сфер применения искусственного интел‐ лекта, ответственность искусственного интеллекта и др. Дальнейшая разра‐ ботка данного вопроса должна носить комплексный характер, проводиться поэтапно в рамках гражданского, административного, финансового и нало‐ гового законодательства. Правовое регулирование искусственного интел‐ лекта должно иметь в качестве первоосновы базовые ценности конституци‐ онного строя и правового статуса личности.
Список литературы Искусственный интеллект: определение статуса в теории права и законодательстве
- Архипов В.В. Искусственный интеллект и автономные устройства в контексте права: о разработке первого в России закона о робототехнике / В.В. Архипов, В.Б. Наумов // Труды СПИИРАН. - 2017. - № 6 (55). - С. 46-62.
- Филипова И.А. Правовое регулирование искусственного интеллекта: регулирование в России, иностранные исследования и практика / И.А. Филипова // Государство и право. - 2018. - № 9. - С. 79-88.
- Харисова З.И. Искусственный интеллект в государственном управлении / З.И. Харисова, О.А. Филиппов, Д.А. Федоров // Информационные технологии интеллектуальной поддержки принятия решений (ITTDS'2020): труды VIII Всероссийской научной конференции (с приглашением зарубежных ученых): в 2 т. - Уфа, 2020. - Т. 1. - С. 26-29.
- Проблемы правового регулирования сферы искусственного интеллекта / В.В. Антонов, Н.Р. Калимуллин, З.И. Харисова, М.Р. Герфанова // Информационные технологии интеллектуальной поддержки принятия решений (ITTDS'2020): труды VIII Всероссийской научной конференции (с приглашением зарубежных ученых): в 2 т. - Уфа, 2020. - Т. 1. - С. 10-14.
- Никитенко С.В. Международно-правовое регулирование искусственного интеллекта: анализ текущего состояния и перспективы развития / С.В. Никитенко // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2021. - № 2 (98). - С. 151-163.
- Попова А.В. К вопросу о необходимости определения цели и задач правового регулирования в сфере искусственного интеллекта, киберфизических систем, роботов и объектов робототехники / А.В. Попова, С.С. Горохова, Г.М. Азнагулова // Правовое государство: теория и практика. - 2019. - № 3 (57). - С. 31-36.