Исследование духовного лидерства и женской религиозной активности в мусульманских республиках Северного Кавказа

Автор: Идрисов Рамазан Жамалудинович

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 1, 2023 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу вопроса духовного лидерства и женской религиозной активности в России и на Северном Кавказе, а также описанию роли женских структур гражданского общества в религиозной жизни. Опираясь на анализ документов и результатов исследований 2022 г., автор раскрывает особенности взаимодействия религиозных лидеров и женских организаций в контексте достижения устойчивого развития, повышения женской активности, превенции религиозной радикализации в обществе и работы по дерадикализации с группой риска, находящейся под влиянием радикальной идеологии. Автор приходит к выводу о необходимости развития женских инициатив, поддержании практик женской конструктивной активности, усиления взаимодействия религиозных лидеров, женских инициатив и органов власти.

Еще

Духовное лидерство, религиозное лидерство, религия, ислам, женская активность, северный кавказ, превенция радикализма

Короткий адрес: https://sciup.org/170198077

IDR: 170198077   |   DOI: 10.31171/vlast.v31i1.9482

Текст научной статьи Исследование духовного лидерства и женской религиозной активности в мусульманских республиках Северного Кавказа

Введение. Вопрос духовной власти над обществом на протяжении тысячелетий остается одним из важных. Религиозная власть тесно переплеталась с политической, но, как правило, женщины были исключены из высших слоев религиозной иерархии.

Особенно интересно развивается ситуация в авраамических религиях, в т.ч. и в исламе, где женские имена очень ярко проходят в истории зарождения этих религий. Всем известны и очень значимы для религиозных учений Дева Мария (Марьям), почитание которой повсеместно распространено и в христианстве, и в исламе. В исламе самыми известными после Пророка мусульманами являются Хадижа, Аиша и Фатима. Из-за слитности в исламе политического и религиозного, сильного влияния религиозного фактора на жизнь всех сфер общества в мусульманских республиках Кавказа, появления в регионе и его политической жизни ярких женских фигур – мусульманок важно рассмотреть особенности духовного лидерства в современных региональных процессах и религиозных практиках.

Исследованность проблемы. Изучение гендерного вопроса в религии с точки зрения женской активности на настоящий момент является одним из пробелов в научном знании. Можно перечислить незначительное число авторов, чьи работы посвящены женскому лидерству в религии на Северном Кавказе. Однако в регионе были женщины-мусульманки, имевшие широкие познания в религии и публично их демонстрировавшие. Вопрос женских писем богословского характера исследовали Г.М.-Р. Оразаев и Ш.Ш. Шихалиев [Оразаев, Шихалиев 2014].

Самый важный вклад в понимание роли женщин в мусульманском обществе внесла Саида Сиражудинова, которая впервые обратила внимание на гендерную специфику мусульманского общества Северного Кавказа, женскую активность женщин-мусульманок в регионе [Сиражудинова 2021]. Она не только посвятила этой теме свой исследовательский интерес, но и привлекла интерес ученых к данной проблеме, организовывала конференции и исследования, посвященные проблеме женской активности в религии.

В то же время, учитывая немногочисленность авторов, обращающихся к проблеме, можно говорить о ее слабой изученности.

Концепции мужского лидерства и доминирования в религии. Если в европейских странах в средние века религиозное брало верх над политическим [Арендт 2000], то для мусульманских обществ этот процесс крайне актуален и сейчас. Более того, происходит укрепление религиозного фактора и усиление его влияния на сферу политики.

В авраамических религиях религиозная власть находится в руках мужчин. В обществе, по мнению П. Бурдье, формируются стереотипы, закладываются и транслируются особенности социализации, сохраняются традиции, поддерживающие иерархии и гендерное неравенство, наделяющие мужчин лидирующими публичными позициями [Bourdieu 1998]. Поэтому религиозное лидерство, как правило, – мужская прерогатива. В то же время хотя роль женщин велика, но она или менее публична, или находится в тени.

В большинстве республик Северного Кавказа это действительно так. В то же время современный Дагестан являет яркий пример лидерства женщин в религиозной сфере.

Методология исследования. Исследование базируется на результатах массовых опросов и интервью, проведенных в рамках проекта «Религиозные организации, стратегия и практика на Юге России в контексте преодоления радикализма: гендерный аспект» в рамках гранта Российского научного фонда № 22-28-00484, Исследование проводилось в четырех республиках Северного Кавказа. В настоящей работе приведены некоторые ссылки на результаты опросов, но акцент будет сделан преимущественно на политологическом аспекте и вопросе безопасности.

Религиозные организации на Северном Кавказе. Процессы, связанные с распространением неолиберализма, привели к значительному усилению вмешательства церкви во все сферы общества на Северном Кавказе [Сиражудинова 2016]. Были размыты границы между гражданским обществом (которое в регионе сильнее всего представлено религией) и государством [Religion in the Neoliberal Age… 2013], и сформировалось тесное партнерство с государством [Dinham 2009].

Общество потребления трансформировало роль религии и предоставило новые возможности: появились новые религиозные трактовки и практики, расширилось распространение знания, появились сильные религиозные организации и лидеры, стали заметными и новые формы активизма и политического действия [Gauthier, Martikainen, Woodhead 2013].

Среди жителей распространяется джихадизм (радикальный ислам), чему способствовали новый свободный рынок, расширение интернет-коммуни-каций, появление новых медиа. Религиозные ценности зачастую становятся ведущим мотиватором, актуализируя концепцию Вебера.

Женщины и религия на Северном Кавказе. Женщины не остаются в стороне от процессов развития общественных инициатив в сфере религии. Согласно Л.А. Королевой и А.А. Королеву, еще с конца 1940-х гг. мусульманское духовенство стремилось «модернизировать религию и привлекать женщин в мечети», отмечая важную роль женщин в социализации подрастающего поколения [Королева, Королев 2010].

В последнее время произошло усиление влияния религии на жизнь людей. В Дагестане женщины-мусульманки создали женскую религиозную организацию «Муслимат», идейно зависимую от религиозной политики муфтията [Мутиева 2022]. Центр исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем внес весомый вклад в понимание гендерных вопросов, а активистка Центра Елена Чуфелина организовала практическую работу среди женщин.

В настоящее время с развитием религиозных организаций, клубов, ассоциаций, грантовых программ участие женщин в общественной жизни увеличилось. В то же время женщины либо исполняют преимущественно инструментальные функции, либо сознательно выбирают высокие роли, но второго плана (помощник, советник муфтия, глава медиа и т.д.), как это происходит в Дагестане. Более того, для многих женщин невозможность участия в религиозной публичной жизни связана с поглощающими женщин бытовыми заботами [Мутиева 2022]. Ограниченность женщин домашними заботами показали и результаты нашего исследования: «да, я хотела бы участвовать в мероприятиях», «уделить больше внимания религии», «но дом, уборка, дети, семья…» – таков был ответ респондентки, близкие варианты к которому нам пришлось слышать сотни раз в ходе исследования.

Наше исследование показало, что женщины-активистки подчеркивают приоритет мужской роли в религии, называя себя «активистками», «помощницами», «руководительницами женских инициатив». Почти все подчеркивали принадлежность к женскому пространству. Несмотря на то что женщины следуют мужской стратегии [Sirazhudinova 2022] и даже редко интересуются проблемами женщин [Сиражудинова 2017], их активность очень важна для общества.

Существуют два направления женской активности: позитивная (ориентированная на развитие женщин, религиозные практики, благотворительную и консультационную помощь женщинам, объяснение религии и т.д.) и деструк- тивная (участие женщин в террористических группах, вербовка и т.д.). В данной работе мы остановились на положительных практиках, которые требуют изучения, т.к. до настоящего времени оставались неизученными и часто просто замалчиваемыми. И хотя определенная популярность темы участия женщин региона в террористических группировках сделала деструктивный аспект женской активности наиболее изученным, нельзя сказать, что ситуация ясна и понятна.

Нам важнее определить роль женщин в противодействии радикализму. Исследование показало, что женщины могли бы сыграть важную роль в профилактике и противодействии радикализации молодежи и женщин-мусульманок. Во-первых, это вовлечение членов семьи в процессы реабилитации [Нефляшева 2022]. Во-вторых, именно женщины посредством своевременного выявления проблем, оказания помощи нуждающимся, снижения социальной напряженности способны работать на превенцию радикализма.

Заключение. Исследование показало, что духовное лидерство в регионе, в котором влияние религии на все аспекты жизни общества усиливается, принадлежит мужчинам. В то же время не стоит принижать роль женщин. В отдельных республиках, в частности в Дагестане, она значительна. В других женщины играют лишь вспомогательную роль или становятся лидерами внутри женского сообщества. Социальные функции и возможности женщин достаточно велики. И зачастую именно в женщинах многие жители республики видят тех, кто мог бы снизить уровень радикализации, работать с подростками, неофитами [Сиражудинова 2015], предотвращать распространение радикальных настроений среди молодежи.

Статья подготовлена в рамках проекта «Религиозные организации, стратегия и практика на Юге России в контексте преодоления радикализма: гендерный аспект» Российского научного фонда № 22-28-00484,

Список литературы Исследование духовного лидерства и женской религиозной активности в мусульманских республиках Северного Кавказа

  • Арендт Х. 2000. Vita activa, или О деятельной жизни. СПб: Алетейя. 437 с.
  • Королева Л.А., Королев А.А. 2010. Российская мусульманка-татарка: из советского прошлого, 1940-1980-е гг. (по материалам Среднего Поволжья). -Женщина в российском обществе. № 2. С. 9-13.
  • Мутиева О.С. 2022. Религиозные практики женщин в мусульманских общинах Северного Кавказа: история и современность. - Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. № 3. С. 7-14.
  • Нефляшева Н.А. 2022. Программы дерадикализации исламистов: какой опыт может быть востребован в России? — Религия, религиозные организации, стратегии и практики дерадикализации: гендерный аспект: материалы международной научно-практической конференции. Махачкала, 24-25 июня 2022 г. (под ред. О.С. Мутиевой, С.В. Сиражудиновой). Махачкала: ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф).
  • Оразаев Г.М.-Р., Шихалиев Ш.Ш. 2014. Письмо Фатимы, дочери шейха Хаджи Арслан' Али Из Нижнего Казанища. - Вестник Института истории, археологии и этнографии. № 1(37). С. 68-71.
  • Сиражудинова С.В. 2015. Неофиты в структуре радикального ислама. -Информационные войны. № 4(36). С. 94-99.
  • Сиражудинова С.В. 2016. Религия и гражданское общество на постсоветском пространстве: политический аспект. - Информационные войны. № 2(38). С. 92-97.
  • Сиражудинова С.В. 2017. «Я не могу сказать!»: к проблеме домашнего и сексуального насилия в республиках Северного Кавказа (по материалам социологического исследования в Республике Дагестан). - Женщина в российском обществе. № 4(85). С. 26-35. DOI 10.21064/WinRS.2017.4.3.
  • Сиражудинова С.В. 2021. Гендерная система мусульманского общества: на примере республик Северного Кавказа. - Женщина в российском обществе. № 1. С. 56-67. DOI: 10.21064/WinRS.2021.1.5.
  • Bourdieu P. 1998. La domination masculine. P.: Seuil. 145 p. Dinham A. 2009. Faiths, Public Policy and Civil Society: Problems, Policies, Controversies. Basingstoke: Palgrave Macmillan. Xiv + 232 р.
  • Gauthier F., Martikainen T., Woodhead L. 2013. Acknowledging a Global Shift: A Primer for Thinking about Religion in Consumer Societies. - Implicit Religion. Vol. 16. No. 3. P. 261-276.
  • Religion in the Neoliberal Age: Modes of Governance and New Political Economy (ed. by Martikainen T., Gauthier F.). 2013. London: Routledge. 260 p.
  • Sirazhudinova S. 2022. Femicide, Harmful Practices, Religious Organizations and the Law in the North Caucasus. - Peace Review. Vol. 34. Is. 2. P. 204-213. DOI 10.1080/10402659.2022.2049003
Еще
Статья научная