Исследования курганного могильника Заречное-1 в 2007 году

Автор: Мыльникова Л.Н., Кобелева Л.С., Дураков И.А., Мжельская Т.В., Савин А.Н., Сяткин В.П.

Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas

Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья

Статья в выпуске: XIII, 2007 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521357

IDR: 14521357

Текст статьи Исследования курганного могильника Заречное-1 в 2007 году

В полевой сезон 2007 г. Тогучинским археологическим отрядом ИАЭТ СО РАН совместно с НАЭ НГПУ велись работы по исследованию курганного могильника Заречное-1, расположенного в Тогучинском р-не Новосибирской обл., на первой террасе оз. Линево, относящегося к бассейну р. Иня. Памятник известен в археологической литературе. Материалы опубликованы [Зах, 1997]. Могильник постоянно разрушается. Каждый неисследованный курган имеет следы вмешательства, разрушения насыпи. На северной оконечности памятника находится карьер по заготовке глины для местного кирпичного завода.

Близкое расположение могильника и поселения Линево-1, которое датируется переходным временем от бронзы к железу, дает основание считать, что часть погребений могильника Заречное-1 относится к переходному времени. Исследование объекта, самого большого по размеру современной насыпи, предоставляли возможность соотнести находки из насыпи с находками из поселенческого комплекса.

Курган № 25. До раскопок представлял собой пологую, хорошо задернованную насыпь неправильной формы, вытянутую по линии запад-восток. Основная часть насыпи была округлой, с западной стороны к ней как бы примыкало еще одно сооружение. Изначально предполагалось, что это два «слившихся» кургана, но разделить их не представлялось возможным. Поверхность кургана была неровной, хорошо читались небольшие углубления, в юго-восточной части прослежена современная яма правильной квадратной формы, размером 1,6 x 1,5 x 0,4 м. Общая площадь заложенного раскопа составила 388,5 м².

В процессе работ было выявлено, что курган действительно включает в себя два разновременных погребальных сооружения: ирменской и андро-новской культур. Причем ирменский курган перекрывает большую часть андроновского. По всей площади раскопа зафиксирован массовый материал в виде фрагментов керамики, камней, костей животных. В разных квадратах зачищены 10 скоплений костей животных (жертвенных комплексов), скопление фрагментов керамики, 4 объекта, скопление жженых костей, 6 погребений, а также зафиксировано 73 индивидуальные находки. Основную часть находок, обнаруженных в насыпи кургана, составляют ножевидные пластины и каменные скребки, есть несколько точильных камней, каменный наконечник стрелы и тигель.

Погребение № 1. Трупосожжение (?) – скопление мелких кальцинированных костей в насыпи кургана. Находок не обнаружено.

Погребения №№ 2-6 относятся к ирменской культуре.

Погребение № 2. Располагалось на уровне погребенной почвы. Ориентировано головой на ЮЗ. Погребенный лежал на правом боку с подогнутыми ногами. От костяка сохранились в анатомическом порядке часть черепа с фрагментом нижней челюсти, фрагменты костей ног, часть тазовых костей. Под черепом обнаружен фрагмент бронзовой пластины. В 0,9 м и 1,9 м к востоку от костяка находились 2 сосуда, один из которых раздавлен и растащен грызуном.

Погребение № 3. Располагалось на уровне погребенной почвы. Ориентировано по линии ЮЗ – СВ. Погребенный – ребенок, лежал под наклоном (голова выше ног), с подогнутыми ногами, предположительно, в деревянной раме, от которой зафиксированы фрагменты северной стенки. От костяка сохранились фрагменты черепной коробки, скульные дуги, фрагменты верхней и нижней челюсти. Около черепа найдены бронзовая гвоздевидная подвеска и спиралевидная серьга. В юго-западной части погребения, в 0,10 м от черепа, находился сосуд.

Погребение № 4. Располагалось на уровне материка. Ориентировано по линии ЮЗ – СВ. Погребенный - младенец лежал в скорченном положении на правом боку. Руки сложены перед грудью. На фаланге правой руки было надето бронзовое кольцо из проволоки. У черепа, со стороны лица, стоял керамический сосуд.

Погребение № 5. Располагалось на уровне материка. Ориентировано по линии ЮЗ – СВ. Ребенок. Через погребение проходит нора грызуна. Кости лежат кучей. Череп раздавлен, отдельные его части находятся в разных местах. Сверху, на костях, стоял сосудик, наклоненный (почти положен набок) к ним.

Погребение № 6. На погребенной почве, на разных уровнях, в 0,03 – 0,05 м выше материка. Через него проходит нора и ход грызуна. От погребенного сохранились кости черепа, фрагменты костей рук, несколько зубов (2 коренных – молочные). Ориентировано по линии С-Ю. В 0,4 м к северу от черепа стоял сосудик, рядом с ним – бронзовая пуговица.

В центральной части насыпи зачищено погребение № 7 – андроновс-кой культуры. Ориентировано по линии СВ-ЮЗ. Могильная яма размерами 3,0 x 2,4 x 1,8 м, в нее поставлен одновенцовый сруб. Могила ограблена. От деревянного поперечного перекрытия сохранилась небольшая часть полубревен с корой, расположенная по периметру могилы. Несколько бревен могильной конструкции обнаружены в насыпи. Большая часть костей скелета взрослого человека (мужчина?) сдвинута в одну кучу, на некоторых из них фиксируются окислы меди, но изделий нет. В могиле обнаружены лишь фрагменты от 3-х сосудов. Дно могильной ямы покрыто красной охрой.

Особый интерес представляет скопление костей животных № 8-9 (жертвенный комплекс). Комплекс сооружен на склоне с западной стороны кургана. Его противоположные концы оформлены в виде углублений.

В северной части – яма округлой формы, диаметром 1,07, стенки отвесные. В нее помещены череп лошади с нижней челюстью, с левой стороны над глазницей череп пробит (размеры отверстия 6,5 x 5 см, края рваные). Удар нанесен тупым предметом сверху вниз. Вдоль черепа лежат голень и берцовая кость лошади, зафиксированы также бабки, крупные позвонки, ребра и зубы. Углубление в южной части имеет восточную и части северной и южной стенок. Размеры ямы: 1,3 х 1,6 м. В скопление входят отдельно лежащий череп медведя, три ребра и зубы хищника. Череп и нижняя челюсть медведя располагаются в анатомическом порядке. Левая височная кость медведя пробита над глазницей тупым предметом. В пасти медведя найдены три бронзовых бусины-пронизки.

Отдельной группой в южной части углубления лежат череп, кости ног, лопатки лошади, под ними располагались кости лошадей, череп и кости коровы, кости черепа овцы (козы), череп и кости бобра (резцы отсутствовали), барсука, зайца и птицы (определения сделаны к.б.н. С.К. Васильевым). Отдельные кости животных лежали в анатомическом порядке. Череп и бедренные кости лошади пробиты. Отверстия неправильной овальной формы, края рваные. Размеры отверстий: до 8,0 х 2,0 см.

Полученные материалы позволяют сделать вывод, что ирменский курган был сооружен на объекте андроновской культуры. Есть основания предполагать, что ограбление последнего было произведено именно в ир-менское время. Раскопки объекта не по кругу, а большим раскопом позволили выявить достаточно сложный погребальный обряд как для ирменс-кой, так и андроновской культур. Жертвенный комплекс № 8-9 мы склонны датировать андроновской эпохой. Сведения о жертвенных комплексах с фиксацией в них костей и черепов коров, овец (коз) и лошадей известны в литературе [Потемкина, 1985, табл. 24; Сальников, 1982, с. 51 – 71]. А.В. Матвеев отмечал для Хрипуновского могильника находки останков овцы с щелевидным отверстием в лобных костях черепа, «которое можно рассматривать как след удара орудием типа топора или кельта» [Матвеев, 1992, с. 24, рис. 57,6]. А также череп лошади, проломленный в области лба и «находившиеся в анатомическом порядке дистальные части всех его конечностей, которые также были пробиты острым округлым в сечении орудием» [Матвеев, 1992, с. 210, 211]. Наблюдения, сделанные в процессе раскопок могильника Заречное-1, позволяют составить представления об определенных действиях и с дикими животными, в нашем случае – с медвежьим черепом, что зафиксировано впервые.

Получены свидетельства о насыпке курганов в ирменское время почвой, взятой на поселении. В данном случае находки скребков из «рабочего» материала, известного по скребкам на поселении Линево-1 [Нохрина, Мыльникова, 2006], которое относится к переходному времени от бронзы к железу, могут маркировать и время сооружения кургана ирменской культуры. При этом обряд погребения оставался чисто ирменским. Подобная ситуация зафиксирована также на городище Чича-1 [Молодин и др., 2001; 2004].

Статья