Исследование памятников раннего бронзового века на Алтае

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521614

IDR: 14521614

Текст статьи Исследование памятников раннего бронзового века на Алтае

На поселении в 2010 году было вскрыто около 200 кв.м. площади, получен значительный археологический материал, открыты остатки хозяйственных и жилых сооружений. Находки представлены фрагментами керамических сосудов, каменными наконечниками стрел, предметами металлургии и металлообработки – сплески металла, руда, шлаки, два бронзовых шилья. На поселении получен значительный остеологический материал, который стал объектом палеозоологических определений. Кроме того, на памятнике были отобраны пробы для радиоуглеродного и палинологического анализов.

Автор раскопок поселения Колыванское-I Ю.П. Алехин выделил несколько культурно-хронологических комплексов на памятнике. Ранний комплекс он соотносил с эпохой энеолита и выделял на его основе «колыванс-кую» археологическую культуру [Алехин, 1999]. Одним из авторов данной статьи были высказаны сомнения в отнесении раннего комплекса этого памятника к эпохе энеолита и правомерности выделения новой культуры, сопоставив опубликованные материалы, прежде всего керамики и костяных наконечников стрел, с елунинскими материалами Верхнего Приобья пришел к выводу об их культурной идентичности [Грушин, 2001; 2005]. Анализ находок, полученных при раскопках на поселении в 2010 году подтверждает выводы, сделанные ранее, и позволяет связать основной комплекс с елунинской археологической культурой. Керамика украшенная «отступающей палочкой» и «шагающей гребенкой» находит ближайшие аналогии в материалах поселения Березовая Лука датируемого по радиоуглеродным датам концом ІІІ – перв. четв. ІІ тыс. до н.э. [Кирюшин, Грушин, 2005]. Вероятно, в этих хронологических рамках и следует датировать ранний комплекс поселения Колыванское-І. Следует отметить, что среди полученных материалов, не большое количество фрагментов керамики можно отнести к периодам поздней бронзы и раннего железного века.

Другим памятником, на котором были осуществлены полевые исследования в прошедший полевой сезон стал грунтовый могильник Телеут-ский Взвоз-І [Кирюшин, Грушин, Тишкин, 2003]. Памятник расположенном на высоком, разрушающемся мысу левого коренного берега р. Обь, в 5 км к северо-востоку от с. Елунино Павловского района Алтайского края были проведены геофизические исследования с целью выявления структуры памятника, фиксации его границ и особенностей планировки. Работы проводились совместно с сотрудниками ИАЭ СО РАН и ИНГГ СО РАН с использованием метода высокоточной магнитометрии [Дядьков, Молодин, Чемякина, Михеев, 2005]. Градиентометрическая магнитная съемка выполнена на площади 11840 кв.м. По итогам измерений была составлена магнитограмма, на которой отчетливо выделяются аномалии, планиграфически связанные с раскопанными ранее древними погребальными комплексами эпохи ранней бронзы (подробнее – см. статью Дядькова, Грушина, Михеева, Поздняковой в данном сборнике). В ходе археологической проверки отдельных участков, на которых выявлены магнитные аномалии, было исследовано четыре захоронения елунинской культуры. Нумерация погребений продолжает принятую систему обозначений объектов на памятнике в 1996–2003 гг.

Могила №44 . Пятно фиксировалось на глубине 35 см от современной поверхности. Яма имела четырехугольную форму размерами 200х160 см, и была вытянута длинной осью по линии ЮЗ-СВ. Заполнение ямы – мешанная супесь с углистыми прослойками и прокалами супеси и суглинка, особенно по периметру пятна (стенки ямы). Глубина ямы в материке – 115 см.

На дне ямы была расчищена сгоревшая погребальная камера с продольным перекрытием. Оно состояло из жердей диаметром около 10 см. В центре перекрытия фиксировался грабительский лаз. В камере зафиксированы обуглившие останки одного человека, похороненного на левом боку с согнутыми в коленях ногами, головой на СВ. Останки размещались на подстилке из ивовых прутьев, уложенных продольно на дне камеры. В ходе расчистки погребальной рамы удалось зафиксировать особенности крепления стыков продольных и поперечных жердей камеры с помощью деревянных шпеньков диаметром 1-1,5 см, длинной до 10 см.

Могила №45. Погребение составляло один ряд с могилой №44, располагаясь от последней в 2,2 м к ЮВ. Пятно ямы фиксировалось на глубине 60 см от современной поверхности. Заполнение ямы – светло-серая супесь. Объект имел четырехугольную форму с размерами 230х160 см, был вы- тянут длинной осью по линии ЮЗ-СВ. На глубине 50 см от материка у северной и восточной стенок фиксировались углистые прослойки и прокал супеси и суглинка. Глубина ямы в материке – 85 см. На дне могильной ямы обнаружены потревоженные останки одного человека, судя по которым умерший был похоронен на левом боку с согнутыми в коленях ногами, головой на СВ. Скелет покоился на подстилке из плашек, уложенных на дно в несколько слоев, перекрытых сверху листами бересты. Подстилка имела многочисленные следы огня. В южном углу под тленом перекрытия обнаружен небольшой обломок бронзового ножа.

Между могил №44 и 45 на уровне материка были обнаружены два керамических сосуда, украшенные по всему тулову горизонтальными лентами, выполненными «гребенчатой качалкой» (см. рисунок, 1 ) и «шагающей гребенкой» (см. рисунок , 2 ).

Могила №46. Пятно фиксировалось на глубине 45 см от современной поверхности. Заполнение ямы – темная супесь. Яма имела четырехугольную форму размерами 210х180 см, и была вытянута длинной осью по линии ЮЗ-СВ. Глубина ямы в материке – 85 см. В ее заполнении и на дне обнаружены потревоженные останки не менее чем от трех человек. Судя по сохранившимся i^^ sit^^ костям, умершие люди были похоронены на левом боку с согнутыми в коленях ногами, головой на СВ. У западного края могильной ямы на уровне материка обнаружена крупная стенка керамического сосуда, украшенного в технике «шагающей гребенки».

Могила №47. Пятно фиксировалось на глубине 60 см от современной поверхности. Заполнение ямы – темная супесь. Яма имела четырехугольную форму размерами 145х85 см, и была вытянута длинной осью по линии ЮЗ-СВ. В заполнении ямы встречалась мешанная супесь с небольшими пятнами древесного тлена. Глубина ямы в материке – 40 см. Над пятном на глубине 50 см от современной поверхности найдены разрозненные кости человека. В заполнении и на дне ямы находок не обнаружено.

Кроме погребений на исследованной площади памятника было выявлено 15 ям различной формы и глубины, в некоторых из которых обнаружены кости животных. Часть исследованных ямы не связаны с елунинским комплексом, в двух случаях они перерезали погребения раннего бронзового века, отличались более темным и четким контуром пятна. По обнаруженным фрагментам керамики, такие объекты могут быть связаны с ранним железным веком.

Таким образом, в ходе полевых исследований памятников раннего бронзового века на территории лесостепного и предгорного Алтая были получены новые материалы по елунинской археологической культуре. Исследования поселения Колыванское-І подтвердили елунинскую культурную принадлежность поселка. Проведенные геофизические исследования с последующей археологической проверкой на могильнике Телеутский Взвоз- І продемонстрировали высокую эффективность методов магнитной разведки, а полученный археологический материал позволил выявить неизвестные

Керамические сосуды, обнаруженные на могильнике Телеутский Взвоз І.

ранее строительные нюансы при сооружении погребальных внутримогиль-ных конструкций. Работы показали, что территория памятников испытывает существенную антропогенную нагрузку, в результате ее использования туристами и рыбаками. Результатами этого являются многочисленные современные «хозяйственные» ямы и мусорные кучи, через площадь памятников проходят полевые дороги. Кроме антропогенного разрушения культурный слой поселения Колыванское-І, разрушается береговой эрозией, в результате волновых процессов, а могильника Телеутский Взвоз- І – в ходе периодических обвалов северной кромки мыса в р. Обь. Выявленные обстоятельства определяют научно-практическую актуальность полевого исследования комплексов.

Статья