Исследование петроглифов горы Торгун в Онгудайском районе Республики Алтай

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521623

IDR: 14521623

Текст статьи Исследование петроглифов горы Торгун в Онгудайском районе Республики Алтай

Гора Торгун расположена на правом берегу р. Каракол напротив дер. Бичикту-Бом в Онгудайском районе Республики Алтай. Северо-восточный склон горы выходит в широкую долину, известную как урочище Устю-Айры. Петроглифы на этом склоне документировались в 1989-1990 гг. и уже были предметом специальной публикации [Миклашевич, 2003]. В 2010 г. проведено новое обследование известного местонахождения, а также поиск петроглифов на других склонах горы. На разных участках довольно протяжённого северо-западного склона, тянущегося вдоль протоки Каракола, было обнаружено несколько плоскостей с выбитыми и гравированными рисунками. Таким образом, ранее известное местонахождение на северовосточном склоне получило обозначение Торгун-І, а вновь выявленное на северо-западном склоне - Торгун-11.

При новом осмотре местонахождения Торгун-I выявл е но несколько незафиксированных ранее плоскостей, в основном, с изображениями козлов, выполненных в технике выбивки и гравировки, относящихся к скифскому и более позднему времени. С помощью макрофотосъёмки и увеличительного стекла были уточнены прорисовки скопированных ранее тонких резных рисунков. Корректировки потребовали и прорисовки выбитых рисунков, ранее выполненные только по микалентным копиям, без последующей сверки с оригиналом. В частности, выполнена новая прорисовка одной из самых интересных композиций памятника (плоскости № 8 по публикации 2003 г.), на которой выбиты изображения оленей и козлов скифского времени, а также прослеживаются многочисленные фрагменты как резных эскизов и самостоятельных рисунков этого же времени, так и резных и прошлифованных рисунков каракольской культуры (рис. 1). Резные и прошлифованные рисунки, вычлененные из общей композиции, в том числе редкое изображение солнцеголового персонажа, уже были представлены в предыдущей публикации [Миклашевич, 2003, рис. 12- 2 ], однако некоторые выявленные при более тщательном копировании детали заставляют вновь вернуться к этим изображениям.

Несомненно, наибольший интерес представляет самый ранний пласт изображений этой разновременной композиции - рисунки каракольской культуры. Плоскость довольно крупная по размеру и можно только предполагать, какой большой и многофигурной могла быть сцена, нанесённая на неё в эпоху

Рис. 1. Плоскость с разновременными изображениями на местонахождении Тор-гун І ( 1 ); фрагменты гравированных и прошлифованных рисунков каракольской культуры, выявленные на плоскости между выбитыми изображениями скифского времени ( 2 ).

бронзы. К сожалению, многочисленные и обширные утраты скальной корки и фрагментов камня, а также более поздние рисунки практически полностью уничтожили ранние изображения. На сохранившихся участках поверхности между выбитыми рисунками удалось выявить резное фрагментарное изображение солнцеголовой фигуры в нижней левой части плоскости, а также выполненные сочетанием резьбы и прошлифовки голову лося (или оленя) с раскидистыми рогами и фрагменты изображения лосихи (или оленухи) в нижней центральной части (рис. 1, 2 ). Фигура самки ранее зафиксирована не была. Кроме этих явно читающихся изображений, есть ещё несколько фрагментов фигур, выполненных в подобной же технике: похожее на морду лося изображение над головой лосихи, частые линии в верхней части плоскости, очень напоминающие раскинутые в быстром беге ноги каракольских персонажей и др. Сходство технических приёмов изображения позволяет предположить одновременность выполнения фигуры солнцеголового (принадлежность которой каракольской культуре сомнений не вызывает) и других вышеперечисленных рисунков, по всей вероятности, составлявших некогда единую сюжет -ную композицию, и, следовательно, включить изображение пары копытных в репертуар наскальных изображений каракольской культуры. Это предположение подкрепляется недавним открытием Е. П. Маточкиным нового памятника наскального искусства в Горном Алтае – Поперечная Красноярка [Маточкин, 2009]. Здесь зафиксированы изображения лосей и оленей, антропоморфных фигур, так же выполненных в технике гравировки и прошлифовки («выскобленные») и отнесённых исследователем к каракольской культуре [Там же]. В технике сочетания прошлифовки и гравировки выполнена и солнцеголовая фигура, обнаруженная нами в 2009 г. на скалах Бичикту-Бома [Миклашевич, Бове, 2009, рис. 1, 3 ].

На местонахождении Торгун-ІІ было выявлено несколько плоскостей с петроглифами. Рисунки на них выполнены как в технике выбивки, так и гравировкой. Наиболее ранние рисунки, по всей вероятности, относятся к эпохе поздней бронзы (отдельные изображения большой многофигурной композиции, которую ещё предстоит скопировать). Резные изображения зубастых хищников и оленей с орнаментированными туловищами (рис. 2, 1 ) выполнены в стиле скифской эпохи. Выбитые стилизованные фигуры козлов предположительно могут быть датированы временем рубежа эр. К новому времени относится интересная сложная композиция с изображениями шаманов с бубнами (рис. 2, 2 ), выполненная в технике прочерчивания на узком длинном скальном выходе. Линии этих рисунков светлого цвета, почти не патинизированные.

Обследование горы Торгун ещё не закончено, в следующем полевом сезоне планируется провести осмотр скальных выходов на гребне горы, выполнить копирование выявленных рисунков и уточнить ранее сделанные копии древнетюркских гравировок.

Кроме документирования петроглифов горы Торгун, нами было предпринято обследование других гор и урочищ, расположенных на правом

Рис. 2. Гравированные рисунки местонахождения Торгун ІІ. Сцена с и з ображениями хищников и копытных (скифское время), перекрытая более поздним рисунком ( 1 ); композиция с изображениями шаманов (новое время): а – левая часть, б – правая.

берегу р. Каракол, между Торгуном и местом расположения эпонимного могильника каракольской культуры, исследованного В. Д. Кубаревым [Кубарев, 1988] в с. Каракол. Пока других петроглифов в этом районе не найдено, но поиск планируется продолжать. Также были продолжены работы по выявлению, документированию и картографированию гравированных рисунков скифского времени на горе у дер. Бичикту-Бом.

Статья