Искусство как постижение живого (с позиции системного дизайна)

Автор: Якуничев Н.Г., Киселев А.А.

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Стратегии дискурса

Статья в выпуске: 3 (68), 2023 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена исследованию назначения искусства как особой формы постижения живого. Используются методы системного дизайна, направленные на обозначение структурных аналогий между организацией художественного произведения и организмом. -Понимание роли искусства как постижения живого позволяет по-иному взглянуть на его историю. В ходе развития искусства формируется все более адекватный образ организмоподобного мира, развивается способность субъекта воспринимать резонансное состояние многообразных отношений элементов Целого. Обозначается принципиальное сходство методов творчества и естественных процессов самоорганизации и саморазвития.

Еще

Изобразительное искусство, организмоподобие, постижение живого, самоорганизация, структура

Короткий адрес: https://sciup.org/140303318

IDR: 140303318   |   DOI: 10.53115/19975996_2023_03_040-047

Список литературы Искусство как постижение живого (с позиции системного дизайна)

  • Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве. В 2 т. Т. 1, кн. VI. 2. – М.: Изд-во Акад. Арх., 1935–1937. – 176 с.
  • Вавилов Н.И. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. – М.–Л.: Сельхозгиз, 1935. – 56 с.
  • Всеобщая история искусств. Том 6, книга первая. Искусство 20 века / Под общ. ред. Б.В. Веймарна, Ю.Д.Колпинского, – М.: Искусство, 1965. – 932 с.
  • Жульен Ф. Великий образ не имеет формы, или Через живопись – к не-объекту (опыт де-онтологии). – М.: AD Marginem, 2017. – 367 с.
  • История Европы. Том первый. Древняя Европа / Отв. ред. Е.С. Голубцова. – М.: Наука, 1988. – 704 с.
  • Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. – Новосибирск: Наука. 1989. – 246 с.
  • Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика об аналогах живого в «неживой» природе // Культурно-просветительский журнал «Дельфис». – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.delphis.ru/journal/article/sinergetika-ob-analogakh-zhivogo-v-nezhivoi-prirode (21.12.2020)
  • Кремянский В.И. Структурные уровни живой материи. – М.: Наука, 1969. – 254 с.
  • Любищев А.А. Проблемы формы систематизации и эволюции видов. – М.: Наука, 1982. – 276 с.
  • Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М: Искусство, 1991. – 588 с.
  • Солкин В. Искусство древнего египта. Лекция 1. Архаика и Древнее царство. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=sRPC3TjTv_c (27.03.2021)
  • Сухонос С.И. Масштабная гармония Вселенной. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://trinitas.ru/rus/doc/0209/004a/02090010.htm (21.12.2020)
  • Урманцев Ю.А. Симметрия природы и симметрия материи. – М.: Мысль, 1974. – 229 с.
  • Шпенглер О. Закат Европы. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 640 с.
  • Якуничев Н.Г. Позиция посредника как фактор эволюции изобразительного искусства Запада // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2013, № 159. – С. 167–174.
  • Якуничев Н.Г. Якуничева К.Н. Предметный мир как посредник. – СПб: СПГХПА им. А.Л. Штиглица, 2019. – 367 с.
  • Якуничев Н.Г. Феномен параллелизма в развитии предметных форм // Месмахеровские чтения – 2020. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию воссоздания Ленинградского художественно-промышленного училища. – СПб.: СПГХПА им. А.Л. Штиглица,2020. – С. 155–160.
Еще
Статья научная