"Искусство высокое": Ф. М. Достоевский и стенография

Автор: Андрианова Ирина Святославовна

Журнал: Неизвестный Достоевский @unknown-dostoevsky

Статья в выпуске: 4, 2017 года.

Бесплатный доступ

Значение стенографии - искусства писать со скоростью речи - в истории развития мировой науки и культуры, политики и экономики общепризнано. В данной статье систематизированы факты о писателях XIX - первой половины XX в., владевших стенографией или использовавших услуги профессиональных стенографистов в своей творческой деятельности. С учетом этого обзора сделан вывод о роли и значении стенографии в творческом процессе Ф. М. Достоевского. Он стал вторым (после В. В. Крестовского) писателем в России, применившим стенографию в своей литературной деятельности, но единственным автором в мировой литературе, для которого стенография стала чем-то большим, чем скорописью. Он считал ее таинственным и «высоким искусством». Она изменила и обогатила модель его творческого процесса не на время, а до конца жизни, повлияла на поэтику романов и рассказа «Кроткая», способствовала перемене в личной жизни писателя и вызвала интерес у родственников (пасынка П. А. Исаева, племянницы Е. М. Достоевской). За годы супружества со стенографисткой А. Г. Сниткиной художественный талант писателя достиг своего апогея, была создана бóльшая и наиболее значительная часть его литературного наследия. К сожалению, в архиве Достоевских сохранилась только небольшая часть рукописей со стенографическими записями. Она описана в Приложении к статье.

Еще

Стенография, искусство, достоевский, а. г. достоевская, в. в. крестовский, п. м. ольхин, творческий процесс

Короткий адрес: https://sciup.org/147225944

IDR: 147225944   |   DOI: 10.15393/j10.art.2017.3381

Список литературы "Искусство высокое": Ф. М. Достоевский и стенография

  • Алексеев Н. А. «Шифр» Н. Г. Чернышевского//Красный архив. -1936. -Т. 3 (76). -С. 221-225 . -URL: http://istmat.info/files/uploads/40146/krasnyy_arhiv_76-1936.pdf (24.11.2017).
  • Андрианова И. С. «Я пришла работать, а не для знакомства…»: Федор Достоевский и Анна Сниткина//Неизвестный Достоевский. -2016. -№ 3. -С. 128-143 . -URL: http://unknown-dostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1478084439.pdf (24.11.2017).
  • Баршт К. А. «Каллиграфия» Ф. М. Достоевского//Новые аспекты в изучении Достоевского. -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1994. -С. 101-129.
  • Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. -М.: Сов. писатель, 1963. -363 с.
  • Викторович В. А. Достоевский и Вс. Крестовский//Достоевский: Материалы и исследования. -Л.: Наука, 1991. -Т. 9. -С. 92-116.
  • Волгин И. Л. Родные и близкие: Историко-биографические очерки. -М.: Фонд Достоевского, 2012. -1232 с.
  • Волгин И. Л. Уйти от всех. Лев Толстой как русский скиталец//Октябрь. -2010. -№ 10 . -URL: http://magazines.russ.ru/october/2010/10/vo2.html (24.11.2017).
  • Ершов Н. А. Обзор русских стенографических систем. -Санкт-Петербург: ред. журн. «Пед. музей», 1880. -, II, 144, , 14 с.
  • И-в . О рукописи Чернышевского//Вопросы стенографии и машинописи. -1928. -№ 12. -С. 3-5.
  • И-в . Толстой и стенография//Вопросы стенографии и машинописи. -1928. -№ 8-9. -С. 3-5.
  • Кийко Е. И., Пошеманская Ц. М. Неизвестный источник текста романа «Братья Карамазовы»//Достоевский: Материалы и исследования. -Л.: Наука, 1978. -Т. 3. -С. 3-12.
  • Кулешов Ф. И. Творческий путь А. И. Куприна, 1883-1907. -Минск: Изд-во БГУ, 1983. -351 с. . -URL: http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/kuleshov-tvorcheskij-put/2-yama.htm (24.11.2017).
  • Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. -М.: Наука, 1979. -360 с.
  • Маркузе Иван Карлович//Афанасьев Н. И. Современники. -СПб., 1910. -Т. 2. -С. 282-284 . -URL: http://нэб.рф/catalog/000199_000009_005030148/viewer/?page=295 (24.11.2017).
  • Мюллер И. Роман-стенограмма. Ф. М. Достоевский и создатель русской системы стенографии П. М. Ольхин//Альманах библиофила. -1983. -Вып. 15 . -URL: http://redkayakniga.ru/biblioteki/item/f00/s00/z0000017/st012.shtml (24.11.2017).
  • Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский -человек эпохи реализма. -М.: Новое литературное обозрение, 1996. -207 с.
  • Поддубная Р. Н. «Действительность идеала» в малой прозе «Дневника писателя»//Достоевский: Материалы и исследования. -Л.: Наука, 1991. -Т. 9. -С. 183-198.
  • Рейсер С. А. Некоторые проблемы изучения романа «Что делать?»//Чернышевский Н. Г. Что делать? -Л.: Наука, 1975 . -URL: http://chernyshevskiy.lit-info.ru/chernyshevskiy/articles/rejser/rejser-1.htm (24.11.2017).
  • Рейсер С. А. Русская палеография нового времени (Неография). -М.: Высшая школа, 1982. -136 с.
  • Чулков Г. И. Как работал Достоевский. -М.: Сов. писатель, 1939. -340 с.
  • Юрковский А. М. Стенография сквозь века: Очерки по истории стенографии. -М.: Книга, 1969. -163 с.
  • Bowles H. Stenography and Orality in Dickens: Rethinking the Phonographic Myth//Dickens Studies Annual. -2017. -Vol. 48. -Pp. 21-44.
  • Bowles H. The Stenographic Creativity of Charles Dickens//Paper presented at the XXVIII AIA Conference Worlds of Words: Complexity, Creativity, and Conventionality in English Language, Literature and Culture (Pisa, 14-16 September 2017) . -URL: http://www.fileli.unipi.it/2017aiaconference/session/stenographic-creativity-charles-dickens/(24.11.2017).
  • Gitelman L. Scripts, Grooves, and Writing Machines: Representing Technology in the Edison Era. -Stanford: Stanford University Press, 1999. -304 p.
  • Marcus S. Language into Structure: Pickwick Revisited//Daedalus. -1972. -Vol. 101. -Pp. 183-202.
  • Kreikamp I. Voice and the Victorian Storyteller. -Cambridge: Cambridge University Press, 2005. -Pp. 69-88.
Еще
Статья научная