Искусство, философия, общественное сознание
Автор: Мальцева Людмила Валентиновна
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 1, 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия искусства и философии и их влияния на развитие общества и человека в единстве его социальной и духовной жизни. Проводится мысль о необходимости доведения этих взаимосвязей до молодого поколения с целью привития ему стремления к нравственному совершенствованию, развитию творческой личности.
Философия, искусство, мораль, общество, культура, нравственно-культурные связи, духовно-материальные связи, этикет, эстетика
Короткий адрес: https://sciup.org/14940480
IDR: 14940480
Текст научной статьи Искусство, философия, общественное сознание
Философия и искусство способствуют развитию самосознания человека, пониманию места и роли научных открытий в системе общего развития человеческой культуры, дает тем самым знания в единстве мировоззрения. Для того чтобы это произошло, человек должен быть в определенной степени независим от непосредственной материальной потребности, что обеспечит ему свободное время, которое является продуктом социального и материального развития общества. Именно свободное время позволяет ставить идеальные цели, совпадающие с законами бытия, природы, с мерой материальных объектов.
Однако поскольку в создание продуктов культуры вплетены идеальные цели, то они, эти продукты, становятся носителями духовно-материального начала, в них заключена не только материя, но и дух. И даже в такой, казалось бы, предельно идеальной сфере деятельности, как искусство, сохраняется это единство. Поэтому прекрасное нуждается в искусстве как форма бытия и саморазвития абсолютной идеи, и оно существует в искусстве как идеал. «Красота в искусстве, – пишет Гегель, – стоит выше красоты в природе. Ибо красота в искусстве является красотой, порожденной и вновь порождаемой духом, и насколько дух и его произведения стоят выше природы и ее явлений, настолько также и красота в искусстве стоит выше красоты в природе. В этом смысле прекрасное в природе является лишь отражением красоты, принадлежащей духу, является несовершенным, неполным видом красоты…» [1].
Искусство как творение красоты, а не как ремесло есть способность лишь тех, кого избрала божественная сила. Творчество поэтому есть способность одержимости, высшего исступления, оно невозможно на основе обучения и правил, так как рождается из сверхчувственного источника.
Многообразие искусства базируется на многообразии жизни и художественного видения мира, на глубоко индивидуальном выражении художником сущности отражаемого в его произведениях. Именно поэтому философия и эстетика придает огромное значение пониманию природы художественного творчества, ибо теоретическое осмысление его тайн – это непременное условие его дальнейшего развития.
Говоря об искусстве, важно выделить еще один аспект, связанный с рассмотрением его предмета. Предметом искусства является человек в единстве своей социальной и духовной жизни, которое конкретно выражается в его интеллектуальном, эмоциональном и физическом бытии. Следовательно, в предмете искусства человек выступает как целостность, элементы которой органически взаимосвязаны.
Таким образом, если современное искусство не связано с реальной политикой, не отражает социально-актуальных проблем и не осваивает исторически сложившихся художественных ценностей, то такое искусство не может быть в подлинном смысле таковым. Вместе с тем любое искусство развивается и на конкретной национальной почве. Исторические судьбы, уровень развития данной нации определяют национальное своеобразие взаимодействия народно-мифологического и социально-актуального слоев.
В конечном счете мировая художественная культура складывается из достижений демократических традиций искусства каждого народа, каждой нации на основе их свободного развития и взаимообогащения. Таким образом, искусство в процессе исторического развития обогащается и углубляется, приобретая новое содержание.
Полнота бытия искусства обусловлена этим правдивым отражением действительности в художественном образе, который есть не только воплощение объективной реальности, но и выражение субъекта творчества – художника, который впитывает в себя социальные, нравственные, философские, политические, научные, в определенных исторических условиях религиозные искания этого общества, то есть все духовное содержание своей эпохи. Об этом говорят и сами художники. «Скорее выбираю не героя, – отмечал В. Пикуль, – а эпоху. Через мысли и поступки героя стараюсь развернуть картину эпохи» [2].
И именно через это свое единичное бытие художественное произведение, воздействуя на сознание индивида, функционирует в видах искусства как особенное и живет как общественное сознание, то есть как всеобщее, как искусство вообще, выражая непрерывность существования художественной культуры человечества.
Мир подлинного искусства настолько богат, что не умещается в рамки отдельных методов, поэтому важно найти определяющую доминанту его значений. Такой содержательной доминантой подлинного искусства есть гуманизм, но гуманизм не абстрактный, а выражающий конкретно-исторические тенденции в адекватной художественной форме. Гуманизм в искусстве есть всегда художественно-образное обнаружение глубинных прогрессивных тенденций общественного развития.
Между тем искусство как активный творческий феномен обладает громадными возможностями культурного творчества, способно опережать наличные состояния сознания, оказывать обратное влияние на жизненный процесс. В связи с этим особую важность сегодня приобретает разработка новых подходов.
Искусство и мораль – своеобразные символы духовно-практической деятельности, которые синтезируют в себе этическое и эстетическое, добродетельное и прекрасное. Средствами музыки, литературы, живописи, скульптуры, кинематографии искусство стремится показать, объяснить языком художественного творчества правду жизни. В образной форме в виде чувственно-конкретного искусство воспроизводит и осмысливает моральные проблемы человека, жизненные ситуации, нравственные конфликты, делая это значительно многостороннее и доступнее, чем теоретическая этика. Нравственные сюжеты составляют большую часть содержания искусства, по-своему решая проблемы счастья, смысла жизни, ее ценностей, столкновения добра и зла, добродетельного и порочного. Только языком искусства можно конкретно показать прекрасное как возвышенное, вечное, доброе. Искусство охватывает собой не только мораль, но и все стороны идеального и практического бытия.
Этот процесс диалектически сложен, требует от человека огромных усилий. Способности преодолевать через медитацию кризисные состояния, порождаемые особенностями интровертивной психики, и вместе с тем способности к воплощению своих экстравертивно акцентированных потенций в жизнь, придать им глубокий личностный смысл, раскрыть, создать и реализовать в себе целостную, гармоническую личность, столь необходимо нашему обществу.
Составной частью нравственной культуры общения является этикет. Этикет – «совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление человеческих отношений (обхождение с окружающими, поведение в общественных местах, манеры и т. д.)» [3, с. 39]. Этикет воплощает в себе формы общения, являющиеся типичными для каждого общества.
Этикет как внешняя форма поведения личности всегда связан с определенным внутренним моральным содержанием духовного мира личности. Внешняя культура неотделима от внутренней, и, если между ними существует разрыв, в какой бы сфере деятельности это ни проявлялось, он означает ущербность и духовную неполноценность личности, что рано или поздно неизбежно проявляет себя в ее отношениях с другими людьми. И если внутренние качества человека играют ведущую роль в содержании его духовного облика, то также нельзя относиться формально или с пренебрежением к этике поведения, заложенной в правила этикета.
В настоящее время возникла необходимость разработки этих проблем в условиях сложной кризисной духовной ситуации в современном обществе. При бесконтрольном навязывании рыночных ценностей провозглашаемая демократия превращается в прикрытие для произвола, вседозволенности, реализации утилитарных соображений, откровенных моральных и этикетных норм. Все нововведения и преобразования имеют оправдание только тогда, когда они соотносятся с человеком, его духовным благополучием и здоровьем. И в этом отношении необходимы все более решительные меры общественного воздействия на тех, кто допускает проявление неуважения к окружающим их людям, сознательного обмана, невнимания к интересам других людей.
Вопросы нравственного воспитания находятся в поле зрения различных дисциплин: педагогики, психологии, богословия, эстетики. Но именно этика (нравственная философия), раскрывающая природу, сущность морали, обязана сформировать основные задачи воспитания, его стратегию, раскрыть его роль в жизни общества. А это очень важно для нашего переходного времени, когда старые идеалы утрачены, а становление новых идеалов происходит с большим трудом.
Задача нравственного воспитания состоит не только в простом нравственном просвещении, но и в формировании навыков, умений реализовывать нравственные ценности в самых разнообразных житейских ситуациях, в выработке нравственного творчества, а также стремления к нравственному совершенствованию. Разумеется, трудно установить какие-либо пределы этому совершенствованию.
В конце концов, это дело каждой личности, в какой мере она будет воплощать высшие нравственные идеалы. Но общество, государство обязаны обеспечить и, конечно, каждая отдельная личность определенный минимум нравственности, тот минимум, без которого нет полноценной личности и полноценного общества.
Здесь нравственная культура не может развиваться только лишь по одной схеме, а необходимо предлагает взаимодействие самых различных течений, философских направлений. В этом ей поможет культура человеческих отношений.
Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженные в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях. Культуру создает человек, являясь субъектом природы, и в то же время культура воздействует на человека через нормы, правила, законы, и человек является объектом воздействия культуры. Это происходит через законы преемственности и наследования культуры.
Философия, искусство, культура являются зданием нашей общественной жизни не только потому, что они передаются от одного человека к другому, от одного поколения к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами и народами, но также и потому, что формируют у людей чувство принадлежности к определенной культуре.
Поэтому из этого следует, что культурный человек в большей мере испытывает взаимопонимание, доверяет и будет сочувствовать, помогать другому человеку, если тот попал в беду. У них будут общие чувства, взгляды на жизнь и другие аспекты культуры. Но в то же время культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов между ними.
Таким образом, постоянная и непрерывная взаимосвязь таких форм общественного сознания, как философия, искусство и общественное сознание, составляют глубинное содержание понятия культуры и выявляющих огромные, неисчерпаемые потенциалы человеческой деятельности, где условия успешного функционирования современного общества – гарантия социального прогресса.
Искусство, переходя из одной эпохи в другую, не утрачивает своей значимости в последующие времена, оно наследуется поколениями и передается из поколения в поколение, при этом раскрывая все новые и новые грани неисчерпаемого жизненного содержания, заложенного в шедеврах мирового искусства.
Из этого следует вывод, что искусство незаменимо, так как оно взаимодействует с философией и моралью, обогащаясь их содержанием, оно не просто перенимает его, а несет человеку свое собственное, непереводимое на язык других форм общественного сознания содержание, пробуждая в человеке неисчерпаемый творческий потенциал.
Ссылки: References (transliterated):
-
1. Гегель. Сочинения : в 14 т. М., 1958. Т. 12.
-
2. Пикуль В. Люблю сильную личность // Правда.
1987. 17 мая.
-
3. Культурология : краткий словарь. Изд. 2-е / ред. И.Ф. Кефели. СПб., 1995.
-
1. Gegelʹ. Sochineniya : in 14 vols. M., 1958. Vol. 12.
-
2. Pikulʹ V. Lyublyu silʹnuyu lichnostʹ // Pravda.
1987. May 17.
-
3. Kulʹturologiya : kratkiy slovarʹ. 2nd ed. / ed. by I.F. Kefeli. SPb., 1995.