Исследование влияния абиотических факторов на радиальный рост Pinus eldarica Medw.
Автор: Мамедов Тофик Садиг, Багирова Самира Бехбуд, Искендеров С.М.
Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki
Рубрика: Биологические науки
Статья в выпуске: 5 т.7, 2021 года.
Бесплатный доступ
На основе дендрохронологических исследований проведенные в трех географических местностях имеющие разные почвенно-климатические условия в зоне Южное предгорье Большого Кавказа на территории Азербайджанской Республики была проанализировано динамика ширины колец ствола вида Pinus eldarica Medw. Эксперименты проводились на территориях в которых более ярко выражена климатическая изменчивость и в ходе исследований было выявлено ,что роль климатической изменчивости в жизненном цикле выбранного вида Pinus eldarica Medw. в прослеженном временном интервале равным 40-а лет составляло 16,7%. В рамках применяемых модельных соображений также было выявлено, что моделей учитывающих только биотических факторов 1,48 раз ниже, чем моделей учитывающий биотических и абиотических факторов одновременно. Суммарная роль абиотических факторов в жизненном цикле выбранного вида составляло 29,4 %. Выбранная модель в ближайшие 10 лет учитывающие влияние одновременно биотических и абиотических факторов при постоянстве интегрального влияния на жизненный цикл и на радиальный рост вида Pinus eldarica Medw. флуктуационных процессов равным 16,7%-тов (климатическое изменчивость) на жизненный цикл периодом на 50 лет. На наш взгляд количественно оценить роль температурной изменчивости на общую динамику роста является элементом определенной новизны в этом направлении.
Экспоненциальная функция, азербайджан, большой кавказ, радиальный рост, климатическая изменчивость, биотические и абиотические факторы, полиноминальная функция
Короткий адрес: https://sciup.org/14120979
IDR: 14120979 | DOI: 10.33619/2414-2948/66/04
Текст научной статьи Исследование влияния абиотических факторов на радиальный рост Pinus eldarica Medw.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice
УДК 58.02
Актуальность использования новых методов и технологий в лесном хозяйстве Азербайджана растет день ото дня. Среди таких методов и технологий играет большую роль методы дендрохронологических исследований. Эти методы позволяют наблюдать за динамикой роста разных пород, деревьев и составлять модели продуктивности [9]. Дендрохронологическое исследование, в частности определение радиального роста дерева и прослеживания динамики ширины колец по годам — это естественный архив, содержащей ценную информацию об изменениях окружающей среды. Серии годичных колец исключительно ценны как для реконструкции климата, так и для изучения воздействия климатических изменений на лесных экосистемах [3].
Цель исследования: В Институте Дендрологии Национальной Академии Наук Азербайджана (НАНА) в этом направлении проводятся исследования, охватывающих многие виды естественной флоры Азербайджана [1–2].
Надо отметить, что в последнее время в мире интенсивно стали проводиться исследования по динамике годичных колец разных видов. Например, исследованы годичные кольца 183 видов деревьев в центральной части Андах (Перу) [12]. На высоте 4000–4400 м над уровнем моря представлена первая хронология годичных колец для Polylepis rodolfo-vasquezii L . [13]. Было исследовано влияние месячной температуры и осадков с помощью множественного регрессионного анализа на рост вида Pinus peuce Griseb. и показана временная задержка климатических сигналов LW (лето) по сравнению CEW (весна), параметры годичных колец были чувствительны к засухе [15–16]. Выявлено, что высокая температура положительно влияет на рост указанного вида и воздействие окружающей среды моделируется как принцип ограничивающих факторов в росте годичных колец [10–11].
Параметры годичных колец используется для изучения температурных изменений по ширине колец [5]. Более точная методика определение роста древесины, связывая данные параметра с внутригодовой плотности древесины [6, 17]. Одним из важнейших применений дендрохронологических исследований, это параметрическое и непараметрическое моделирование для восстановления температурного распределения на основе набора ширины и плотности годичных колец [17].
В работах Ваганова [14–15] на основе динамической модели (VSM) исследовано влияние температуры и влажности почв на радиальной рост.
Материалы и методы исследования
Для проведения дендрохронологического анализа были взяты образцы (керны) у древесных Pinus eldarica Medw. с помощью бура Suunto. Для точного определения годовых колец использовали микроскоп Lintab-6 [4]. Был определен степень совместимости между рядами годовых колец (Рисунок 1).
Для определения ложных и потерянных колец и прочитывание сведений на поверхности колец использована программа TSAP-win со статистической программой Crossdating [5].
Результаты качества у видов оценены на основе программы COFECHA [6].
Историческое внедрение и для получения сведений про глобальной изменении в природе проработаны с помощью с программой Resistograph с помощью статистической программы Decom [7].
Результаты исследования и их обсуждение
Вид Pinus eldarica Medw. по систематике находится в порядке Pinales Gorozh., относится к семейству Pinaceae Lindley., к роду Pinus L. По ботаническому описанию у Pinus eldarica ствол прямой или искривленный, 12–15 м высотой (Рисунок 1).
Кора бурая или светло-серая, не расслаивающаяся, крона сверху широкая; листья жесткие, зеленые, 6–9 см длины. Чешуи мужских цветков кругловатые, с зубчиками по краям, шишки на ножках, одиночные или парные, изредка по 3–4, яйцевидно конические, около 6 см длины, светло-красно-коричневые. Чешуи неправильно ромбические, лоснящиеся, гладкие, щитки вдавленные, беловато серые, семена черноватые, 6–7 мм, с красновато-бурым крылом, 18–28 мм дл.

а
б
с
д
Рисунок 1. Вид Pinus eldarica Medw. (а), взятие образцов из древесины с помощю бура Suunto (б) сушка в контейнерах извлеченных образцов (с) и уточнение их хронологии (д)
Вид растет на южном предгорье Большого Кавказа рощами, занимая площадь около 50 га в расщелинах глинистого песчаника по северным склонам горы Эйляр-оюгу на высоте 450–600 м (Рисунок 2).
В процессе исследования и для сбора сведений по развитию, эндогенные и экзогенные факторы влияния видов дендрохронологическими анализами, были взяты образцы кернов у вида Pinus eldarica Medw. В результате была оценена динамика дендрохронологического роста изученного вида (Рисунок 1).
В течение основного вегетационного периода отмечены значительные различия в интегральной скорости роста после изменения количества осадков. Однако повышение температуры оказало лишь умеренное влияние на скорость радиального роста деревьев. 81% радиального роста была обусловлено влажностью почвы, а 13% роста — контролировалось температурой.

Рисунок 2. Ареал природного распространения вида Pinus eldarica Medw. в Азербайджане


Рисунок 3. Радиальный прирост Pinus eldarica Medw. в лесопосадках по годам
Поскольку динамика радиального роста тесно связана с процессом старения данного биологического объекта, то характер этой динамики можно проанализировать с помощью некой кривой выживаемости:
H(t) = exp (-bt) (1)
H(t) — ширина кольца t-ого года; t — годы; b — выживаемость биологического объекта.
Хаотичность распределения экспериментальных точек показывает сильное влияние внешних факторов на процесс «старения» в рамках примера по динамике ширине годичных колец на горизонтальном разрезе ствола дерева. Данный анализ требует более гибкого подхода к описанию экспериментальных данных основанных на полиномиальном подходе (использования многопараметричной полиномной функции одной переменной):
n (2)
H 1( t) = L а>*‘ t = 0
Чтобы учесть распределение экспериментальных точек (в данном случае временная зависимость ширины годичных колец в горизонтальном разрезе ствола) пологий спуск квази, а потом для анализа экспериментальных данных использован полиномиальное приближение экспоненциальной формы, в рамках данных исследований применена функция H(t) (1, 2). Метод двойного подхода (или композитного подхода) в свое время широко использовано в ядерно-физических экспериментах [8].
Данный метод удачно применялся в планировании экономических и социальноэкономических задач в аграрном секторе, также указанный метод использован в почвоведении и биологии [9].
В этом случае, все параметры, участвующие в этих функциях должны носить определенную конкретную информацию об описываемом «объекте». Учитывая это обстоятельство и объем набора экспериментальных данных, функция представленная во 2-й формуле, будет иметь более конкретную форму [10–11].
Учитывая накопленный опыт и априорное понимание в данном конкретном случае, параметры полиномиальной функции будет носить следующую конкретную информацию (3):
H1(x) = a0+a1x+a2x2+a3x3+a4x4 (3)
(t — время как привычный аргумент x; a0 — максимальная (потенциальная) выживаемость в рамках данной выборки экспериментальных данных (априорная ширина колец предыдущего года); a1 — самый весомый вклад внешнего воздействия (самый «инертный» параметр в данном случае) — почвенное плодородие; a2 — относительно малый (по отношению к параметру а1) весомый вклад внешнего воздействия (менее «инертный» параметр в данном случае) — уровень средне годовой температуры в весенне-летние периоды связанные с вкладом фотосинтетических реакции; a3 — относительно малый (по отношению к параметру а2) вклад внешнего воздействия (более динамичный параметр в данном случае) — уровень средне годовых осадков; a4 — самый малый вклад внешнего воздействия (самый динамичный параметр в случае данной выборки) — показатель почвенной влагоемкости.
Результаты расчетов динамики радиального роста по годам на Рисунках 4–5 — графиках 1 и 2

Рисунок 4. Экспоненциальная функция

Рисунок 5. Полиномиальная функция
Надо отметить, что шкала по времени (аргумент х) представлена в относительных единицах, соизмеримыми с величинами дендрохронологических данных. Данный подход облегчит задачу параметрического поиска и усилит возможности более гибкого сближения расчетных данных к экспериментальным точкам, проводимых в рамках определенных модельных представлений. Для этой цели один год в относительной временной шкале представлены в безразмерной величине равным на 0,5 и относительная временная шкала начинала с 1977 года.

Рисунок 3. Временная шкала в относительных единицах
Надо отметить что, флуктуационная изменчивость (хаотичный разброс) ширины колец в горизонтальном разрезе связана с температурными флуктуациями (сильной изменчивости температуры), которые невозможно было описывать с помощью определенной функции параметров, предписанной биотической и абиотической значимостью. Для этой цели надо вводить в функциональную систему генераторов случайных чисел (метод Монте-Карло) и учитывать флуктуационные температурные изменения в динамике ширины колец (исследование в этом направлении будут проводится в будущем). Усредненный набор экспериментальных данных для нескольких аналогичных образцов была проанализирован с помощью экспоненциальной и полиноминальными функциями, параметром, которого предписана биотическая и абиотическая значимость. Было выявлено, что температура вегетационного периода видов является основным климатическим фактором, влияющим на межгодовые колебания.
В рамках данной работы была сделана попытка оценить роль флуктуационных процессов (климатическая изменчивость) радиального роста в заданном временном интервале. Для этой цели использован метод максимального правдоподобия с учетом величин, меняющихся в интервале 5%. С учетом этого, значение показателя максимального правдоподобия не будет более 0,95.
Как видно из графика 2 при описании набора экспериментальных данных с полиномом 4 степени, параметры которого имеют реальные биотические и абиотические значимости, показатель максимального правдоподобия (R2) равнялся 0,815. Т. е. в рамках максимального правдоподобия роли флуктуационных процессов. Климатическую изменчивость можно оценить с помощью следующего расчета (4):
R2(max) - R2(x4) 0,95 - 0,815
-----:—7-----x 100% =---------x 100% = 16,7
Я2(х4) 0,815
Как видно из формулы 4, роль климатической изменчивости в общей динамике по ширине колец в заданном временном интервале (1977–2017 гг.) в рамках определенных модельных представлений — значительная (5):
y=0,0003 x4 – 0,0183 х3 + 0,3581 х2 – 3,06 х +11,707 (5)
Анализ экспериментальных данных (граф. 1 и граф. 2) позволяет делать следующий важный вывод — при описании экспериментальных данных с помощью функций, учитывающих биотические и абиотические факторы одновременно, показатель максимального правдоподобия равнялся 0,8115 (R2), а при описании экспериментальных данных с помощью функции (6):
y= 5,361 exp (-0,082х) (6)
учитывающего только биотические факторы, показатель максимального правдоподобия равнялся 0,553(R2). Модель, учитывающая внешние факторы (7):
0,8115=1,48 (7)0,553
лучше, чем модель учитывающей собственной биологической выживаемости.
Дальнейшей анализ (5) позволил сделать следующий вывод (8):
о a 1 1+ a 21+ a з । + a 4 d _ ( - 3,06 + 0,3581 + 10,0183 + ^,0003) (8)
II II 0,293 6
a 0 11,707
Процент отношений — 29,36%. Без учета относительно стационарных внешних факторов (абиотических факторов) анализировать и в дальнейшем прогнозировать динамику радиального роста дерева практически невозможно.
При применение анализа экспериментальных данных (временная зависимость ширину годовых колец) в рамках этой работы в отличие от других модельных подходов и особенно от модельного подхода четко разделена на две группы (Ваганова-Шашкина (VSM) параметры):
–первая группа этих параметров описывает внешнее воздействие и является стационарными или псевдостационарными — потенциальная выживаемость; почвенное плодородие; уровень средней температуры в вегетационном периоде по годам; уровень среднегодовых осадков; показатель почвенной влагоемкости.
–вторая группа этих параметров также является параметром внешнего воздействия, но они носят сильно изменчивый характер по времени (нестабильной температурный режим или температурная изменчивость; быстротечный хаотический процесс засухи, сезонные болезни и т. д.) и рассматривается отдельно.
В рамках представленного модельного подхода взаимосвязь (корреляция) между стационарными (псевдостационарными) и сильно изменчивыми (флуктуационными) параметрами внешнего воздействия — отсутствуют. Данный подход позволил определить что, в рамках применяемой модели нестабильный температурный режим никак не связан с уровнем среднегодовой температуры. Итак, количественная оценка роли температурной изменчивости на общую динамику роста — это элемент определенной новизны в этом направлении.
Выводы
На основании дендрохронологических исследований удалось выявилось связь между абиотическими факторами и ежегодным ростом древесины изученного вида и дан анализ эколого-климатической зависимости этого вида.
В рамках исследования было выявлено, что роль климатической изменчивости в жизненном цикле выбранного вида Pinus eldarica Medw. в прослеженном временном интервале равным 40 лет составляло 16,7%.
Из модельных вычислений было выявлено, что моделей, учитывающих только биотических факторов в 1,48 раз ниже, чем моделей учитывающих биотических и абиотических факторов одновременно.
Суммарная роль абиотических факторов в жизненном цикле выбранного вида — 29,4%.
Выбранная модель, в ближайщие 10 лет, учитывающая влияние одновременно биотических и абиотических факторов, при постоянстве интегрального влияния на жизненный цикл и на радиальный рост вида Pinus eldarica Medw. флуктационных процессов равна 16,7% при жизненном цикле на 50 лет.
Список литературы Исследование влияния абиотических факторов на радиальный рост Pinus eldarica Medw.
- Мамедов Т. С., Балапур Ш., Багирова С. Б. Анализ годичных колец адаптации Pinus eldarica на Апшеронском полуострове в Азербайджане // Международный исследовательский журнал наук об окружающей среде и токсикологии. 2015. №1. С.1-10.
- Багирова С. Б. Дендрохронологическое исследование некоторых видов эвкалиптов в Азербайджане // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. Ч. 1. №8. С. 57-61.
- He M., Yang B., Rossi S., Brauning A., Shishov V., Kang S. Simulated and predicted responses of tree stem radial growth to climate change—A case study in semi-arid north central China // Dendrochronologia. 2019. V. 58. P. 125632. https://doi.org/10.1016/j.dendro.2019.125632
- Bitvinskas T., Briffa K., Cook E., Downing D. J., Dubinskaite J., Eckstein D., ... Worbes M. Methods of dendrochronology: applications in the environmental sciences. 1990. https://doi.org/10.1007/978-94-015-7879-0
- Brookhouse M., Brack C. Crossdating and analysis of eucalypt tree rings exhibiting terminal and reverse latewood // Trees. 2006. V. 20. №6. P. 767. https://doi.org/10.1007/s00468-006-0092-0
- Schweingruber F. H. Tree rings and environment—dendrochronology // Haupt, Bern. 1996. V. 609.
- Fritts H.C. Tree ring and climate. // Academic Press London, 1976.
- Искендеров С. М. Исследование процесса самодиффузии в воде методом квазиупругого рассеяния медленных нейтронов. Обнинск: ФЭИ, 1979.
- Садыгов В., Искендеров С., Гарибов Е. Экономико-правовое регулирование агробизнеса // Книга II «Азсея». 2007. С. 119-137.
- Orudzheva N. i., Babayev M. P., Isgandarov S. M. Dependence of the plant productivity on optimal food regime and density // American Journal of Plant Sciences. 2014. V. 2014. https://doi.org/10.4236/ajps.2014.54057
- Alibala A. et al. Dependence of the Yield of Alfalfa on Plant Density and Diet // American Journal of Plant Sciences. 2017. V. 8. №11. P. 2722. https://doi.org/10.4236/ajps.2017.811183
- Marcelo-Peña J. L., Santini Jr L., Tomazello Filho M. Wood anatomy and growth rate of seasonally dry tropical forest trees in the Marañón River Valley, northern Peru // Dendrochronologia. 2019. V. 55. P. 135-145. https://doi.org/10.1016/j.dendro.2019.04.008
- Requena-Rojas E. J., Morales M., Villalba R. Dendroclimatological assessment of Polylepis rodolfo-vasquezii: A novel Polylepis species in the Peru highlands // Dendrochronologia. 2020. V. 62. P. 125722. https://doi.org/10.1016/j.dendro.2020.125722
- Ваганов Е. А., Шиятов С. Г., Мазепа В. С. (1996) Дендроклиматические исследования в Урало-Сибирской Субарктике. Новосибирск: Наука. 245 с.
- Ваганов Е. А., Шашкин А. В (2000) Рост и структура годичных колец хвойных. Новосибирск: Наука. 232 с.
- Babst F. et al. When tree rings go global: Challenges and opportunities for retro-and prospective insight // Quaternary Science Reviews. 2018. V. 197. P. 1-20. https://doi .org/10.1016/j. quascirev.2018.07.009
- Ljungqvist F. C. A new reconstruction of temperature variability in the extra-tropical Northern Hemisphere during the last two millennia // Geografiska Annaler: Series A, Physical Geography. 2010. V. 92. №3. P. 339-351. https://doi.org/10.1111/j.1468-0459.2010.00399.x