Исследование скального навеса Малишина стена в Черногории в 2018 году

Автор: Деревянко А.П., Шуньков М.В., Булатович Л., Анойкин А.А., Козликин М.Б., Меденица И.

Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas

Рубрика: Археология каменного века палеоэкология

Статья в выпуске: т.XXIV, 2018 года.

Бесплатный доступ

В 2018г.российско-черногорской экспедицией были продолжены археологические исследования скального навеса Малишина Стена на севере Черногории. Раскопки проводились в центральной части стоянки, где были изучены культуросодержащие слои А-С. Новые результаты работ на памятнике подтвердили высказанное ранее предположение о наличии средне- и верхнепалеолитического комплексов в культурно-хронологической последовательности стоянки. Каменная индустрия из слоя А характеризуется развитым пластинчатым и микропластинчатым производством. В орудийном наборе имеются яркие формы, характерные для заключительного этапа палеолита. Первичное расщепление в индустриях из слоев В1, В2 и С1 базируется на использовании радиальных ядрищ для получения мелких и средних отщепов. Для орудийного набора характерно сочетание как среднепалеолитических, так и верхнепалеолитических форм.

Еще

Черногория, малишина стена, скальный навес, стратиграфия, плейстоцен, палеолит, каменная индустрия

Короткий адрес: https://sciup.org/145145040

IDR: 145145040   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2018.24.077-081

Текст научной статьи Исследование скального навеса Малишина стена в Черногории в 2018 году

В 2018 г. совместной российско-черногорской экспедицией были продолжены исследования многослойной палеолитической стоянки Малишина Стена в каньоне р. Чехотина на севере Черногории [Деревянко и др., 2017а]. Раскопки проводились в центральной части навеса на площади 7 м2 (рис. 1, А), включавшей участок работ 1980 г., в ходе которых была изучена только верхняя часть отложений [Radovanovic, 1986].

Вскрытые на этой площади литологические слои А, В1, В2 и С1 (рис. 1, Б ) в целом соответствуют описанным ранее стратотипам [Ibid.] и представляют собой мощную щебнисто-дресвянистую толщу с заполнителем порового типа. Границы

Рис. 1 . План стоянки Малишина Стена с указанием участков археологических работ ( А ) и стратиграфический разрез восточной стенки раскопа 2018 г. ( Б ).

между слоями проведены по изменению цвета заполнителя и концентрации обломочного материала. Слой А на участке работ 2018 г. был сильно поврежден в результате современной антропогенной и биогенной деятельности, а также продолжительного экспонирования после удаления перекрывающей голоценовой толщи, о чем свидетельствуют находки современных техногенных материалов в верхней части отложений.

Каменная индустрия из слоя А насчитывает 287 экз. Нуклевидные формы (1,4 %) представлены двумя ядрищами и двумя нуклевидными облом- ками. Один из нуклеусов одноплощадочный однофронтальный для получения мелких пластинчатых снятий. Ударная площадка прямая, оформлена одним сколом, карниз убран мелкой ретушью (рис. 2, 19). Второе ядрище радиальное однофронтальное, подпрямоугольной в плане формы с негативами мелких отщеповых снятий. Индустрия сколов насчитывает 62 экз. (21,6 %), при этом половину изделий здесь составляют микропластины и пластины с параллельной огранкой. Отщепы представлены мелкими экземплярами преимущественно с гладкой остаточной ударной площадкой и с продольной

Рис. 2 . Каменные артефакты из слоев А ( 1-5, 9, 13-15, 19 ), В1 ( 25 ), В2 ( 6-8, 10-12, 16, 18, 20-24 ) и С1 ( 17) стоянки Малишина Стена.

1-4 - микропластины с притупленным краем; 5 - технический скол; 6 - шиповидное орудие; 7, 9, 11, 12, 15, 17, 18, 24 - скребла; 8, 10 - скребки; 13 - резец; 14 - технический скол с ретушью; 16, 20 - проколки; 19, 21, 22, 23, 25 - нуклеусы.

огранкой. Технические сколы включают первичные, краевые и продольные (рис. 2, 5 ) подправки фронта ядрищ. В числе отходов производства (77,0 %) главным образом чешуйки, а также мелкие обломки и осколки. Орудийный набор включает четыре микропластины с притупленным краем (рис. 2, 1–4 ), два скребла – продольное прямое (рис. 2, 15 ) и диагональное выпуклое (рис. 2, 9 ), оформленные дорсальной ретушью на мелких от-щепах, угловой многофасеточный резец на удлиненном вторичном сколе (рис. 2, 13 ) и технический скол с ретушью (рис. 2, 14 ). В этом слое найдено также семь неопределимых фрагментов костей крупных млекопитающих.

В отличие от западного участка навеса, где слой В1 не содержал археологических материалов, в центральной части грота в пределах этого слоя найдено 53 каменных артефакта. Типологически выраженные нуклевидные формы представлены двояковыпуклым ядрищем округлой в плане формы с негативами центростремительных сколов на одной из широких плоскостей (рис. 2, 25 ). На контрфронте, сохранившем участки галечной поверхности, на 2/3 периметра изделия серией крупных сколов оформлена ударная площадка. Среди сколов преобладают мелкие отщепы (10 экз.), отмечено несколько пластин (4 экз.) и краевой технический скол. Отходы производства представлены чешуйками (28 экз.) и мелкими обломками и осколками (9 экз.). В пределах слоя найдено также семь фрагментов костей животных.

Наибольшая концентрация находок (756 экз.) связана с отложениями слоя В2. Манупорты (7 экз.) представлены гальками без следов обработки. Нуклевидные формы (1,3 %) включают пять ну-клевидных обломков в виде отдельностей сырья с единичными или серийными бессистемными снятиями, а также пять ядрищ. Типологически выраженные нуклеусы одно- (3 экз.) или двухфронтальные, округлой или угловатой в плане формы, с расщеплением на 2/3 или по всему периметру изделия (рис. 2, 21–23 ). Одно ядрище представлено сильно сработанным уплощенным изделием со следами бессистемных сколов на обеих широких плоскостях, ударные площадки не сохранились. В качестве заготовок для нуклеусов использовались небольшие гальки.

Среди сколов (12,4 %) преобладают отщепы (73 экз.), преимущественно мелкого размера. Для них характерна гладкая или линейная, реже фасе-тированная или точечная остаточная ударная площадка. Дорсальная огранка отщепов в большинстве случаев продольная однонаправленная или ортогональная, реже конвергентная. Распространены сколы с гладкой дорсальной стороной. Ред-80

кие пластины (3 экз.) имеют гладкую о статочную ударную площадку и продольную однонаправленную огранку. В числе технических сколов выделены первичные (9 экз.), краевые (6 экз.) и продольное снятия оформления и подправки ядрищ. Еще два скола были сняты для удаления многочисленных заломов в проксимальной зоне нуклеуса. Отходы производства (85,3 %) представлены чешуйками (545 экз.), мелкими обломками и осколками (100 экз.).

Среди изделий с вторичной обработкой (16 экз.) преобладают скребла. В их числе – три продольных прямых (рис. 2, 12, 24 ), диагональное выпуклое (рис. 2, 7 ), поперечное выпуклое (рис. 2, 11 ) и скребло на гальке (рис. 2, 18 ). Заготовками для этих изделий, за исключением последнего, служили отщепы. Лезвие оформлено дорсальной краевой крутой или полукрутой ретушью. Концевые скребки на мелких отщепах (2 экз.) имеют округлое лезвие, оформленное с помощью дорсальной краевой крутой и полукрутой мелкофасеточной ретуши (рис. 2, 8, 10 ). Одна из двух проколок выполнена на удлиненном полуреберчатом сколе (рис. 2, 16 ). Дистальный край заготовки подработан с обеих сторон дорсальной краевой крутой мелкофасеточной ретушью, острие сломано. Вторая проколка оформлена на проксимальном фрагменте отщепа. На продольном крае заготовки вентральной краевой мелкофасеточной ретушью подготовлена выемка, сформировавшая на углу заготовки тонкое удлиненное треугольное острие (рис. 2, 20 ). Шиповидное орудие оформлено на массивном краевом сколе (рис. 2, 16 ). Рабочий элемент выделен на дистальном крае заготовки серией дорсальных отвесных мелких снятий. Дополняют орудийный набор четыре мелких отщепа с эпизодической ретушью и два фрагмента орудий с интенсивной сильномо-дифицирующей ретушью.

Фаунистическая коллекция из слоя В2 (164 экз.) включает главным образом неопределимые фрагменты костей крупных млекопитающих. Несколько определимых костей принадлежат европейскому благородному оленю Cervus elaphus , зайцу Lepus sp. , а также крупным птицам размера утки (определение канд. биол. наук С.К. Васильева). Практически все костные остатки из слоя В2, как и каменные артефакты, покрыты карбонатной коркой.

В слое С1 найдено 37 каменных артефактов и три гальки-манупорта. Среди сколов девять от-щепов с продольной, ортогональной или радиальной огранкой и с гладкой или двугранной остаточной ударной площадкой, а также три пластины с продольной огранкой и гладкой площадкой. Отходы производства представлены чешуйками (23 экз.) и мелкими осколками (2 экз.). Единствен- ное орудие – диагональное прямое дорсальное скребло на отщепе (рис. 2, 17). Ретушь краевая, отвесная, многорядная. В слое найдено также 10 неопределимых фрагментов костей крупных млекопитающих.

На уровне слоя С2 в раскопе 2018 г. вскрыт глыбовый обвальный горизонт, почти не содержащий рыхлого заполнителя. Ниже залегают стерильные в археологическом отношении слои D–F.

В целом новые результаты раскопочных работ под навесом Малишина Стена подтвердили высказанное ранее предположение о наличии средне- и верхнепалеолитического комплексов в культурно-хронологической последовательности стоянки. Для каменной индустрии из слоя А характерно развитое пластинчатое и микро-пластинчатое производство. В орудийном наборе представлены яркие формы, типичные для заключительного этапа верхнего палеолита, в т.ч. микропластины с притупленным краем. Первичное расщепление в индустриях из слоев В1, В2 и С1 базируется на использовании радиальных ядрищ для получения мелких и средних отщепов. Орудийный набор из этих слоев включает как среднепалеолитические (скребла), так и верхнепалеолитические (скребки, проколки) формы орудий, но без признаков ориньякской морфологии. В контексте финала среднего палеолита региона эти материалы ближе всего к индустрии стоянки Биоче в долине р. Мороча в центральной части Черногории [Деревянко и др., 2017б].

Исследование выполнено за счет гранта РФФИ (проект № 18-09-40062).

Список литературы Исследование скального навеса Малишина стена в Черногории в 2018 году

  • Деревянко А.П., Шуньков М.В., Булатович Л., Анойкин А. А., Павленок К.К., Козликин М.Б., Ульянов В.И., Меденица И. Новые данные по каменной индустрии скального навеса Малишина Стена в Черногории (по результатам работ в 2017 году)//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2017а. -Т. XXIII. -С. 98-102.
  • Деревянко А.П., Шуньков М.В., Булатович Л., Павленок К.К., Ульянов В. А., Козликин М.Б., Кандыба А.В. Новые данные по среднему палеолиту Восточной Адриатики: древнейший эпизод заселения стоянки Биоче в Черногории//Археология, этнография и антропология Евразии. -2017б. -Т. 45, № 1. -С. 3-14.
  • Radovanovic I. Novija istrazivanja paleolita i mezolita u Cmoj Gori//Glasnik Srpskog arheoloskog drustva. -1986. -N 3. -P. 63-77.
Статья научная