Исследование поселения Новоильинка III в 2012-2013 годах
Автор: Кирюшин К.Ю., Ситников С.М.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XIX, 2013 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521961
IDR: 14521961
Текст статьи Исследование поселения Новоильинка III в 2012-2013 годах
Памятник Новоильинка III открыт в 2004 г. С.М. Ситниковым, под руководством которого в 2005–2006 гг. было вскрыто около 40 м2. В 2010–2011 гг. на поселении исследовано 200 м2. Даже небольшие раскопки позволили сформировать значительный корпус источников, анализ которого крайне важен для реконструкции этнокультурных процессов на территории юга Западной Сибири в IV–III тыс. до н.э. [Кирюшин, Ситников и др., 2010].
По костям животных с поселения Новоильинка III получена серия радиоуглеродных дат: 4270±170 л.н. (Ле-7534), 4585±70 л.н. (СОАН-8318), 4310±110 л.н. (СОАН-8319), 4250±120 л.н. (СОАН-8320) [Кирюшин, Силантьева, Соломонова и др., 2013]. Калибровка этих дат почти на тысячу лет удревнила формирование культурного слоя поселения. Максимальный разброс по сигме 2 (95,4 % probability) составил интервал от 3700–2850 BC до 3500–2400 BC.
В 2012 г. комплексные исследования поселения Новоильинка III были продолжены. До начала археологических раскопок на площади 6,4 тыс. м2 проведена геомагнитная съемка [Кирюшин, Силантьева, Дядьков и др., 2012]. Получена магнитограмма исследованного участка, на котором не удалось выделить объекты, которые можно сопоставить с жилищами или производственными площадками. Обнаруженные аномалии плохо поддавались интерпретации. Основная задача исследований 2012 г. состояла в проверке результатов геомагнитной съемки.
Для этого на границе между квадратами II и III с востока на запад была заложена линия квадратов полосой 4×40 м. Под слабым дерновым слоем (мощность 0,03–0,05 м) шел слой слабогумусированной супеси (около 0,1 м), а под ней – песок. К сожалению, в этой части раскопа практически ничего не найдено [Кирюшин, Ситников, 2013]. В разрезах хорошо фиксировались следы распашки, направление которой совпадало с полосами на геомагнитной съемке. М.М. Силантьева сделано заключение: в 1970–1980-е гг. на этой территории в промышленных масштабах заготавливали корень солодки [Кирюшин, Силантьева, Дядь-ков и др. 2012]. Для этого землю вспахивали, переворачивали пласты земли и доставали корни солодки. В результате произошло частичное нарушение культурного слоя и перемещение артефактов по горизонтали и вертикали.
Археологические раскопки были продолжены и в квадрате II, от траншеи 2012 г. в направлении раскопа 2004–2011 гг. (вдоль восточной границы квадрата II). Заложен раскоп в 160 м2 (полоса 8×20 м) [Кирюшин, Ситников, 2013, рис. 1]. В этих квадратах стратиграфическая ситуация выглядела иначе. По направлению к раскопу прошлых лет постепенно увеличивалась мощность дерна и слоя гумусированной супеси. Дерновой слой составил 0,07–0,1 м. Под ним шел слой гумусированной супеси темного цвета (мощность 0,15–0,2 м). Культурный слой (слабо-гумусированная супесь серого цвета), содержавший находки, залегал на глубине 0,3–0,85 м. В 2012 г. исследование этой части раскопа не было закончено. Высокая плотность находок существенно тормозила работу. Из-за сухой и жаркой погоды почва пересохла и стала очень твердой. В центральной части раскопа осталось невыбранным пятно гумусированной супеси. Пришлось рекультивировать раскоп.
В квадратах III и IV в 2012 г. выявлено несколько аномалий. Они могли быть связаны с погребениями, что необходимо было проверить [Кирюшин, Ситников, 2013, рис. 1, 4 ].
В 2013 г. работы на поселении Новоильинка III продолжались. В квадрате III исследована одна из аномалий [Кирюшин, Ситников, 2013, рис. 1, 4 ]. Раскоп (4×4 м) полностью охватил выявленную в 2012 г. геомагнитную аномалию. Выяснилось, что исследованный объект имеет природное происхождение: пятно гумусированной супеси с аморфными границами. Археологические находки не обнаружены.
В 2013 г. закончены работы в законсервированном раскопе. Большое количество осадков, выпавших летом 2013 г., хорошо увлажнило грунт. В результате удалось последить все нюансы стратиграфии в этой части раскопа. Хорошо фиксировалась западина (ширина 2,5–3 м) с аморфными краями и дном, вытянутая по направлению ЮВ–СЗ. Границы западины уходили в сторону раскопа 2004–2011 гг. Практически весь археологический материал связан именно с этой западиной. После работ 2013 г. не осталось сомнений, что нами исследован природный объект (скорее всего, старица р. Бурлы), который в древности использовался как место сбора мусора и пищевых отходов.
Коллекция керамики, полученная в 2012–2013 гг., насчитывает более тысячи фрагментов. Наиболее представительна часть коллекции, включающая фрагменты сосудов, орнаментированных рядами или волнами отступающей палочки, разделенными рядами наколов. Как правило, толщина стенок таких сосудов составляет 6–9 мм. «Шагающей» гребенкой орнаментированы 24 фрагмента керамики. Довольно много не-орнаментированной керамики (34 экз.). Керамика, орнаментированная только наколами, включает 52 фрагмента. В одном случае венчик сосуда

Рис. 1. Реконструкция керамических сосудов с поселения Новоильинка III.
декорирован насечками. Многие фрагменты венчиков орнаментированы по верхней кромке с внутренней стороны насечками. Визуально в керамическом тесте фиксируются следы органики. На внутренней и внешней поверхности сосудов хорошо видны следы обработки гребенчатыми орудиями перед нанесением орнамента. Отпечатки «отступающей» палочки часто создают ряды ромбов и треугольников, а иногда – паркетный орнамент. Геометрические мотивы – довольно распространенный сюжет в декоре керамики с поселения Новоильинка III.
Обнаружены развалы 4 сосудов, у которых частично реконструируется форма. Они представляют собой крупные сосуды открытой формы, у которых высота примерно в 1,5 раза больше диаметра (рис. 1, 2). Днища отсутствуют, но, судя по материалам предыдущих лет, сосуды были остродонными. По ним можно реконструировать орнаментальные схемы.
Первый сосуд орнаментирован по венчику и тулову отпечатками «отступающей» палочки с элементами накалывания (рис. 1, 1 ) и горизонтальными рядами ямок. Придонная часть дошла до нас неполной, но видно, что острое или приостренное днище было разделено на сектора, орнаментированные «отступающей» палочкой с элементами накалывания. На внутренней поверхности венчика есть отпечатки штампа. На внутренней и внешней поверхностях сосуда прослежены отпечатки «шагающей» гребенки.
Другой сосуд декорирован по венчику рядом ямок и диагональными рядами параллельных линий, выполненных отпечатками «отступающей» палочки с элементами накалывания (рис. 1, 2). Тулово украшено отпе- чатками «отступающей» палочки с элементами накалывания (рис. 2, 1) и горизонтальными рядами ямок. На внутренней поверхности венчика есть отпечатки штампа.
Интересен сосуд, орнаментированный рядами отпечатков гребенчатого штампа, образующими «елочки», которые разделены горизонтальными рядами наколов и отпечатков «отступающей» палочки с элементами накалывания (рис. 2, 1 ). В результате сочетания орнаментальных мотивов образовалась динамичная композиция. На внутренней поверхности венчика видны отпечатки штампа. На внутренней стороне верхней части сосуда прослеживаются отпечатки «шагающей» гребенки (рис. 2, 1 ). Есть они и на внешней поверхности. Видимо, это технологические следы, связанные с процессом формовки посуды.
Четвертый сосуд декорирован отпечатками гребенчатого штампа, которые образуют ряды «елочек» (рис. 2, 2 ). В нижней части сосуда ямки вытянуты в ряд, а в верхней – не упорядочены.
В ходе работ 2012–2013 гг. на поселении Новоильинка III получены представительные керамические коллекции, которые требуют дальнейшего изучения.
Коллекция каменных артефактов с поселения Новоильинка III превышает 500 экз. В основном они представлены отходами производства: осколками, чешуйками, отщепами. Изделия на отщепах – наиболее представительная категория орудийного набора: скребки, скобели, острия, комбинированные орудия, обломки бифасов, наконечники стрел. Один из наконечников выделяется крупными размерами и мог быть наконечником дротика. Орудия на пластинах представлены двумя экземплярами медиальных фрагментов пластин с ретушью. Обнаружены также 2 абразива и 2 обломка орудий с подшлифовкой.
После работ 2013 г. не осталось сомнений, что исследованный в 2012–2013 гг. участок – древний водоток (скорее всего, старица р. Бурла), который использовался для сброса мусора и пищевых отходов.

5 см
Рис. 2. Реконструкция керамических сосудов с поселения Новоильинка III.