Исламские государства и международное космическое право

Бесплатный доступ

Объектом статьи являются основы сотрудничества государств - членов Организации исламского сотрудничества (ОИС) с субъектами международного космического права, а также уровень участия исламских государств в договорах Организации Объединённых Наций по космосу. Эта статья анализирует основные теории о взаимосвязи исламских государств в международном праве и обеспечивает различные уровни отношения: конфронтационное отношение на основе радикального подхода; пассивное отношение на основе несерьёзного поверхностного подхода; интерактивное отношение на основе уравновешенного и умеренного подхода, который также доказывает, что ислам признает последний подход (Интерактивные отношения). Результаты этой статье, показывают, что в соответствии с документами Генеральной Ассамблеи ООН, в состав КОПУОС входят 27 из 57 государств-членов Организации исламского сотрудничества и также 6 из 57 государств-членов ОИС подписали и еще 28 подписали и ратифицировали от 1 до 5 из этих международных договоров МКП. Кроме того, в общем 22 государства из 57 государств - членов Организации исламского сотрудничества подписали и ратифицировали от 3 до 5 договоров. Эта цифра составляет средний показатель и отражает внимание исламских стран к международному космическому праву.

Еще

Исламские государства, организация исламского сотрудничества (оис), международное право, международное космическое право

Короткий адрес: https://sciup.org/142232564

IDR: 142232564

Текст научной статьи Исламские государства и международное космическое право

Прежде чем приступить к рассмотрению правовых аспектов космической деятельности исламских стран, необходимо проанализировать фундаментальный вопрос отношения исламских государств к международному космическому праву (далее «МКП») как на международно-правовом уровне, так и с учетом выполнения принципов МКП на национальном уровне. В работах правоведов вопрос отношения исламских государств к МКП в большинстве случаев изучался в теоретическом плане как отношение ислама в целом к международному праву. Среди основных теорий отношения исламских государств к международному праву можно выделить основные три точки зрения: конфронтационное отношение на основе радикального подхода; пассивное отношение на основе несерьёзного поверхностного подхода; интерактивное отношение на основе уравновешенного и умеренного подхода.

Конфронтационное отношение на основе радикального подхода, представленное в настоящее время религиозным течением, называемым вахабизмом-салафизмом, - разновидность современного отношения исламских стран к мировому порядку на основе ошибочного толкования, искажения и даже использования недостоверных и подложных источников [1, с. 53-57; 8, р. 106-107]. Не только исламские мазха-бы (Мазхаб—шариатского школа в исламе), но и другие Божественные религии считают это течение еретическим и полагают допустимым и необходимым объявить войну всем тем, кто пытается насадить на практике «исламский салафизм», не имеющий ничего общего с истинным исламом [см.: прим. 1, с. 57-58]. Подлинный ислам проповедует принцип уважения к свободе и правам человека, верховенство человеческого достоинства и его права на определение собственной судьбы. Кроме того, подлинный ислам преграждает путь проекту принудительной глобализации ислама и создаёт почву к достижению этой заветной мечты благодаря росту сознательности и выбору человеческого общества [3, с. 70].

Исходя из этого, ни одно государство, в том числе исламские государства, не могут на свое усмотрение что-либо интерпретировать и на этой основе действовать во вред другим участникам мирового сообщества [4, с. 306]. Аяты Корана называют такие действия прямым доказательством вмешательства во внутренние дела других государств и попранием свободы, независимости и суверенитета наций [3, с. 442].

Второй подход - пассивное отношение на основе поверхностного подхода. Данное отношение исламских стран к мироустройству является или продуктом секуляризма и отрицанием использования исламом политических и правовых систем, или отсутствием надежды на исполнение мировых заповедей ислама на международном уровне из-за отсутствия необходимой силы или господства мировых держав.

Между тем, принимая во внимание тот факт, что в различных сурах Корана подчёркиваются универсальные идеалы ислама и его всемирная миссия [3, с. 131-132], такой подход, который ведёт к доминированию над исламскими странами, не приемлем и полностью запрещён, исходя из аятов Корана и вытекающих из него общих правил [4, с. 185-189].

Последний подход - интерактивное отношение на основе уравновешенного и умеренного подхода. Как гласит аят 143 суры Аль-Бакара (Корова): «И вот объединили Мы вас в умеренной общине, дабы стали вы свидетелями людей». Ислам является умеренной религией, и в нем нет места крайностям и чрезмерности. Несмотря на наличие универсальных идеалов ислама и его всемирной миссии, ни эта религия, ни мировая правовая система не допускают пересмотра и признания границ на основе нынешних требований мирового сообщества, а также агрессии в отношении границ [4, с. 41, 144, 145, 182, 387-391].

Данный основополагающий вопрос, который занимает центральное и важнейшее место в международном праве, является одним из основных элементов образования государств и формирования мирового порядка.

В рамках признания территориальных границ и на основе принципа свободного волеизъявления человека [см.: прим. 2], с одной стороны, принципа человеческого достоинства [см.: прим. 3] и принципа самоопределения человека [см.: прим. 4] - с другой, созданным в этих границах государствам необходимо проявлять взаимное уважение. Кроме этого, на международной арене, опираясь на исламскую мораль и отрицая насилие, угрозы и враждебность [см.: прим. 5] в любых проявлениях, призывая их к партнёрству на основе гуманных и умеренных идей, для них подготавливается необходимая почва для взаимодействия на следующих принципах:

  • -    принцип международного партнёрства и сотрудничества. В соответствии с аятом 2 суры 5 «Аль-Маида (Трапеза), который гласит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании». Коран раскрывает один из основных принципов внутреннего и международного права в исламе - партнёрство и сотрудничество в благих делах и запрет на любое проявление порока и преступления. Содержание аята настоятельно призывает каждого члена человеческого общества и все народы мира выполнять этот принцип в различных областях своей жизнедеятельности [3, с. 437];

  • -    принцип международного взаимопонимания. Отсюда следует, что если разногласия создают почву для вражды, войны и беспорядков, то в этом случае следует признать, что взаимопонимание играет определяющую роль в их предупреждении [3, с. 426]. Непозволительны вражда или агрессивная война, если они повлекут пролитие крови даже только одного человека. Богом в Коране сказано: кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям.

Таким образом, взаимопонимание - ключ и важнейший элемент международного сотрудничества, включая обеспечение мира и международной безопасности [2, с. 57]. По этой причине в умеренном подходе основным инструментом обеспечения взаимодействия всех стран является взаимное согласие [5, с. 42-52]. Сегодня взаимопонимание называют разными терминами - договор, соглашение, пакт. Исламское право, исходя из ряда аятов Корана и образа действий исламского пророка (мир ему и благословение), его подтверждает и считает необходимым исполнение вытекающих из соглашения обязательств. В соответствии с исламским правом их на- рушение в обычных условиях и без наличия причин не допускается [3, с. 476-463-4, 133-9, 45-50], в преамбуле устава Организации исламского сотрудничества отображены общие рамки этого принципиального и логичного отношения с упором на необходимость исполнения обязательств и приверженность Уставу Организации Объединённых Наций (далее «ООН») и основам ислама. Помимо этого, в ст.ст. 1 и 2 устава перечислены его общие цели и основные принципы, которые соответствуют основным принципам международного права.

Но по отношению к исламским государствам и международному космическому праву как основной теме этой статьи, надо сказать, что космическая деятельность государств с каждым днём развивается и принимает всё большие масштабы. Соответственно, развивается и международное сотрудничество не только в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, но и в сфере правового регулирования космической деятельности. Уровень участия и заинтересованность исламских государств в данном вопросе можно определить по следующим двум критериям:

Членство в Комитете ООН по использованию космического пространства в мирных целях (далее «Комитет ООН по космосу»).

Участие в пяти договорах ООН по космосу, а именно в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.), Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (1968 г.), Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972 г.), Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1975 г.), Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1984 г.)

В соответствии с документами Генеральной Ассамблеи ООН [10], в состав КОПУОС входят 27 из 57 государств-членов Организации исламского сотрудничества: Азербайджан, Албания, Алжир, Бенин, Буркина-Фасо, Египет, Индонезия, Иордания, Ирак, Иран, Казахстан, Камерун, Ливан, Ливия, Малайзия, Марокко, Нигер, Нигерия, Пакистан, Саудовская Аравия, Сенегал, Сирийская Арабская Республика, Судан, Сьерра-Леоне, Тунис, Турция, Чад.

По вопросу участия в пяти договорах ООН по космосу следует отметить, что 6 из 57 государств-членов ОИС (Гамбия, Иордания, Иран, Камерун, Малайзия и Сомали) подписали и еще 28 подписали и ратифицировали от 1 до 5 из этих международных договоров. Кроме того, 22 государства из 57 государств - членов Организации исламского сотрудничества подписали и ратифицировали от 3 до 5 договоров [11]. Иными словами, эта цифра составляет средний показатель и отражает внимание исламских стран к международному космическому праву.

Интерактивное отношение на основе умеренного подхода исламских государств к МКП является признанным подходом. На основе данного подхода исламские государства будут, во-первых, активно развивать партнёрские отношения в области МКП. Во- вторых, такой вид отношений исламских госу- дарств к МКП является взаимным, логичным и соответствующим реалиям международного сообщества. В-третьих, такого рода отношение и умеренный подход к выполнению обязательств между исламскими государствами, а также в отношениях с другими государствами способен найти реальное понимание среди всех участников международного сообщества и субъектов МКП.

Список литературы Исламские государства и международное космическое право

  • Hamid Khan, J.D. Islamic Law, NPROL - International Network to Promote the Rule of Law،2013.
  • Ислам и международное право. Международный Журнал Красного Креста. 2005. Т. 87. № 858.
  • Занджани Амид. Политическое право. Т. 3. Международное исламское право. Тегеран: Изд-во «Амир Кабир, 1988.
  • Seyyed sadeq Haqiqat ،Trans-National Responsibilities in foreign policy of Islamic Government، Presidency strategic center، July 23, 1997.Tehran.
  • Зиаии Бигдели М. Р. Ислам и международное право. - М.: Издательское акционерное общество, 1990.
  • Документ ООН A/AC.105/L.259.
  • Документ ООН A/AC.105/c.2/2013/CRP.5.
  • Maurits Berger. Islamic views on International Law (Chapter 8) P. Meerts (ed.), Culture and International Law, 2008, Hague Academic Coalition, The Hague, The Netherlands and the Authors.
Статья научная