Исследование кургана Узловое Северное (Республика Крым)
Автор: Кубарев Г.В., Рукавишникова И.В.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Охранно-спасательная археология
Статья в выпуске: т.XXIII, 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются результаты аварийных раскопок кургана Узловое Северное, проведенных в 2017 г. Крымским отрядом ИАЭТ СО РАН на территории Республики Крым. Исследованный курган расположен в восточной части Крымского полуострова, в окрестностях г. Феодосии, и входил в зону строительства автомобильной трассы «Таврида». В кургане было исследовано 38 объектов, большинство из которых являлись погребениями. Наиболее многочисленная группа погребений относится к эпохе ранней бронзы (III - середина II тыс. до н.э.). В скифо-сарматское время и в эпоху Средневековья курган также использовался для совершения в нем впускных погребений. Новые археологические материалы, полученные в ходе исследования кургана, должны представлять интерес для специалистов по археологии и истории Крымского полуострова.
Крымский полуостров, эпоха бронзы, ямная и катакомбная культурно-историческая общность, скифское время, половцы
Короткий адрес: https://sciup.org/145144937
IDR: 145144937
Текст научной статьи Исследование кургана Узловое Северное (Республика Крым)
Курган Узловое Северное расположен в восточной части Крымского полуострова, на берегу Феодосийского залива, примерно в 9 км от города Феодосии. Курган находится в 1 км к северо-востоку от с. Узлового, в 3,5 км к юго-востоку от с. Вла-диславовка и приблизительно в 300 м от полотна железной дороги Джанкой – Керчь – ответвления на Феодосию.
Предположительно, впервые курган Узловое Северное был выявлен в ходе разведок Феодосийского краеведческого музея при проведении паспортизации археологических памятников в 1976 г. архео-516
логом Е.В. Катюшиным. Судя по схематическому плану группы из 4 курганов, курган Узловое Северное был зафиксирован как курган № 3. Он был предварительно отнесен исследователем к энеолиту – ранней бронзе.
Повторно курган был зафиксирован в октябре 2016 г. археологическим отрядом И.В. Рукавишниковой в ходе охранных разведочных работ по проекту «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Керчь – Феодосия – Белогорск – Симферополь – Бахчисарай – Севастополь». В 2017 г. Крымский отряд ИАЭТ СО РАН под ру- ководством держателя открытого листа И.В. Рукавишниковой провел спасательные археологические раскопки кургана Узловое Северное, который входил в зону строительства автомобильной трассы «Таврида».
Насыпь кургана Узловое Северное имела диаметр около 57 м, при высоте в 1,5–1,7 м (рис. 1). Площадь памятника определена в 3362 м2. Курган округлой формы представлял собой ярко выраженный земляной холм. Поверхность насыпи без видимых повреждений, задернована полевым разнотравьем, а ее полы многие годы распахивались. В центре кургана зафиксированы остатки основания триангуляционного знака.
На кургане Узловое Северное исследовано 38 объектов, подавляющее большинство которых, наряду с зольным пятном-прокалом (объект № 1), ямами, не содержащими погребений и находок (объекты № 23, 31, 34, 35, 37), разрозненными костями животных (объекты № 3, 19), представляют собой погребения людей. В их число входит 30 объектов (№ 2, 4–18, 20–22, 24–30, 32, 33, 36, 38). Время создания кургана, судя по различным вариациям захоронений людей в скорченных позах, с охрой и сосудами, а также наличию кремневых орудий в объекте № 3, относится к эпохе ранней бронзы. Они концентрируются в центральной части кургана. На его периферии исследованы более поздние, впускные погребения скифской эпохи и Средневековья. Приведем описание наиболее ярких исследованных объектов кургана, характеризующих различные исторические периоды.
Объект № 16 находился в юго-западном секторе насыпи кургана, ближе к его центру. На уровне древней поверхности было зафиксировано деревянное перекрытие ямы прямоугольной формы, имевшее следы обжига и обмазки (?) (рис. 2, 1 ). Его размеры: 220–230 × 165–177 см. Длинной осью оно было ориентировано по линии ЗЗС – ВВЮ. Оно сохранилось лишь по контуру могильной ямы, однако первоначально видимо перекрывало всю ее площадь. Деревянные плахи укладывались поперек длинной оси ямы. Сохранившаяся часть деревянной рамы имеет 30–35 см в ширину. Подтверждением тому, что деревянная конструкция перекрывала яму, являются зафиксированные в различных ее местах и на разных уровнях фрагменты деревянных плах. Их диаметр составлял 13–17 см. Некоторые из них имели следы обработки и пазы для вставки поперечных плах.
В прямоугольной яме размерами 173 × 113 см на глубине 97–100 см зачищен костяк человека, головой ориентированный на ВВЮ (см. рис. 2, 1 ). Он был уложен на спине, вполоборота налево, с согнутыми в коленях ногами. Кости правой руки налегали на кости таза и на кисть левой руки, голова развернута налево, т.е. на юг. Под костяком прослежено мощное пятно охры. Слева от головы погребенного обнаружен каменный терочник.
Объект № 8 находился в северо-восточном секторе насыпи кургана (рис. 2, 2 ). Зачищено погребение человека, уложенного вытянуто на спине, головой на восток. Руки вытянуты вдоль тела. Над костяком мужчины были зафиксированы остат-

Рис. 1 . Общий вид на курган Узловое Северное. Вид с запада.

Рис. 2 . Вид на погребения различных исторических эпох, исследованные на кургане Узловое Северное.
1 – погребение ямной культуры с деревянным перекрытием на уровне древней поверхности (объект № 16); 2 – впускное погребение половца (объект № 8).
ки деревянной рамы размерами 160 × 66 см. Видимо, первоначально она состояла из тонких деревянных плашек, окаймляющих погребение.
Поверх левой руки погребенного и вдоль его левого бока была уложена железная сабля с перекрестием, в о статках ножен. Общая длина сабли вместе с рукоятью составляет 110 см. Зафиксировано крепление для ее подвешивания, навершие рукояти из бронзы, а также наконечник на нижнюю часть ножен.
Близ левой ключицы погребенного найдена небольшая бронзовая подвеска. В районе кисти 518
правой руки мужчины зачищены фрагменты железных крючков и заклепок от колчана. Под плечевой костью правой руки обнаружен плоский и широкий железный наконечник стрелы. По-видимому, первоначально вдоль правого бока погребенного был уложен берестяной колчан: зафиксированы фрагменты бересты, а также роговые накладки, орнаментированные циркульным орнаментом. В головной части погребения, над правым плечом, найдена тонкая изогнутая бронзовая полоса и фрагмент керамики. Под погребенным прослежены остатки подстилки из органического материала коричневого цвета.
Объект № 30 находился в юго-восточном секторе насыпи кургана, на его периферии. Погребение мужчины было совершено в узкой могильной яме размерами 176 × 22–53 см. На глубине 8–17 см зачищен ко стяк мужчины, лежавшего вытянуто на спине, головой на запад. Руки погребенного вытянуты вдоль тела.
Слева, вдоль большой берцовой кости, зафиксирован железный нож. Поверх предплечья левой руки погребенного была уложена нога барана с реберной частью в качестве заупокойной пищи. Справа от черепа зачищен железный наконечник копья или дротика и пучок из 29 мелких бронзовых наконечников стрел – втульчатых, с остатками деревянных древок внутри. Голова мужчины была развернута лицевым отделом на север.
Культурно-хронологическую принадлежно сть большей части из 38 исследованных объектов кургана «Узловое Северное» можно определить с достаточной степенью уверенности. Больше половины из них (21 объект) следует отнести к эпохе ранней бронзы (III – середина II тыс. до н.э.). Наиболее вероятно, что они были оставлены носителями ямной и катакомбной историко-культурных общностей. По-видимому, курган был возведен представителями ямной культурно-исторической общности, ее приазовско-крымской группы [Чми-хов, Черняков, 1988, с. 76; Археология..., 1985, с. 343–348]. В пользу этого могут свидетельствовать особенности погребального обряда (грунтовые ямы, наличие деревянного или каменного перекрытия на уровне древней поверхности, обилие охры, положение некоторых костяков на спине с поджатыми ногами и др.) целой группы погребений, расположенных в центральной части кургана. Любопытной деталью погребального обряда выступает наличие пятна охры в изголовье погребенных – справа или слева от черепа. Основными погребениями кургана можно считать те из них, которые совершены в его центре и ямы которых перекрыты деревянными плахами или каменными плитами, остальные следует рассматривать как впускные [Археология..., 1985, с. 349].
К более позднему периоду (рубеж III и II тыс. – середина II тыс. до н.э.) и к катакомбным памятникам следует отнести объект № 10 исследованного кургана. Это погребение совершено в катакомбе, вход в которую был перекрыт камнями.
Положение костяков этой самой многочисленной группы объектов довольно разнообразное как по ориентации (головой на запад, восток, юг, ССЗ и др.), так и позе (на спине с поджатыми ногами, скорченно на правом или левом боку, скорченно в позе «адорации» и др.). Не исключено, что такое многообразие в ориентировке и позах погребенных этой ранней группы объектов может свидетельствовать о длительном использовании кургана представителями разных культур эпохи энеолита и ранней бронзы, выделяемых в Крыму. Подобное явление было очень распространенным как в Крыму, так и в целом в восточно-европейском регионе (см., например: [Дашевская, 1969]).
Еще одно погребение (объект № 30) надежно датируется скифским периодом, благодаря находке в нем бронзовых втульчатых наконечников стрел. По-видимому, эти наконечники стрел, как и само погребение, датируются концом VI – первой половиной V в. до н.э. [Археология..., 1986, с. 135–136]. Соответствует скифской эпохе и ориентация погребенного мужчины – головой на запад. Как известно, в курганах Крыма рядовые скифы лежали головой преимущественно на запад, а могильные ямы имели вид простых ям [Там же, с. 71, 89].
Еще 8 безынвентарных погребений (объекты № 4, 5, 7, 9, 11, 20, 32, 33) можно предположительно и очень широко отнести к скифо-сарматскому периоду – VI в. до н.э. – II в. н.э. Погребенные в них люди уложены вытянуто на спине, головой преимущественно на запад. В этот период грунтовые могилы принадлежали бедным слоям населения [Там же, с. 256].
Погребение девочки-подростка (объект № 13), судя по инвентарю, вероятно, относится к эпохе раннего Средневековья (VI–X вв. н.э.). Впускное погребение мужчины (объект № 8), благодаря нахождению в нем сабли и плоского наконечника стрелы, с уверенностью можно датировать второй половиной XI – XIII в. и отнести к половецкой культуре.
В ходе работ нами были взяты самые различные образцы (антропологические, почвоведческие, образцы дерева, радиоуглеродные образцы и др.), что позволит в будущем провести всестороннее исследование полученных материалов при помощи естественно-научных методов и, возможно, в т.ч. уточнить дату сооружения тех или иных объектов. Новые археологические материалы, полученные в ходе исследования кургана Узловое Северное, должны представлять интерес для специалистов при дальнейшем изучении как эпохи бронзы, так и последующих исторических эпох на Крымском полуострове.
Список литературы Исследование кургана Узловое Северное (Республика Крым)
- Археология Украинской ССР / С.С. Березанская, В.А. Круц, Д.Я. Телегин и др. - Киев: Наук. думка, 1985. - Т. 1: Первобытная археология. - 567 с
- Археология Украинской ССР / С. Д. Крыжицкий, А.С. Русяева, Е.В. Черненко и др. - Киев: Наук. думка, 1986. - Т. 2: Скифо-сарматская и античная археология. - 592 с.
- Дашевская О.Д. Курган эпохи бронзы у с. Поповка близ Евпатории // КСИА. - М.: Наука, 1969. - Вып. 115: Археологические памятники эпохи бронзы на территории СССР. - С. 62-69.
- Чмихов М.О., Черняков I.Т. Хронологiя археологiчних пам'яток епохи мiдi-бронзи на територii Украiни. -Киiв: УМК ВО, 1988. - 180 с.