Исследование профессионального самосознания сотрудника ОВД

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14988480

IDR: 14988480

Текст статьи Исследование профессионального самосознания сотрудника ОВД

Ф.К. Свободный, адъюнкт

Академия управления МВД России, г. Москва

В последнее время возрос интерес отечественных психологов к проблеме профессионального самосознания (ПС) личности (2; 3; 7; 9). Проведенный автором анализ публикаций по данной проблематике показал, что наиболее интенсивно изучается ПС представителей тех профессий, которые функционируют в системе “человек–человек”. Так, большинство исследований посвящено ПС педагогов (2; 8; 9; 12), врачей и психологов (1; 4; 11), и значительно меньше работ, изучающих профессиональное Я представителей других профессиональных общностей (10; 12). В частности, практически отсутствуют исследования ПС сотрудников органов внутренних дел. Тем не менее, задачи, которые ставит общество перед органами правопорядка, требуют постоянного совершенствования профессиональной подготовки сотрудников и повышения эффективности деятельности правоохранительных органов. В связи с этим становится особенно актуальным изучение особенностей ПС сотрудников милиции, так как оно является одним из важнейших регуляторов поведения и деятельности профессионала (7). От уровня его сформированности зависят процесс формирования профессионала, темп и успешность овладения профессиональной деятельностью, вхождение в профессиональную общность.

Исследования ПС личности в отечественной психологии имеет широкую направленность: от проблем формирования ПС в онтогенезе (7; 13) до выявления роли различных составляющих ПС в регуляции профессиональной деятельности (3; 9; 10).

Большинство современных исследователей понимают под ПС личности относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознанную систему установок индивида на самого себя как субъекта профессиональной деятельности, содержащую когнитивные (образы и представления), эмоционально-мотивационные (чувства, оценки и ценности) и операциональные (установки, тенденции поведения, привычки) компоненты.

В области психодиагностики ПС применяются традиционные классы методик: стандартизированные са-моотчеты, свободные самоописания с последующей контент-аналитической обработкой, идеографические методики типа репертуарных решеток, проективные техники. Обзор литературы по проблеме ПС показывает, что для изучения последнего преимущественно используются следующие методики: свободное самоописание, методика Р. Бернса “Автопортрет”, методика М. Куна “Кто Я?”, автобиографический рассказ, специально разработанные анкеты, “Q-техника” В. Стефенсона, опросник самоотношения В.В. Столина, 16-факторный опросник Кеттелла, шкала локуса контроля Дж. Роттера, семантический дифференциал Ч. Осгуда, модификации метода “Незаконченные предложения”, адаптированные варианты методики К. Маховера “Рисунок человека” и ТАТ Г. Мюррея.

Сложность и многоплановость рассматриваемой темы побуждает исследователей самосознания находить и апробировать новый инструментарий психологического исследования. Мы считаем, что применение разноплановых методик для исследования сферы ПС личности поможет получить широкую и разнообразную информацию об изучаемом феномене, выявить особенности его строения и специфику содержания; определить факторы, влияющие на формирование ПС.

В нашем исследовании мы попытались изучить ПС сотрудника ОВД с помощью метода фокусированного интервью. Этот метод зародился в 40-е годы в США и получил широкое распространение, в основном, в маркетинговых исследованиях. Его основные принципы и техники были разработаны Робертом Мертоном (6). В нашей стране применение фокусированного интервью началось с конца 80-х годов (5), и сейчас его относят к качественным методам психологического исследования. Суть метода состоит в том, что проводится групповое интервью, сфокусированное на интересующей исследователя теме. Оно ведется в форме групповой дискуссии и направлено на получение от ее участников “субъективной информации” по их восприятию самых различных объектов и явлений. Такое фокусированное интервью носит полустандартизированный характер, интегрирует внимание на конкретную проблему и имеет свободную форму высказываний респондентов.

Выбор данной методики для нашего исследования был обусловлен следующими ее достоинствами:

  • –    процедура проведения естественна и проста для участников;

  • –    в группе создается доброжелательная атмосфера, чувства безопасности и защищенности, реализуется спонтанность высказываний участников (что очень важно для исследования интимной сферы самосознания);

  • –    характер вопросов и ответов открытый, что обеспечивает возможность получения большого объема данных, выраженных собственными словами испытуемых, и позволяет исследователю достичь более глубокого понимания тонких нюансов выражения и значения;

  • –    возможно использование методики как при пилотажном исследовании, так и для более глубокого изучения феномена.

В своем исследовании мы исходили из признаваемого большинством современных исследователей положения о том, что специфика самосознания личности (а следовательно, и ПС субъекта) отражается в самохарактеристиках человека.

В соответствии с этим целью нашего исследования являлось уточнение содержания ПС сотрудника ОВД.

Авторами была разработана программа исследования, состоящая из трех этапов: подготовительного, экспериментального и аналитического.

На подготовительном этапе решались задачи формулирования темы интервью, разработки основных вопросов, конкретизирующих тему, рекрутирования участников фокусированного интервью. Тема интервью была сформулирована следующая: “Я – сотрудник органов внутренних дел”.

Респондентами были приглашены мужчины (6 человек) из числа адъюнктов (непсихологических специальностей) Академии управления МВД России в возра- сте до 30 лет, имеющие опыт практической работы в органах внутренних дел.

Экспериментальный этап проводился в течение 1 часа 48 минут. Вначале мы дали информацию участникам о теме интервью и получили их согласие придерживаться основных принципов групповой дискуссии (“партнерское общение”, “активность”, “здесь и сейчас”). Далее попросили каждого участника представиться именно как сотрудника ОВД. Затем следовали вопросы и их обсуждение. Процедура проведения фокусированного интервью фиксировалась на видеопленку для последующего анализа. По ходу работы группы участники и ведущий делали заметки, которые также были использованы в интерпретации результатов исследования.

На аналитическом этапе проводились изучение и анализ видеозаписи фокусированного интервью и заметок участников, а также ретроспективный (“по горячим следам”) самоанализ впечатлений автора.

Обратимся к результатам исследования.

Самопредставление участников как сотрудников ОВД происходило, в основном, путем перечисления социально-статусных и психологических особенностей, связанных с профессиональной деятельность. Так, наиболее часто респонденты называли свое имя, звание, предыдущую должность, образование, стаж работы в правоохранительных органах. Присутствовали также и обобщения социальной роли: “милиционер”, “служитель закона”, “юрист”, “мент”. Среди профессионально важных для своей деятельности качеств личности респонденты называли общительность, эмоциональную уравновешенность, интеллект, умение определять психологические особенности людей, “налаживать психологический контакт”, воздействовать на других людей и др. Большое количество описаний относилось не только к ПС, они характеризовали человека на уровне более широких обобщений (например, в континууме “хороший– плохой”, “добрый–злой” и т.д.).

Интервью показало неоднозначность отношения к себе и своей профессиональной деятельности. При общей положительной оценке себя как профессионала практически все участники отмечали недостаточный уровень развития профессиональных знаний, навыков и умений, а также несоответствие некоторых своих личностных, профессионально значимых характеристик образу “идеального, полностью успешного сотрудника правоохранительных органов”.

Отношение к своей профессиональной деятельности также противоречиво. С одной стороны, участники говорили о том, что они удовлетворены своей профессией, осознают себя нужными обществу, испытывают чувство профессиональной гордости и т.д. С другой – отмечаются чувства неуверенности и беспокойства, пессимизма, неверия в достижение итоговых целей своей деятельности и деятельности органов правопорядка в целом. Мы считаем, что данные тенденции обусловлены негативными политическими и экономическими факторами, определяющими положение правоохранительных органов в нашем обществе. Подтверждением этому служит факт постоянного “соскальзывания” с темы интервью на обсуждение “больных” вопросов и проблем деятельности органов правопорядка (низкий экономический статус сотрудников, негативное отноше- ние населения, чувство социальной, а иногда и физической беззащитности, коррупция во власти и т.п.).

Несмотря на неоднозначность отмеченных выше эмоций, респонденты продемонстрировали готовность к продолжению профессиональной деятельности, карьерному росту, совершенствованию профессионального мастерства, приобретению новых знаний, навыков и умений в своей профессии. Как показало интервью, это происходит по двум основным причинам. Первая является престижно-экономической – служба в ОВД, как отмечали респонденты, дает определенные статусные привилегии (как официальные, так и неофициальные), льготы и материальные преимущества перед среднестатистическим “бюджетником”. Вторая причина в том, что большинство респондентов связывают свою будущую профессиональную и служебную деятельность прежде всего с преподаванием юридических дисциплин в вузах (как в системе МВД, так и в гражданском).

Все многообразие ответов участников интервью, по нашему мнению, можно объединить в три блока.

Первый (и самый большой) блок составляют ответы, отражающие представления респондентов о себе как о субъекте профессиональной деятельности, носителе профессиональных ролей, обладателе профессионально значимых качеств, характеристик, свойств, способностей, знаний, навыков и умений. Например: профессионально-ролевые идентификации – “Милиционер”, “Юрист”, “Преподаватель”; разнообразные профессиональные характеристики – “умный”, “смелый”, “исполнительный”, “инициативный”, “уравновешенный” и т.д.

Во второй блок вошли ответы, отражающие отношение респондентов к себе как к субъекту профессиональной деятельности; ответы, выражающие эмоции и чувства, связанные с профессиональной деятельностью и ответы, дающие оценку своей деятельности и своего профессионализма. Например: “гордость”, “пессимизм”, “успешность” и т.д. Необходимо отметить, что многие ответы, входящие в первый блок и обозначающие различные профессиональные качества человека, также несут эмоционально-оценочную нагрузку.

Третий блок представлен ответами, отражающими стремление респондентов к изменению своих профессиональных ролей, профессионального статуса, профессионально значимых характеристик, к пополнению профессиональных знаний, к совершенствованию профессиональных умений и навыков, к достижению целей и задач, связанных с профессиональной деятельностью. Например: “Быть сдержаннее”, “Научиться лучше стрелять”, “Овладеть методиками психической саморегуляции”, “Стать начальником”, “Подготовить хороших специалистов” и т.д.

Использование методики фокусированного интервью позволило сделать вывод о том, что ПС личности сотрудника ОВД включает, как минимум, три компонента – когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Содержанием когнитивного компонента ПС являются представления сотрудника о себе как о субъекте профессиональной деятельности, носителе профессиональных ролей, обладателе профессионально значимых качеств, способностей, знаний, навыков и умений. Содержание эмоционального компонента ПС составляют отношение сотрудника к себе как субъекту профессиональной дея- тельности, оценку себя как профессионала. В качестве содержания поведенческого компонента ПС выступает осознание сотрудником своих привычек, стереотипов, установок и устремлений в профессиональной сфере.

Список литературы Исследование профессионального самосознания сотрудника ОВД

  • Васюк А.Г. Психологические особенности профессионального становления личности врача: Дис.... канд. психол. наук. Калуга, 1992.
  • Кандыбович Л.В. Становление профессионального самосознания молодого учителя: Дис.... канд. психол. наук. М., 2000.
  • Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания: Дис.... канд. психол. наук. Л., 1980.
  • Пекарев М.П. Анализ изменений Я-концепции студентов-психологов в процессе изучения гештальт-терапии: Дис.... канд. психол. наук. М., 1999.
  • Мельникова О. Т. Качественные методы в решении практических социально-психологических задач//Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.
  • Мертон Р.Л., Фиске М., Кендалл Р.З. Фокусированное интервью. М., 1991.
  • Миронова Т.В. Структура и развитие профессионального самосознания: Дис.... д-ра психол. наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.
  • Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя//Вопросы психологии. 1990. № 3.
  • Москаленко О.В. Развитие профессионального самосознания руководителей образовательных учреждений: Дис.... д-ра психол. наук. М., 2000.
  • Пантелеева С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991.
  • Райнап Г. Образ психотерапевта в обыденном сознании и самовосприятии: Дис.... канд. психол. наук. М., 1991.
  • Фам Тхань Нги. Развитие профессионального самосознания студентов технических вузов: Дис.... канд. психол. наук.-М., 1989.
  • Шутенко А.И. Строение и развитие профессионального самосознания учителя: Дис.... канд. психол. наук. М., 1995.
Еще
Статья