Исследование афанасьевского захоронения на памятнике Тыткескень-VI
Автор: Кирюшин Ю.Ф., Семибратов В.П., Кунгуров А.Л., Тюрина Е.А., Грушин С.П.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XII-1, 2006 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521218
IDR: 14521218
Текст статьи Исследование афанасьевского захоронения на памятнике Тыткескень-VI
В августе 2006 г. в ходе аварийных работ в зоне строительства Алтайской ГЭС на поселении Тыткескень-VI, расположенного в устьевой зоне одноименной реки, левого притока Катуни, в 0,1 км выше места их слияния, кроме поселенческих комплексов эпохи неолита, бронзового века была исследована каменная ограда афанасьевского времени. Объект располагался в центральной части террасы, левого берега Тыткескеня и находился частично под насыпью кургана раннего железного века, при строительстве которого он был несколько разрушен. Тем не менее, общие характеристики сооружения удалось проследить в ходе полевого исследования.
Строение представляло собой каменную крепиду округлой формы, диаметром около 2,5 м (рис. 1.-1) состоящую из небольших камней-валунов. В ее центре над могильной ямой в восточной половине имелась кладка из камней, примыкающая к крепиде. В юго-западном секторе кольца среди камней найден каменный пест (рис. 1.-4). К востоку от объекта зафиксировано небольшое скопление ко стей животных. Могильное пятно на глубине 0,25 м от современной поверхности имело округлую форму, его западный и восточный края совпадали с внутренними границами крепиды. На глубине 0,44 м пятно приобрело подпрямоугольную форму. Его размеры составили 2,07х1,4 м. В заполнении могильной ямы обнаружен кусочек охры, в восточном секторе отмечен деревянный тлен, возможно, остатки перекрытия.
На дне могильной ямы (1,2 м от современной поверхности) обнаружены о станки человека, который, судя по положению скелета, был погребен на спине с согнутыми и поставленными вверх коленями ногами, головой тело было ориентировано на восток (рис. 1.-2). Возраст умершего человека, по предварительным определениям антрополога С.С. Тур, составил 11–13 лет. Погребенный был обильно обсыпан охрой, следы ее фиксировались и под костяком. Слева от черепа найден керамический остродонный сосуд, орнаментированный в верхней части «елочкой» (рис. 1.-3), несколько необработанных камней. Камни обнаружены у ко стей левого плеча и ступней ног умершего. Среди ребер найдены человеческие зубы, принадлежащие погребенному человеку. Возможно, они выпали при давлении нижней челюсти на верхнюю, а затем были смещены в область
Рис. 1. Афанасьевкий погребальный комплекс с поселения Тыткескень-VI.
1 – план и разрез каменной ограды; 2 – план погребения;
3 – керамический сосуд; 4 – каменный пест.
ребер грызунами. Компактность их расположения не исключает, что зубы преднамеренно были собраны в небольшой мешочек из органических материалов, например, кожи или войлока и положены вместе с умершим в могилу.
Ближайшими аналогиями полученным материалам, а также особенностям погребального обряда, зафиксированного при исследовании объекта на поселении Тыткескень-VI являются афанасьевские комплексы раскопанные в долине Катуни и за ее пределами: Бийка-I, II [Кубарев, Черемисин, Слюсаренко, 2001], Нижний Тюмечин-V [Абдулганеев, Слав-нин, 2004], Сальдяр-I [Ларин, 2005] и др.
Необходимо отметить, что на территории поселения Тыткескень-VI в 90-х гг. ХХ в. был раскопан курган №61, отнесенный к большемысской культуре [Кирюшин, Кунгуров, Степанова, 1995]. По своим характерным элементам это сооружение схоже с афанасьевским захоронением, исследованным в 2006 году, поэтому вопрос о культурной принадлежности первого остаются открытым.
В связи с выявленными афанасьевскими погребальными комплексами и поселенческими материалами большемысской культуры в рамках одного памятника, правомерно поставить вопрос об их соотношении. Пла-ниграфически поселенческие материалы располагаются южнее курганов, примыкая к кромке левого берега Тыткескеня. Афанасьевские объекты сооружены в центральной части террасы. Тем не менее, представляется маловероятным сооружение погребальных оградок, в момент функционирования поселения большемысской культуры, расположенного вблизи. Стратиграфически погребальные сооружения, расположены несколько выше залегания поселенческих находок, что может свидетельствовать об их более позднем времени сооружения. Однако это предположение требует дополнительной аргументации и проверки.
Исследованные разновременные комплексы на памятнике Тыткес-кень-VI от неолита до средневековья позволят в дальнейшем приступить к разработке историко-культурной схемы развития населения на территории локального участка (микрорайона), расположенного в устьевой зоне Тыткескеня.
Примечание
Абдулганеев М.Т, Славнин В.Д. Материалы эпохи бронзы у с. Ело // Археология и этнография Алтая. – Горно-Алтайск, 2004. – Вып. 2.
Кирюшин Ю.Ф., Кунгуров А.Л., Степанова Н.Ф. Археология Нижнетыткес-кенской пещеры-I. – Барнаул: Изд-во АГУ, 1995.
Кубарев В.Д., Черемисин Д.В., Слюсаренко И.Ю. Бике-I, II – погребальные памятники афанасьевской культуры на Средней Катуни // Древности Алтая. – Горно-Алтайск, 2001.
Ларин О.В. Афанасьевская культура Горного Алтая могильник Сальдяр–I. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2005.