Исследование флоры Узбекистана
Автор: Хамидов А.А.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 12-2 (91), 2021 года.
Бесплатный доступ
В данной статье обсуждается динамика исследований по изучению флоры в Узбекистане с начала ХХ века до наших дней, а также флора конкретных идей, концепций и выводов, сделанных на основе этих исследований.
Биогеография, компонент, ландшафт, ландшафтно-географический, биосферный, эколого-биоценологический, гидробиологический, биоценоз, эколого-биогеоценологический, биогеографическое районирование, генезис, фитофаг, ксерофит, мезофил
Короткий адрес: https://sciup.org/140262659
IDR: 140262659
Текст научной статьи Исследование флоры Узбекистана
Ландшафтные растения являются составными частями первичного органического вещества, которое является основой многих химических, физических и биологических процессов, происходящих в ландшафте. Рост растений влияет на другие компоненты ландшафта в процессе поглощения, накопления и выделения вещества и энергии, изменяя их состав и свойства. Количественные показатели, связанные с движением воздуха, влажностью, температурой, газовым составом и другими свойствами, часто зависят от характеристик растительного покрова.
Важны также физиологические процессы роста и развития растений и их участие в формировании и существовании ландшафта. Например, только в процессе фотосинтеза растения вдыхают SO2 из воздуха, выделяют O2 в воздух и извлекают воду и различные минералы из почвы, используя энергию солнечного света. Они образуют органические соединения. Специфический процесс обмена веществ и энергии, который происходит между воздухом, растением и почвой, будет иметь разную интенсивность в зависимости от того, какая природная зона ландшафта и в каких условиях рельефа она расположена.
Выше мы рассмотрели место растений или флоры в ландшафте. Ну а в общем, ниже мы расскажем, какие работы были проделаны по изучению и изучению флоры Узбекистана и ее динамики.
В истории географии Средней Азии, в том числе Узбекистана, начало ХХ века отличается ряд особенностей. Важнейшей особенностью этого периода было постоянное расширение и дальнейшее совершенствование географических представлений о почвенно-ботанических экспедициях. Большую положительную роль в этом сыграли Туркестанское отделение Русского географического общества, созданное в Ташкенте в 1897 году, и деятельность Туркестанского сельскохозяйственного общества.
Геоботанические исследования в начале XX- века привели к идентификации или подтверждению ряда научных географических законов новыми фактами. В частности, представление о том, что генезис флоры и фауны южной части страны связан с южными регионами (Старая Азия и Средиземноморье), а северная часть - с Западной Сибирью и Средней Азией.
Результаты экспедиций по изучению геоботанических почв с 1908 по 1915 гг. Под руководством С.С. Неуструева Отдела расселения и Отдела мелиорации под руководством Н.А. Димо на основе комплексного естественно-исторического метода научных исследований и исследований экономической с точки зрения была особенно важна [1].
К 1930-м годам большая часть территории Узбекистана была охвачена геоботаническими исследованиями. В частности, в Нуратинском, Джизакском, Мирзачульском, Беговатском, Зааминском, Янгикурганском,
Самаркандском, Ургутском, Конимехском и других регионах хорошо организована исследовательская работа и собрано много научного материала.
В результате изучения кормовых растений в 1934 г. появились работы Е. П. Коровина и М. М. Советкина «Введение в изучение сенокосов и пастбищ Узбекистана» и М. М. Советкина «Сенокосы и пастбища Средней Азии как естественные производительные силы» (1938). Самое главное, что в результате этого исследования была составлена карта растений Республики Узбекистан.
В 30-е годы прошлого века А. В. Ярмоленко, М. И. Брик, Е. П. Коровин полностью восстановили элементы третичной и юрской флоры на территории Узбекистана с палеоботанической точки зрения. Согласно их исследованиям, территория Средней Азии, включая Узбекистан, в третичный период была покрыта субтропическими лесами, ксерофитными и вечнозелеными деревьями и кустарниками. В этой связи большой интерес представляет анализ видов растений М.Г. Поповым при освещении вопросов истории флоры. По нему флора земного шара делится на две части, а именно; южная пустыня - Вельвичия и мезофилл - Гинкго. Центральная Азия и частично Узбекистан расположены на границе этих двух регионов флоры. Интересны элементы флоры, сохранившиеся в гипсовых пластах Среднеазиатского региона. Эти растения представляют собой древнюю периодичность состава и формы флоры Средней Азии и Узбекистана. В целом, по мнению М.Г. Попова, растительность современного региона формируется в результате миграции и гибридизации элементов древней первичной флоры [2].
Одновременно с М.Г. Поповым Е.П. Коровин провел обширные исследования концепции миграции растений. В Средней Азии создана историческая концепция формирования элементов флоры региона, раскрывающая ботанико-географические особенности развития растений в Узбекистане. Все выдвинутые идеи, суть исторической концепции, исходные сведения о формировании элементов растительного мира вошли в его двухтомный фундаментальный труд «Растения Средней Азии и Южного Казахстана», изданный в 1961 и 1962 годах.
По мнению Е.П.Коровина, автохтонная линия обеспечивает генетическую целостность оригинальности состава растений, а миграция обогащает проблему экосистем, пополняя новые формы растений.
В других научных трудах Е.П. Коровина можно увидеть интересные научные данные. Окаменелости, найденные в Средней Азии, включая Узбекистан, представляют собой представителей третичной и верхнемеловой флоры. На основании этих исследований Е.П. Коровин приходит к выводу, что растения южной части Средней Азии в третичный период носили ксерофитный характер и развивались в виде мелколиственных вечнозеленых кустарников. В любом случае взгляды М.Г. Попова и Е.П. Коровина и результаты исследований очень близки. Говорят, что только у М.Г. Попова в виде субтропических лесов, у Е.П. Коровина в виде небольших вечнозеленых кустарников. Однако оба исследователя уделяли ксерофитизации растений одинаковое внимание [3].
В 1937 году Е.П. Коровин высказал следующие взгляды на создание эколого-генетических характеристик растений в Узбекистане: «В течение многих лет исследования и исследования флоры Узбекистана не были обобщенными. В настоящее время в Узбекистане собрано большое количество растительного и растительного сырья. Пришло время систематизировать и обобщить виды растений для нужд народного хозяйства с учетом логических сдвигов во взглядах на растения в стране». Информация об этом хранится в рукописном виде в Фундаментальной библиотеке Республики Узбекистан (Хамидов, 2007). Основная часть рукописи озаглавлена «В изучении растений Узбекистана - прошлое и настоящее». Были выдвинуты очень хорошие научные идеи о растительном мире и растительном мире.
Наиболее важным является разделение изучения растений Средней Азии Е.П. Коровиным на четыре периода с древнейших времен до 1917 г., а именно:
-
1. Древняя, географическая разведка в Узбекистане, 1717-1804 гг.
-
2. Исследование признания, 1820-1904 гг.
-
3. Первые систематические исследования на территории Узбекистана 19081917 гг. (Деятельность отдела расселения и отдела мелиорации (многие почвенно-ботанические, геоботанические, географические исследования).
-
4. Исследования в советское время, начиная с 1917 года. История изучения растений в Узбекистане в советское время в основном связана с решением экономических проблем.
В геоботанических исследованиях наряду с дикорастущей флорой и растениями проводилось изучение культурных растений с целью улучшения их разнообразия, внедрения новых видов, повышения продуктивности растений. Применение комплексных методов в ботанико-географических исследованиях всегда оказывалось универсальным на дикорастущих растениях, которые использовались в кормовых и технических целях, и начали широко применяться в народном хозяйстве.
Исследования также проводились на отдельных культурных растениях. Например, К.А.Флякобергер, Н.Покровский, Г.М. Попов и др. По пшенице, В.Л. Голодковский и др. По биологии и систематике люцерны.
После 1917 года изучение природы территории Узбекистана, изучение ее растительных и животных ресурсов проводилось на основе генерального плана общегосударственного значения, и эта работа была тесно связана с рациональным выделением и бурным развитием производительные силы. В результате геоботанические исследования проводились планомерно, систематически и с четкими практическими целями. Цели и задачи планомерного развития народного хозяйства требовали проведения комплексных и сетевых исследований, экспедиционных и стационарных исследований природы страны на единой комплексной основе. Это дало возможность изучать и оценивать природно-географическую составляющую, сложные процессы и события как в региональном, так и в историкодинамическом плане.
В 1918 году в Ташкенте был основан Среднеазиатский государственный университет. Значительный вклад в создание института внесли В. Благовещенский, П. А. Баранов, Е. П. Коровин, М. Г. Попов, М. В. Култиасов, В. П. Дробов, И. А. Райкова, М. М. Советкина, И. И. Гранитов (ботаники) и другие изучение растительного мира страны. В частности, в 1921 году при университете были созданы научно-исследовательские институты, в том числе Институт почвоведения и геоботаники (1921-1932).
Многие почвенно-геоботанические экспедиции, проводимые этим институтом с 1921 года, проводились в духе комплексной естественноисторической методологии полевых исследований, созданной и применявшейся В.В. Докучаевым до октябрской революции, а также новых научных идей. Руководили этой большой работой продолжатели докучаевского учения известные ученые, почвовед-географ Н.А.Димо (директор института) и почвовед, геоботаник-географ Р.И.Аболин. В целом за время своей деятельности институт изучил почвенно-ботанический участок территории Узбекистана (1921-1988) 522376 тысяч квадратных километров. Для изучения этого институтом было организовано около 100 экспедиций и научных коллективов, в которых приняли участие около 50 ученых [4].
Экспедиции имели большое практическое значение, поскольку проводились по нуждам и прямым поручениям сельскохозяйственных организаций страны. В этих экспедициях почвенно-растительный покров территорий изучался комплексно на фоне ландшафтов. Следовательно, большое внимание уделялось всем компонентам природы как почвообразующим, так и экологическим факторам. Помимо научного анализа различных фактических данных, собранных в полевых условиях, отчет экспедиций содержит важные практические выводы о состоянии почвенно-растительного покрова исследуемой территории, способах их разумного использования. Они сопровождаются крупномасштабными картами почвы и растений.
Институт ботаники и зоологии САГУ также внес достойный вклад в развитие естественной географии в 20-е годы прошлого века. Хотя исследования университетских ботаников в этот период носили флористический характер, ведущие биологи также успешно развивали ботанико-географические, экологические и биоценологические идеи. В этих исследованиях активное участие приняли П.А. Баранов, А.В. Благовещгенский, В.П. Дробов, А.И. Введенский, Е.П. Коровин, М.Г. Попов, И.А. Райкова, И.И. Гранитов, М.В. Култиасов, Е.А. Макеева, О.Н. Радкевич и другие.
В период с 1929 по 1941 год И.П. Герасимов, А.Н. Розанов, М.А. Панков широко изучили почву страны и высказали важные идеи о ее генезисе, распространении, классификации и мелиорации. И.П. Герасимов выделил почвенно-климатическую провинцию Туран на юге Средней Азии и интерпретировал ее как северную часть континентальных субтропиков. Эта идея получила дальнейшее развитие в 1938 г. А. Н. Розановым и Е. П. Коровиным в широком географическом масштабе.
Основные произведения Е.П. Коровина «Растения Средней Азии и Южного Казахстана», Д.Н. Кашкарова и Е.П. Коровина в 30-е годы, «Типы Туркестанских пустынь», «Жизнь пустынь» несут лишь флористические, фаунистические, геоботанические и экологические идеи. важную роль в эволюции общегеографических представлений [5].
Во время второй мировой войны в стране продолжались геоботанические исследования. В частности, в 1943 г. - Южно-Кызылкумская экспедиция (М.А. Орлов, Е.П. Коровин, М.М. Арифханова, К.З. Зокиров, В.М. Джамаева) и в 1944-1945 гг. Утюртская комплексная экспедиция (Е.П. Коровин, И.И. Гранитов, М.М.Арифхонова, А.Д. Пятаева). Научные результаты этих экспедиций были обобщены в двух крупных работах.
Потребности военных лет требуют резкого сдвига и дальнейшего ускорения тематики геоботанических исследований в направлении практических целей. Значительный прогресс был достигнут в выявлении и оценке растительных ресурсов страны. В развитии геоботанических представлений о географии растений в Узбекистане в 1960-1990 гг. Прежде всего Е.П. Коровин, И.А. Райкова, В.П. Дробов, И.И. Гранитов, К.З. Зокиров, Н.И. Рубцов, И.В. Виходцев, А.В. Головкова, Б.А.Биков, К.В. Станюкович, П.Н. Овчинников и другие ведущие ботаники.
По почвоведению под руководством И. Н. Актинова - Каратаева и А. Н. Розанова, Н. В. Богдановича, Б. В. Горбунова, Н. В. Кимберга, С. А. Кудрина, М. А. Панкова, С. А. Почвенно-геоботанические исследования, проведенные Шуваловым, М. А. Орловым и другими.
С 80-х и 90-х годов прошлого века направление геоботанических исследований в Узбекистане существенно изменилось. Эти изменения в основном связаны с усиливающимся антропогенным воздействием на природу, и сейчас главной задачей является защита растительного мира, защита природы, улучшение экологической ситуации, формирование у людей экологических знаний и сознания [7].
Список литературы Исследование флоры Узбекистана
- Неуструев С.С. Почвы хлопковых районов Туркестана. Москва, 1926.
- Попов М.Г. О растительности гор Сарытау и урочища Сель-Рохо Кокандском уезде Ферганской области. “Тр-ды. Туркестанского госудраст. Ун-та”. Вып. 4, Т., 1922.
- Коровин Е.П., Розанов А.Н. Почвы и растительность Средней Азии как естественная производительная сила. Тр. САГУ. Сер хII. 1938. Стр. 36-37.
- Димо Н.А. Институт почвоведения и геоботаники САГУ к 10-летию Октябрьской революции и Советской власти. Известия ин-та почвоведения и геоботаники САГУ- 1927, прилож. к. Вып. 3.
- Розанов А.Н. Краткий отчёт о научно-исследовательной работе института почвоведения и геоботаники. САГУ за 1927 г. (Архив ЦНСХБ УзССР, Б-584).
- Арифханова М.М, Растительность Ферганской долины. Изд. “Фан”, Ташкент, 1967.
- Хамидов. А.А. и другие. Вопросы использования природно-географических и геоэкологических представлений и взглядов в улучшении экологической ситуации в Ферганской долине. Сб.науч.тр. КУУ.-Ош, 2003.-С.219-