Использование информационных технологий в экспертной деятельности при рассмотрении гражданских дел

Бесплатный доступ

Рассмотрены понятие и характеристика экспертной деятельности и принципы, на базе которых осуществляется экспертная практика. Выделены пути, способствующие внедрению и использованию информационных технологий в экспертных исследованиях. Раскрыты особенности производства экспертизы в гражданском судопроизводстве. Приведены технические средства, применяемые экспертом при формировании заключения в гражданском процессе, а также проблемы, существующие при использовании информационных технологий в экспертной деятельности.

Экспертная деятельность, автоматизированное рабочее место, цифровые изображения, компьютерное моделирование, электронный документооборот

Короткий адрес: https://sciup.org/170187230

IDR: 170187230   |   DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11475

Текст научной статьи Использование информационных технологий в экспертной деятельности при рассмотрении гражданских дел

Говоря о цифровизации экспертных исследований в условиях массового развития и применения информационных технологий в различных аспектах жизнедеятельности государства, человека и общества стоит предварительно отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ (далее – Закон N 73-ФЗ) экспертная деятельность представляет собой форму оказания содействия судьям, органам дознания, следователям и иным заинтересованным лицам в решении вопросов, поставленных перед экспертом и требующих специальных знаний в сфере науки, техники и искусства (ст. 2). Закон N 73-ФЗ определяет особенности производства экспертизы в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве и уточняет, что экспертная деятельность, осуществляемая с учетом соблюдения всех прав и свобод человека и гражданина, обуславливается соблюдением таких доминантных принципов, как законность, всесторонность и независимость эксперта при формировании им полного и объективного заключения.

В числе прочих нормативных положений Закон N 73-ФЗ устанавливает, что экспертные исследования проводятся с использованием современных достижений науки и техники (ст. 4), что особенно актуально в эпоху всестороннего применения информационных технологий [5]. В данном случае распространение экспертной практики с использованием соответствующего программного обеспечения расширяет возможности проводимых экспертных исследований посредством автоматизации, снижения числа совершаемы экспертных ошибок, ускорения рутинных операций.

Интеграция и последующее применение современных технологий в экспертной деятельности реализуется двумя путями:

  • 1.    Аккумулируются знания, возможности и технологии, полученные в результате достижений в сфере естественных, технических и математических наук, что позволяет полученные результаты трансформировать в технологическую и информационную базу для проведения дальнейших экспертиз.

  • 2.    Создание специализированных, настроенных под запросы экспертных исследований программ, которые требуют как определенных знаний со стороны эксперта, так и выделения базовых структур и параметров в сфере рассмотрения правонарушений конкретной отрасли права. В данном случае подразумеваются закономерности и причинно-следственные связи, которые используются в рамках судебноэкспертной деятельности.

Гражданское процессуальное законодательство, в числе прочих норм регламентирующее производство экспертизы, устанавливает, что экспертизу назначает суд в случае, если у сторон и других лиц, участвующих в рассмотрении и разрешении гражданского дела, возникают вопросы, ответы на которые требуют специальных знаний в сфере науки, техники, искусства и ремесла (п. 1 ст. 79 ГПК РФ) [2]. Итоговый перечень вопросов с учетом пожеланий участников гражданского судопроизводства формирует суд, который выносит определение о назначении экспертизы.

На данный момент в структуре экспертных исследований, назначаемых для разрешения гражданского дела в суде, используются такие новшества цифрового пространства как автоматизированное получение экспериментальных данных, электронный документооборот, обеспечивающих конфиденциальность обрабатываемых сведений и подлинность электронных документов, поступающих эксперту на экспертизу. В данном случае в качестве примера можно привести производство пожарно-технической экспертизы, при которой электронный документооборот способствует своевременному изучению экспертом сведений на предмет даты покупки, изготовления и монтажа противопожарного оборудования, ставшего причиной причинения материального вреда лицу вследствие пожара или некачественно выполненных работ по установке данного оборудования [4, с. 97].

Применяются средства фото- и видеосъемки, аудиозаписи, фиксации и обработки цифровых изображений. При этом работа с изображениями строится на том, что делается бит для копии (изображения) устройства, которое поддается проверке как точной копии с помощью арифметических хешей, таких как программные алгоритмы SHA-1 и MD-5 [6, с. 191]. В данном случае важно, чтобы все цифровые воздействия эксперта осуществлялись на копии цифрового источника с тем, чтобы исключить вероятность воздействия на оригинал.

Интегрированные и разнообразные базы и банки данных, аккумулирующие раз- личного рода сведения, в работе эксперта способствуют, к примеру, установлению причинно-следственной связи между произведенными медицинскими манипуляциями и полученным результатом у пациента в контексте рассмотрения дел о возмещении вреда здоровью, причинённого в связи с оказанием медицинских услуг [1, с. 18].

Распространена практика внедрения в работу эксперта компьютерного моделирования, систем автоматизации расчетов, внедряются автоматизированные рабочие места эксперта [3, с. 182]. В последнем случае автоматизированные рабочие места способствуют единообразию действий при проведении экспертных исследований, сокращению затрат времени эксперта на проведение конкретного исследования при параллельном повышении качества полученных результатов, а также позволяют обеспечить единообразный подход к практике экспертных исследований.

Практика выявления местоположений ответчика в гражданском судопроизводстве, присутствие которого необходимо для рассмотрения и разрешения дела в суде, может строиться с учетом анализа данных систем GPS, интегрированных в мобильные телефоны, и сетевых коммуникаций, которые регистрируют телефон в момент его подключения к вышкам сотовой связи и нахождении в мобильной сети [3, с. 183]. Указанные цифровые данные записываются в сети, могут быть запрошены у оператора связи, и в последующем позволяют определить физическое местоположение субъекта гражданского процесса в определенный промежуток времени.

Вместе с тем стоит учитывать, что процессуальное законодательство накладывает ряд определенных требований к заключению эксперта, что, к примеру, выражается в том, что эксперт должен логически пояснить выводы, содержащиеся в заключении исходя из специфики инструментов, применяемых в рамках экспертной деятельности. В таком случае технологические процессы, реализуемые конкретными программными обеспечениями, должны быть понятны и прозрачны с тем, чтобы эксперт смог дать мотивированное заклю- чение заинтересованным сторонам, инициирующим экспертизу.

Дополнительная трудность в рамках применения информационных технологий в экспертной деятельности видится в том, что динамичное развитие цифрового пространства обуславливает увеличение объемов хранимых данных, обработку которых не успевает обеспечить кадровый состав экспертов, функционирующих в государственных и негосударственных экспертных учреждениях. Растущее разнообразие используемых технологий опережает способность своевременного их внедрения в экспертные учреждения и параллельного овладения указанными техническими средствами. Также встает проблема недостаточного финансирования, выделяемого из федерального бюджета на приобретение передовых технологий, и их стремительного последующего морального устаревания. Рынок инструментов анализа цифровых данных и технологий в современных условий в большей мере представлен продуктами иностранного производства, что ограничивает их применение в РФ с точки зрения ценообразования, обусловленного колебаниями валют, и устаревания, связанного с тем, что внедрение IT-технологий в отечественную экспертную практику происходит с определенным временным лагом.

Следует сказать о проблеме обеспечения безопасности хранимых на информационных носителях и программах данных, поскольку современные технологии позволяют автоматизировать сбор, хранение и обработку большого числа сведений, необходимых для экспертных исследований. Именно поэтому встает вопрос о применении инструментов обеспечения кибербезопасности, в т.ч. на базе новейших систем шифрования и блокчейн технологий. В данном случае обнаружение инородных следов воздействия в структуре имеющейся информации невозможно без использования соответствующих технологий. При этом методы защиты сведений, необходи- мых эксперту в его работе, должны строиться на предварительном учете данных, аккумулируемых на соответствующем оборудовании, с тем, чтобы в последующем исключить возможный спор на предмет сохранения и неизменности данных, которые подвергаются анализу.

Наконец, следует отметить такую проблему, которая встает в разрезе всестороннего и активного внедрения цифровых технологий в экспертную деятельность, как недостаточная квалификация имеющихся экспертов с точки зрения их владения IT-грамотностью. В данном случае овладение знаниями в сфере цифровых технологий требует соответствующей подготовки в рамках образовательных учреждений, однако уровень подготовки специалистов, получающих образование по направлению «Судебная экспертиза», не успевает за динамичными изменения в конъюнктуре меняющейся информационной среды. Таким образом, видится логичной организация постоянного совершенствования знаний экспертов в сфере IT-технологий на базе полученного высшего образования с тем, чтобы обеспечить нужные компетенции при эксплуатации компьютерных программ и технических устройств.

Таким образом, можно резюмировать, что использование информационных технологий в экспертной деятельности при рассмотрении гражданских дел способствует сокращению временных сроков проведения исследований без потери их качества, что в дальнейшем влияет как на повышение результативности работы эксперта, так и на полноту и объективность формируемого им заключения. Является важным устранить обозначенные проблемы с тем, чтобы экспертные исследования, проводимые государственными и негосударственными экспертными учреждениями и экспертами, в большей мере основывались на достижениях информационного пространства, существенно облегчающего производство судебно-экспертных исследований.

Список литературы Использование информационных технологий в экспертной деятельности при рассмотрении гражданских дел

  • Володин А.В. Значение судебно-медицинской экспертизы в гражданском процессе о возмещении вреда здоровью, причинённого в связи с оказанием медицинских услуг // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019. - №4-2. - С. 17-20.
  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Консультант Плюс: справ, правовая система. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/ (дата обращения 20.10.2020)
  • Камалова Г.Г. Цифровые технологии в судебной экспертизе: проблемы правового регулирования и организации применения // Вестник Удмуртского университета. Серия "Экономика и право". - 2019. - №2. - С. 180-186.
  • Карпов С.Ю. О назначении и производстве судебной пожарно-технической экспертизы по гражданским делам // Вестник академии следственного комитета Российской Федерации. - 2019. - №2 (20). - С. 95-99.
  • О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Консультант Плюс: справ, правовая система. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/ (дата обращения 20.10.2020)
  • Хассан В. Цифровая судебная экспертиза как источник доказательств в гражданском судопроизводстве // Наука, образование, инновации: гуманитарные, естественно-научные и технические решения современности. Материалы XXIII Всероссийской научно-практической конференции. - 2020. - С. 189-194.
Еще
Статья научная