Исповедь как литературная форма: истоки возникновения

Автор: Кудлай О.С.

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы

Статья в выпуске: 3 (66), 2023 года.

Бесплатный доступ

Будучи неотъемлемой частью культуры, литературная исповедь адаптируется к происходящим в ту или иную эпоху изменениям, а значит, ее теоретическое рассмотрение должно учитывать контексты функционирования. Благодаря собственной «всепроникаемости» исповедь встречается в разных дискурсах: религиозном, судебном и словесно-художественном. Обращение к истокам возникновения литературной формы исповеди, которая сопротивляется строгому жанровому определению, необходимо для изучения ее специфики и дальнейших художественных трансформаций. Литературная исповедь «генетически» и структурно наследует исповеди религиозной. Эта преемственность также видна из лингвокультурологического анализа: лексема «исповедь» приходит в русский язык путем калькирования греческой словообразовательной модели, а значение стоящего за ней понятия подразумевает не формальное перечисление грехов, а внутреннее их осознание и самоанализ. В православии покаяние (особенно в духовничестве) исторически носит терапевтический, врачевательный характер, что находит наиболее яркое художественное отражение в исповедях героев Ф.М. Достоевского, произведения которого сохраняют религиозную тематику. Трансформация практики исповеди в католичестве и позднее в протестантизме тоже влияет на появление ее новых форм, в том числе светских, которые отличает обращение кающегося не к божественному, а к человеческому суду, сосредоточенность на собственном внутреннем мире. При этом светская исповедь - широкое понятие, которое реализуется и в литературной (художественной) форме, и в «жизненных», и в псевдоисповедальных текстах. Но если в таинстве покаяния верующий исповедует собственные грехи, получает их отпущение от священника и прощение от Бога, то в искусстве слова «исповедующийся» автор / герой повествует о своих прегрешениях, описывает состояние души, делая читателя (слушателя) полноправным участником этой коммуникации. Несмотря на «генетическую» преемственность и общее психологическое основание, отождествление религиозной и литературной исповеди ошибочно, а главным критерием их разграничения становится ценностное отношение «исповедующегося» к другому / Другому.

Еще

Религиозная исповедь, светская исповедь, художественная (литературная) исповедь, трансформация

Короткий адрес: https://sciup.org/149143542

IDR: 149143542   |   DOI: 10.54770/20729316-2023-3-28

Список литературы Исповедь как литературная форма: истоки возникновения

  • Алмазов А.И. Тайная исповедь в Православной восточной Церкви. Т. I–III. Одесса: Типолитография штаба одесского военного округа, 1894. 1326 с.
  • Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.
  • Бл. Августин. Исповедь. СПб.: Наука, 2013. 376 с.
  • Ваховская А.М. Исповедь // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001. С. 320–321.
  • Еврейская энциклопедия. Т. 3. СПб.: Издательство Брокгауза и Ефрона, [1909]. 490 с.
  • Зассе С. Яд в ухо: исповедь и признание в русской литературе. М.: РГГУ, 2012. 400 с.
  • Исупов К.Г. Исповедь: к определению термина // Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова: Материалы международной конференции / Отв. ред. М.С. Уваров. СПб.: Институт человека РАН, 1997. С. 7–8.
  • Казанский Н.Н. Исповедь как литературный жанр // Вестник истории, литературы, искусства. Т. 6. М.: Собрание, 2009. С. 73–90.
  • Кричевцова Н.Е. Исповедальный жанр в европейской культуре и христианская концепция человека // Отношение человека к иррациональному / Отв. ред. Д.В. Пивоваров. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1989. С. 289–310.
  • Луцевич Л.Ф. Исповедь: смысловое содержание понятия (в аспекте размышлений A.В. Mихайлова о ключевых словах культуры) // Studia Rossica Gedanensia. 2016. № 3. С. 223–234.
  • Михайлова М.В. Молчание и слово (таинство покаяния и литературная исповедь) // Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова: Материалы международной конференции / Отв. ред. М.С. Уваров. СПб.: Институт человека РАН, 1997. С. 9–14.
  • Нефедов Г. Таинства и обряды православной церкви. М.: Православ. богояв. братство, 1995. 318 с.
  • Пчелинцев А.В., Андреев К.М. Религиозная тайна. М.: ИД «Юриспруденция», 2014. 64 с.
  • Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения: в 3 т. Т. 3. М.: Гослитиздат, 1961. 727 с.
  • Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка. М.: ЮНВЕС, 2003. 704 с.
  • Тамарченко Н.Д. «Эстетика словесного творчества» М.М. Бахтина и русская философско-филологическая традиция М.: Изд-во Кулагиной, 2011. 400 с.
  • Ткаченко А.А. Исповедь // Православная энциклопедия. Т. 27. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. С. 624-634.
  • Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова. СПб.: Алетейя, 1998. 243 с.
  • Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М.: Прозерпина: ТОО «Школа», 1994. 398 с.
Еще
Статья научная