Исследования на могильнике Усть-Зелинда-2 в 2012 году

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521914

IDR: 14521914

Текст статьи Исследования на могильнике Усть-Зелинда-2 в 2012 году

Памятник находится в Усть-Илимском районе Иркутской области, на второй надпойменной террасе, на правом берегу приустьевого участка р. Зелинды (правый приток р. Ангары). Объект выявлен в 1998 г. и исследован Е.О. Роговским в рамках разведок 2007 и 2011 гг Им были дифференцированы культурные слои эпохи неолита, средневековья и обнаружены следы могильника. Работы в 2012 г. проводились на площади 505 м2.

В статье представлена предварительная информация по 25 погребальным комплексам, исследованным в 2012 г. На данный момент захоронения отнесены нами к двум периодам – раннему неолиту (5 погр.) и железному веку (20 погр.). Среди последних выделены 4 группы захоронений, две из которых относятся к эпохе раннего железа.

Неолитические погребения располагались цепочкой вдоль края террасы р. Ангары (по линии север – юг) в северо-западной части памятника. Над могилами были сооружены насыпи из крупных камней. Заполнение тоже содержало крупные валуны. Глубина могил достигает 0,7 м. Погребенные уложены вытянуто, на спину, головой на юг (т.е. вверх по течению р. Ангары), обильно посыпаны «охрой»*. Подвески из зубов марала** и шлифованные ножи с ретушированным обушком встречаются почти во всех комплексах (рис. 2, 1–4 ).

Отметим набор предметов из захоронения № 6. На бедренных и тазовых костях взрослого человека обнаружены in situ подвески из зубов марала (46 шт.) (рис. 1, 1 ; 2, 4 ). Они образовывали вертикальные и горизонтальные ряды, вероятно, являлись украшением одежды («передник»). Шлифованный нож лежал под тазовыми костями (рис. 2, 3 ).

Погребение ребенка 8-9 лет (№ 22) отличалось обилием сопроводительного инвентаря: развал целого керамического сосуда с текстильными отпечатками, костяной вкладышевый кинжал, костяная проколка и трубчатая кость с насечками, роговое тесло, 29 подвесок из зубов марала, 17 каменных наконечников, 2 вкладыша, шлифованное тесло и др. Под черепом найден практически целый скелет соболя.

Черты погребальной практики и инвентарь захоронений находят аналогии в материалах китойской культуры эпохи раннего неолита южного Приангарья и южного Прибайкалья. По серийному радиоуглеродному датированию их возраст определяется в пределах 7–6 тыс. лет (некалибр.) [Базалийский, 2012, с. 96] или в рамках VI–V тыс. до н.э . (кал и бр.).

Некрополь эпохи раннего железа (10 могил) располагался вдоль исследованной береговой части памятника. Представлены две разновидности погребальной практики: 1) трупоположение в яме (группа 1 – 4 погр.); 2) помещение кремированных останков в небольшое углубление (группа 2 - 6 погр.). Для них характерны бронзовые трехлопастные безче-решковые наконечники и бляхи (рис. 2, 6 - 8 ). Погребения группы 2 прослеживались вдоль всего ангарского края террасы, а могилы группы 1 – в глубине террасы.

Погребения группы 1 ориентированы перпендикулярно руслу р. Ангары. Они представляют собой индивидуальные захоронения в неглубоких могилах (рис. 1, А, Б ). Погребенные уложены вытянуто на спину, головой к реке (т.е. на запад или юго-запад). Иногда кости частично обуглены (до черного цвета). Заполнение могилы черное, сажистое, содержит камни. В двух случаях в верхних горизонтах заполнения (на уровне древней поверхности?) обнаружены вертикально стоящие предметы – каменный пест и бронзовый наконечник стрелы.

Могильные ямы группы 2 обычно имеют овальный или округлый верхний контур, размеры от 0,3 до 0,5-0,6 м и глубину 0,1-0,2 м. Кремирование останков происходило вне могилы. Кости сильно обожжены (до белого цвета). Следы термического воздействия прослеживаются на всех костяных предметах и на некоторых бронзовых изделиях.

Инвентарь погребений группы 1 представлен каменными и костяными наконечниками, костяными обоймами для наконечников, бронзовым наконечником, бронзовой четырехлепестковой бляхой. Среди инвентаря группы 2 наиболее распространены бляхи бабочковидной формы и трехлопастные безчерешковые наконечники (рис. 2, 6 8 ). В отдельных комплексах присутствовали бронзовые пуговицы, серьги и бусины. Костяные изделия включают черешковые наконечники (рис. 2, 5 ), концевые накладки на лук. Предметы из камня представлены наконечниками. В погребении, наиболее насыщенном бронзовыми предметами, обнаружена железная пластина.

Описанные бронзовые изделия были распространены на широкой территории в середине - второй половине I тыс. до н.э. Так, бабочковидные бляхи, выполненные из разных материалов, встречаются в коллекциях памятников юга Западной Сибири и Приангарья [Шульга и др., 2009, с. 162–163; Мандрыка, 2008а, с. 121; Харинский, 2004, с. 140; Славинский и др., 2012].

В Северном Приангарье памятники I тыс. до н.э. связывают с цэпань-ской культурой [Привалихин, 1993,2011], для которой характерно помеще-

Рис. 1. Погребения эпохи неолита ( А ) и раннего железного века ( Б ) группы 1. Могильник Усть-Зелинда-2.

1 – подвески из зубов; 2 – каменные наконечники;

3 – роговая обойма для наконечников; 4 – фрагмент керамики.

ние умершего вытянуто на спину, головой на юг, а также частичный обжиг останков в яме. Над могилой находилось вытянутое разреженное скопление валунов. Комплексы, аналогичные группе 2, встречаются в регионе редко, а вот на могильнике Усть-Зелинда-2 их много.

В целом, по совокупности следов погребальной практики и представленным категориям инвентаря, группы 1 и 2 близки цэпаньской культуре.

Группа 3 эпохи железа представлена рассеянными скоплениями кремированных человеческих останков на уровне деревней поверхности

Рис. 2. Предметы из погребений. Могильник Усть-Зелинда-2. 1 4 – эпоха неолита; 5 8 – эпоха раннего железа (гр. 2); 9 – группа 3; 10 – бляха ( 1 3 – камень; 4, 5 – кость; 6 8, 9 – железо; 10 – бронза).

(6 погр.). Они представляют собой открытые комплексы, где сочетание артефактов внутри скоплений может быть случайным. Здесь зафиксированы фрагменты керамических сосудов с «обмазочными» валиками, железные наконечники, бляхи и конусовидные трубки (рис. 2, 9 ), бронзовые обоймы, бусины, пластины и колоколовидная подвеска. Многочисленны фрагменты обожженных костяных наконечников. Среди кальцинированных костей отмечены компактные скопления мелкого гравия. Мы склонны связывать с комплексами группы 3 две бронзовые бляхи в виде «стилизованных изображений птиц, помещенных симметрично спиной друг к другу» (рис. 2, 10 ). Они найдены вне условных границ комплексов, но в непосредственной близости от них, в единых планиграфических и стратиграфических условиях. Аналогичные находки из Айдашинской пещеры и Северного Приангарья отнесены к изделиям кулайского облика [Молодин и др., 1980, с. 148, табл. IV, 4 7; Леонтьев, Дроздов, 1996]. Керамика с «обмазочными» валиками имеет довольно широкую хронологию. По мнению П.В. Ман-дрыки, «сосуды, украшенные тонкими обмазочными валиками (тип 7)… были широко распространены в таежных районах Сибири с середины I тыс. до н.э. до начала II тыс. н.э». [2008б, с. 74]. Таки м о бразом , хронология этой посуды пока детально не разработана и не является «узким» хронологическим индикатором.

На данном этапе анализа наборы предметов из рассматриваемых комплексов выглядят разнородно, поэтому данная группа объединена весьма условно.

Группу 4 эпохи железа образуют погребения с трупоположением в яме, локализованные в северо-западной части памятника (4 погр.). Они расположены рядом с могилами эпохи раннего железного века (гр. 1 и 2), однако имеют другую ориентацию – головой на юг, т.е. вверх по течению р. Ангары. Следы ритуальной практики разнообразны: индивидуальное и парное помещение умерших, «вторичные» захоронения (в т.ч. погребения без черепа, захоронение фрагментов двух черепов). Иногда на костях фиксируется та же степень термического воздействия, что и в комплексах группы 1. В отличие от погребений группы 1, могилы группы 4 образуют ряды. В одном случае это – пара погребений, в другом – две могилы и яма между ними, имеющая сходные параметры (кенотаф?). На наш взгляд, группа 4 имеет более позднее хронологическое положение на памятнике относительно групп 1–3. Об этом свидетельствуют лучшая сохранность костей и факт обнаружения в заполнении предметов, характерных для группы 3 (гравий, железные наконечники и фрагменты кальцинированных костей). Как правило, набор собственного инвентаря погребений небогат: единичные костяные и железные наконечники, каменный пест. Бронзовые изделия, однозначно связанные с данной группой, не найдены.

В результате первого года стационарных исследований стало очевидным, что памятник Усть-Зелинда-2 является не только разновременной стоянкой, но и одним из немногочисленных крупных разновременных могильников Северного Приангарья.

Статья