Использование опыта зарубежных стран в России по использованию земель сельскохозяйственного назначения. Зарубежный опыт кредитования сельского хозяйства и возможность его использования в России
Автор: Шанина Е.Н.
Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness
Статья в выпуске: 8 (90), 2022 года.
Бесплатный доступ
Использование сельскохозяйственных земель в России всегда было уникальным, по сравнению с другими странами, благодаря земельной политике, обширности территории, разнообразию природных и почвенных условий. Из-за этого международно признанные и общепринятые подходы и модели не всегда могут быть приняты и применены. На федеральном уровне наблюдается расширенная тенденция поглощения частных земель полугосударственными организациями. Существует также тенденция сокращения землепользования кооперативов и увеличения землепользования акционерных обществ и товариществ. Развитие консолидации земель сельскохозяйственного назначения в России в первую очередь зависит от региональной земельной политики. На территории России продолжается уникальная тенденция к увеличению числа личных подсобных хозяйств с увеличением их средних размеров. В связи с этим целью статьи является исследование того, как применять опыт зарубежных стран в России по использованию земель сельскохозяйственного назначения, включая зарубежный опыт кредитования сельского хозяйства. В статье проведена оценка существующих финансовых инструментов для обеспечения увеличения объема инвестиционных ресурсов в условиях современных глобальных вызовов и обеспечения устойчивого развития. Подтверждено положительное влияние процессов глобализации на рынок агрострахования, что привело к использованию новых инновационных инструментов. Важность создания Фонда инфраструктурных инвестиций для решения стратегических задач развития аграрного сектора национальной экономики путем расширения объемов финансирования за счет средств Фонда субъектов агробизнеса, иностранных инвестиций агрокомпаний и привлечения их к участию в тендерах обоснованы международные организации. Разработан механизм отбора субъектов агробизнеса на основе комплексной оценки их соответствия требованиям привлечения исследуемых финансовых инструментов. Выбор финансовых инструментов для передачи инвестиционных ресурсов для агробизнеса должен производиться в зависимости от многих факторов. Целесообразно создание в России Фонда инфраструктурных инвестиций в аграрном секторе со смешанным принципом получения доходов. Такой фонд должен включать инфраструктурные проекты в аграрном секторе, развитие производственных мощностей по переработке сельхозпродукции, льготные кредиты и многое другое.
Управление инвестициями, финансовые инструменты, инновационное развитие, цифровые активы, аграрный сектор, кредитные ресурсы, развитие земель сельскохозяйственного назначения
Короткий адрес: https://sciup.org/170195770
IDR: 170195770 | DOI: 10.24412/2411-0450-2022-8-256-262
Текст научной статьи Использование опыта зарубежных стран в России по использованию земель сельскохозяйственного назначения. Зарубежный опыт кредитования сельского хозяйства и возможность его использования в России
Развитие землевладения в России основывалось на борьбе двух основных тенденций: консолидации и фрагментации земель сельскохозяйственного назначения.
Консолидация и фрагментация сельско- хозяйственных угодий на первый взгляд выступают как противоположные явления. Тем не менее, они тесно взаимосвязаны. Фрагментация земель сельскохозяйственного назначения объективно определяет необходимость дальнейшей консолидации и наоборот.
В настоящее время доминирует тенденция консолидации земель сельскохозяйственного назначения. Консолидация сельскохозяйственных земель выглядит как сложное явление, включая технические, институциональные, финансовые, экономические, экологические и социальные аспекты, характеризующиеся увеличением масштабов и эффективности сельскохозяйственного производства.
В связи с этим целью консолидации сельскохозяйственных земель является повышение эффективности сельскохозяйственного производства для устранения вероятности голода, нехватки продовольствия, бедности, а также разрыва в условиях жизни и доходах между городскими и сельскими районами из-за постоянно растущего населения.
Существует две основные формы консолидации сельскохозяйственных земель: обязательная и добровольная. Одним из эффективных инструментов добровольной консолидации земель сельскохозяйственного назначения является рынок земель сельскохозяйственного назначения.
Результаты исследования
Проблема использования земель в сельском хозяйстве и его геодезической поддержки отражена в многочисленных научных исследованиях, публикациях, таких как М. Бакман (2010) [1], Д. Томас (2006) [2], и другие, а также руководства, рекомендации и руководящие принципы международных организаций (Добровольное руководство по ответственному управлению владением земельными, рыбными и лесными ресурсами в контексте национальной продовольственной безопасности (2012) ФАО, Рим) [3].
М. Бакман изучил и оценил развитие и эффективность консолидации сельскохозяйственных земель на основе анализа затрат и выгод. Они определили преимущества консолидации сельскохозяйственных земель для общества в целом на основе шведского опыта. М. Бакман обнаружил, что основными затратами на проект консолидации земель являются исследование состава и размера фермы каждого вла- дельца; разработка проекта новых консолидированных объектов недвижимости; оценка всех объектов недвижимости; посредничество и переговоры со всеми участвующими землевладельцами; съемка новых границ. На стоимость проекта консолидации земель влияют: степень фрагментации; количество объектов недвижимости /участков; количество землевладельцев и их отношение; размер площади консолидации; длина всех границ [1, с. 87].
А.И. Минигазимова рассматривала консолидацию сельскохозяйственных земель как многоцелевой инструмент развития сельских районов [4, с. 47].
Н.Г. Гаврилова изучала экономические последствия фрагментации фермерских хозяйств в африканских странах [5, с. 17]. Она обнаружила, что существование фрагментированных земельных владений является важной особенностью менее развитых сельскохозяйственных систем. Затраты на фрагментацию включают более низкую производительность труда и более высокие транспортные затраты на вводимые и выходные ресурсы), негативные внешние эффекты (такие как сокращение возможностей для инвестиций в орошение и сохранение почвы, а также потерю земли для подъездных путей). В свете этих издержек многочисленные стратегии земельной реформы были направлены на обеспечение или субсидирование консолидации владений. Эта политика основывается на предположении, что фрагментация неизбежно неэффективна и что сельскохозяйственное производство и социальное благосостояние могут быть увеличены за счет консолидации земель.
П. Кригсхольм и др. проанализировали состояние, эффективность консолидации земель в Финляндии [6, с. 133]. Они изучили два случая консолидации земель в Финляндии и оценили их региональные экономические последствия с использованием модели "затраты-выпуск". Прямой мультипликативный эффект был сформирован за счет увеличения потребления в домашних хозяйствах и субподрядчиках, которые получают заработную плату, полученную в результате проекта консолидации земель. Косвенные мультиплика- тивные эффекты приводили к снижению эффекта от субконтрактов.
П. Скай изучил опыт сельскохозяйственных земель в Норвегии на основе международного опыта [7, c. 81]. Автор пришел к выводу, что, хотя организация и цели консолидации земель варьируются от страны к стране, фактический процесс похож между странами. Норвегия является единственным государством, где вся консолидация земель рассматривается специальным судом. Консолидация земель может иметь экономические, социальные, правовые, пространственные и экологические последствия, но основополагающий принцип не только в Норвегии заключается в том, что ни одна сторона не должна нести убытки в результате консолидации земель. Это является важной предпосылкой для окончательного решения. Почти во всех национальных законах о консолидации земель допускается возможность принуждения сторон, не желающих участвовать в этом процессе.
Однако, поскольку развитие земельных отношений в России всегда было уникальным по сравнению с другими странами Европы и мира, в силу государственной политики, национальных и религиозных различий, обширности территории, а также разнообразия климатических, природ- ных и почвенных условий общепринятые подходы и модели консолидации сельскохозяйственных земель не всегда могут быть приняты и применены в Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения осуществляется на основании Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» [8] и Приказа Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. N 226 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке» [9], которым утверждены основные методологические подходы к проведению государственной кадастровой оценки недвижимости, в том числе сельскохозяйственные угодья.
В 2021 году общая площадь земель сельскохозяйственного назначения сократилась в России на 0,4 млн га с 222,4 млн га до 222,0 млн га, или на 0,2%, по сравнению с 1990 г. (табл. 1).
В 2021 году площадь пахотных земель сократилась на 9,6 млн га со 132,3 млн га до 122,7 млн га, или на 7,3%, по сравнению с 1990 годом. В 2021 году площадь пастбищных угодий увеличилась на 5,1%, а простоев – в 16,3 раза по сравнению с 1990 годом.
Таблица 1. Сельскохозяйственные угодья, Россия, 1990-2021 гг., млн га [10]
Пункт |
2021 |
1990 |
2021/1990, % |
Сельскохозяйственные угодья - |
222.0 |
222.4 |
99.8 |
всего, в том числе: |
|||
Пахотные земли |
122.7 |
132.3 |
92.7 |
Пастбище |
92.4 |
87.9 |
105.1 |
Пустующая земля |
4.9 |
0.3 |
16,3 раза |
В 2021 году земельные участки государственной и муниципальной собственности составили 1579,5 млн га, или 92,2%, частные земли ‒ 111,1 млн га, или 6,5%, а земли, находящиеся в собственности юридических лиц – 21,9 млн га, или 1,3%, от общей территории России. Государственные и муниципальные земли в России увеличились на 0,1 млн га с 1579,4 млн га до 1 579,5 млн га в 2021 году по сравнению с 2018 годом, или менее чем на 1%.
Частные фермерские хозяйства играют важную роль в российском сельскохозяй- ственном частном землепользовании (см. табл. 2). В 2021 году доля личных подсобных хозяйств в общей площади частного сельскохозяйственного землепользования выросла на 0,2%, с 32,0% до 32,2% по сравнению с 2018 годом за счет консолидации земель. В 2021 году доля личных подсобных хозяйств в общей частной площади пахотного землепользования снизилась на 0,1%, с 40,2% до 40,3%, по сравнению с 2018 годом за счет консолидации земель.
Таблица 2. Частное землепользование, Россия, 2021 [11]
Пункт |
Итог |
Пахотные земли |
Частные фермерские хозяйства |
25,807.1 |
17,472.3 |
Индивидуальные предприниматели |
3,403.4 |
2,499.6 |
Личные подсобные хозяйства граждан |
7,467.4 |
5,129.3 |
Служебная земля |
53.5 |
10.6 |
Садоводческие фермы |
1,116.9 |
53.1 |
Овощеводческие фермы |
272.7 |
270.1 |
Жилищные участки |
595.5 |
495.6 |
Животноводческие фермы |
388.0 |
57.9 |
Пастбищные фермы |
15,197.8 |
1,168.3 |
Владельцы земельных участков |
12,655.7 |
9,283.8 |
Владельцы земельных паев |
12,211.6 |
6,594.8 |
Итог |
79,270.0 |
43,112.1 |
Таким образом, консолидация сельскохозяйственных земель выглядит как сложный социально-экономический процесс, включающий технический, институциональный, финансовый, экономический, социальные аспекты, подчеркивая передовую и международно признанную методологию анализа сельскохозяйственных проектов Всемирного банка.
Учитывая некоторые трудности с банковским кредитованием, целесообразно рассмотреть и модели финансирования аграрного сектора, которые включают аграрные расписки. Финансирование сельскохозяйственного сектора путем введения аграрных расписок стало широко использоваться в Бразилии в качестве эффективного финансового инструмента. Ретроспектива введения аграрных расписок в Бразилии датируется 1994 годом, и сейчас она обеспечивает основную часть оборотного капитала сельскохозяйственных предприятий страны, который в денежном выражении составляет $20-30 млрд. США в год. Существует прямая корреляция между внедрением аграрных расписок в Бразилии и развитием аграрного сектора, поэтому за 20 лет в стране выросло производство зерна с 60 млн т до 200 млн т. риска дефолта, который колеблется от 0,35% до 1%.
Успешный опыт Бразилии по внедрению инновационного подхода к финансированию сельскохозяйственных предприятий привел экспертов к изучению различных аспектов использования аграрных расписок (банковское дело, реестр, право- применение и т.д.) и оценке целесообразности внедрения и адаптации этого финансового инструмента в России. В результате в 2015 году Международная финансовая корпорация (IFC), входящая в Группу Всемирного банка, в партнерстве со Швейцарской Конфедерацией, органами государственной власти России, поставщиками логистических ресурсов, банками, зернотрейдерами, международными организациями приступила к реализации пилотного проекта «Аграрные расписки». Введенная модель несколько отличается от бразильской, в России действует единая централизованная система электронной регистрации, использование которой дает возможность банкам и поставщикам производственных ресурсов отслеживать уже собранный урожай, что значительно снижает риск дефолта [14].
Достаточно известным инструментом, который в последние годы эффективно функционирует в инвестиционном портфеле агропромышленных предприятий в России, является лизинг, с ростом в контексте этого финансового инструмента в последние годы. Так, по данным Ассоциации российских лизингодателей за 9 месяцев 2021 года рост составил 4,3 млрд руб. в объеме новых договоров финансового лизинга.
Выбор финансовых инструментов для передачи инвестиционных ресурсов в пользование АПК должен производиться в зависимости от совокупности факторов, определяющих специфические особенности: непосредственно субъекту АПК
(масштаб и эффективность его инвестиционной деятельности); региону, в котором субъект планирует инвестировать в АПК (определяется величиной коэффициента эффективности использования инвестиционных ресурсов в аграрном секторе регион); аграрный сектор страны, в которой субъект планирует инвестировать в агробизнес (определяется коэффициентом инвестиционной восприимчивости аграрного сектора).
Также целесообразно создание в России Фонда инфраструктурных инвестиций в аграрный сектор по видам фондов развития, с принципом формирования доходов Фонда (сочетание фиксированных отчислений от экспорта сельскохозяйственной продукции и доходов от инвестиций Фонда), с высоким уровнем самоуправления и смешанной структурой. Направления инвестирования Фонда: инфраструктурные проекты аграрного сектора, объекты переработки сельскохозяйственной продукции, льготное кредитование (через банки-партнеры) сельскохозяйственной продукции и перерабатывающих производств с высокой добавленной стоимостью.
Заключение
В результате реализации Проекта консолидации земель сельскохозяйственного назначения должны быть сформированы земельные участки сельскохозяйственного назначения, позволяющие эффективно заниматься сельским хозяйством и использовать современную сельскохозяйственную технику и технологии.
На этапе реализации Проекта консолидации земель сельскохозяйственного назначения также проводится ретроспективный анализ его реализации, что позво-
Основные этапы осуществления проектов консолидации сельскохозяйственных земель должны помочь национальным должностным лицам, а также лицам, принимающим решения, участвующим в консолидации сельскохозяйственных земель, проанализировать политические и процедурные ограничения и возможности для обеспечения вышеупомянутого процесса в качестве жизнеспособного варианта и укрепления движения в направлении ликвидации нехватки продовольствия и нищеты из-за быстро растущего населения мира.
В настоящее время для ускорения прогресса в консолидации сельскохозяйственных земель и повышения эффективности сельского хозяйства очень важно разработать цифровую модель проектов консолидации сельскохозяйственных земель. Реализация проектов консолидации земель сельскохозяйственного назначения начинается с анализа отношений собственности на землю и землепользования, сложившихся в регионе с учетом географических, экономических, национальных, религиозных и других условий. Таким образом, необходимо определить владельцев и бенефициаров Проекта консолидации земель сельскохозяйственного назначения.
Существенно повысить эффективность финансирования в сельском хозяйстве, используя только один инструмент или одно направление политики, невозможно. Необходим комплексный подход к преодолению проблем, препятствующих кредитованию сельского хозяйства, с учетом специфики государства. Существенную роль в этом играют последовательность аграрной политики и принятие соответствую- ляет выявить все плюсы и минусы его реа- щего законодательства и других норма- лизации. тивных актов.
Список литературы Использование опыта зарубежных стран в России по использованию земель сельскохозяйственного назначения. Зарубежный опыт кредитования сельского хозяйства и возможность его использования в России
- Backman M. Cost-benefit analysis of land consolidation in Sweden from the view point of society and a landowner // FIG Congress. - 2010.
- Thomas D. R. A general inductive approach for analyzing qualitative evaluation data // American journal of evaluation. - 2006. - Т. 27. - № 2. - С. 237-246.
- Legal guide on land consolidation: Based on regulatory practices in Europe. FAO Legal Guide, № 3. Rome, FAO (2020).
- Минигазимова А.И. Зарубежный опыт регулирования оборота земель сельскохозяйственного // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. - № 11, 2016. - С. 47.
- Гаврилова Н. Г. Продовольственная необеспеченность и недостаточный уровень продовольственной безопасности как факторы дестабилизации в регионе БВСА // Перспективы стабилизации/дестабилизации политической ситуации на Ближнем Востоке и Северной Африке. - 2019. - С. 17.
- Krigsholm P. et al. Understanding the future of the Finnish cadastral system-A Delphi study // Land Use Policy. - 2017. - Т. 68. - С. 133-140.
- Sky P.K. Land consolidation in Norway in an international perspective // Spanish Journal of Rural Development. - 2015. - Vol. VI (1-2). - P. 81-90.
- Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке» (с изм. от 27.12.2021).
- Приказ Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. N 226 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке».
- Государственный (Национальный) доклад о состоянии и использовании земель в России в 2021 году, Росреестр (2021).
- Рейтинг крупнейших владельцев земель сельскохозяйственного назначения в России в мае 2021 года. - М., 2021. - 180 с.
- Майорова, Т.В. Синергетический подход в формировании современной парадигмы финансово-кредитного механизма интенсификации инвестиционного процесса // Экономическая летопись - XXI. - 2019. - № 34 (1). - C. 66-69.
- Михайлов А., Макарова В., Капинос Н., Петрова Н. Развитие землеустройства в период реформирования земельных отношений в России // Estudios de Economía Aplicada. -2020. - Vol. 38, №4. - С. 1-9.
- Tropea, F. and Carvalho, Lopo de. (2016). Access to credit and financial instruments in agriculture. European Parliamentary Research Service Retrieved from: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2016/586677/EPRS_BRI(2016)586677_E N.pdf.