Исследования палеолитических объектов Шиликтинской котловины в 2018 году

Автор: Анойкин А.А., Таймагамбетов Ж.К., Козликин М.Б., Ульянов В.А., Марковский Г.И., Гладышев С.А., Павленок Г.Д., Чеха А.М., Шалагина А.В., Шуньков М.В.

Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas

Рубрика: Археология каменного века палеоэкология

Статья в выпуске: т.XXIV, 2018 года.

Бесплатный доступ

В 2018 г. Российско-Казахстанская археологическая экспедиция продолжила совместные исследования в Шиликтинской котловине на территории Восточно-Казахстанской обл. На стоянке Ушбулак помимо работ на основном участке раскопа был заложен разведочный шурф для уточнения границ памятника. Разведочные работы подтвердили наличие на новом участке массового археологического материала, близкого по своим техникотипологическим показателям с комплексом начального этапа верхнего палеолита из раскопа 2. В 15 км севернее стоянки Ушбулак обнаружено новое местонахождение подъемного материала ранней стадии и заключительного этапа верхнего палеолита.

Еще

Восточный казахстан, ушбулак, стратиграфия, верхний палеолит, каменная индустрия

Короткий адрес: https://sciup.org/145144958

IDR: 145144958   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2018.24.013-017

Текст научной статьи Исследования палеолитических объектов Шиликтинской котловины в 2018 году

В полевом сезоне 2018 г. были продолжены совместные исследования Российско-Казахстанской археологической экспедиции в Шиликтинской котловине на территории Восточно-Казахстанской обл. Республики Казахстан. Основным объектом исследований являлась многослойная палеолитическая стоянка Ушбулак, где работы велись на площади раскопов 1 и 2, а также в разведочном шурфе 5, заложенном в 2017 г. у подножия левого борта ручья Восточный на расстоянии 15 м ниже по течению от раскопа 2 [Деревянко и др., 2017]. Разведочные работы на этом участке стоянки были продолжены для уточнения границ распространения археологического материала, степени его концентрации, сопоставления стратиграфической ситуации на разных участках стоянки и выявления возможных отличий от комплекса находок из раскопа 2.

Рис. 1. Каменные артефакты из шурфа 5 на стоянке Ушбулак (художник Н.В. Абдульманова).

1, 6 – нуклеусы; 2 – пластина «с перехватом»; 3, 5 – резцы; 4 – тронкированная пластина; 7 – скребок; 8 – острие.

В ходе раскопочных работ площадь шурфа была расширена до 2 м2, максимальная мощность вскрытых отложений у юго-восточной, основной для стратиграфического описания стенки состави-14

ла 2,2 м. Шурф пройден до отметки 0,8 м ниже современного уровня воды в ручье. В результате рас-копочных работ вскрыт разрез, в котором выделено пять основных стратиграфических подразделений.

Слой 1. Горизонт современного дерна. Мощность – 0,03–0,11 м.

Слой 2. Суглинок легкий, светло-серый с охристыми пятнами вторичного ожелезнения. Во включениях отмечено значительное количество дресвы и песка из разрушившихся гранитов. В кровле и подошве слоя имеются зоны охристого прокрашивания. Верхняя и средняя части слоя вовлечены в склоновое смещение и могут включать в себя вышележащие отложения, близкие по составу слоям 4 и 5 в раскопе 2. Нижняя часть слоя представлена суглинком легким, алевритистым, серого цвета с коричневым оттенком. Структура массивная, пелитоморфная, текстура – слоистая. Отмечены разрозненные линзы серой одресвяненной супеси и гнездовидные скопления дресвы. В целом отложения этого слоя по своим характеристикам наиболее близки слою 5.2 в раскопе 2 [Анойкин и др., 2017]. Мощность – 0,8–0,9 м.

Слой 3. Верхняя часть слоя представлена преимущественно супесью средней, обильно одресвя-ненной, с плохо выраженной линзовидно-слоистой текстурой, обусловленной чередованием прослоев с различным содержанием дресвяно-песчаного материала. Нижняя часть слоя имеет более тонкий механический со став и представлена суглинком средним, алевритистым, с четко ограниченными прослоями темного гумусированного суглинка, характерными для слоя 6 в раскопе 2. В подошве слоя отмечен горизонт предельно сапролитизированных гранитоидов. Отложения этого слоя являются, скорее всего, аналогом слоев 6.4–6.8 в раскопе 2. Мощность – 0,7–0,8 м.

Слой 4. Дресвяно-песчаная пачка с обильным включением щебнистого материала и прослоями желто-коричневого тяжелого алевритисто-го суглинка. В нижней части слоя вскрыты пески крупнозернистые, серого цвета, хорошо отмытые, несцементированные с четко выраженным горизонтом Fe-Mn цементации, который подстилается песками крупнозернистыми, красно-охристого цвета, умеренно обогащенными мелким щебнем. Эти отложения являются, вероятно, аналогом слоя 7 в раскопе 2. Мощность – 0,3 м.

Слой 5. Суглинок тяжелый, плотный, алеврити-стый. Вскрытая мощность – 0,1 м.

Всего на площади шурфа 5 обнаружено 1616 каменных артефактов: нуклевидные формы – 5 экз., изделия с вторичной обработкой – 45 экз., пластины – 513 экз., отщепы – 880 экз., чешуйки – 103 экз., обломки, осколки – 70 экз.

Археологический материал зафиксирован по всей толще отложений, вместе с тем максимальная его концентрация приурочена к средней части и к подошве слоя 3, где обнаружено 1322 артефакта.

Коллекции из слоев 2 и 4 насчитывают 206 и 88 экз. соответственно. Хотя индустрии из слоев 2–4 связаны с разными литологическими подразделениями, они по своим основным технико-типологическим характеристикам представляют единый культурнохронологический комплекс.

В верхней части слоя 2 найдены два ядрища в начальной стадии утилизации – одноплощадочный монофронтальный нуклеус для пластин и двухплощадочный монофронтальный со встречным скалыванием, также с негативами пластинчатых снятий. В средней части слоя 3 обнаружено два ядрища встречного параллельного скалывания со смещенными относительно друг друга ударными площадками (рис. 1, 1, 6 ), морфологически близких к самой многочисленной категории нуклеусов из раскопа 2 [Там же]. На границе слоев 3 и 4 найден одноплощадочный монофронтальный подпризматический циркумфронтальный нуклеус. На всех ядрищах негативы снятий свидетельствуют о целенаправленном получении удлиненных сколов.

В составе типологически выраженных изделий выделены семь концевых скребков (рис. 1, 7 ), три тронкированные пластины (рис. 1, 4 ), два двойных угловых резца (рис. 1, 3, 5 ), пластина «с перехватом» (рис. 1, 2 ), асимметричное острие с обработкой в проксимальной части (рис. 1, 8 ). Дополняют орудийный набор 12 пластин и 12 отщепов с ретушью.

Следует отметить, что сохранность артефактов из слоя 4, представленных в основном мелкими сколами и их фрагментами, отличается от остальных находок из шурфа 5. На поверхности многих предметов отмечены следы разноразмерной эпизодической краевой ретуши и легкой окатанности, что свидетельствует, вероятно, об их перемещении по площади стоянки. В целом находки из шурфа 5 по своим технико-типологическим показателям аналогичны материалам начальной стадии верхнего палеолита из раскопа 2.

В северо-восточной части Шиликтинской котловины, в 15 км севернее стоянки Ушбулак, в устье р. Капитан, левого притока р. Уйдене обнаружено новое местонахождение палеолитических материалов (рис. 2, А ). Находки залегали в русловом галечнике, а также на склоне террасовидного уступа, при впадении в р. Капитан безымянного ручья.

Находки из русла реки включают одноплощадочный монофронтальный параллельный нуклеус, обломок нуклевидного изделия, три крупных отще-па с эпизодической ретушью и две крупные пластины с ретушью (рис. 2, Б, 3, 4 ). Все изделия окатаны. Судя по крупным пластинам, эти находки могут относиться к ранней стадии верхнего палеолита.

На склоне террасовидного уступа найдены два нуклеуса, четыре отщепа и два орудия. Один

Рис. 2. Карта-схема расположения палеолитических объектов в Шиликтинской котловине ( А ) и каменные артефакты с местонахождения Капитан ( Б ) (художник Н.В. Абдульманова).

1 – нуклеус; 2 – скребок; 3, 4 – пластины с ретушью.

из нуклеусов подпризматический, с расщеплением на ¾ периметра. Ударная площадка гладкая, фронт покрыт негативами мелких сколов, снятых в основном с заломами. Второй нуклеус представлен клиновидной формой с торцовым скалыванием микропластин (рис. 2, Б, 1 ). Среди орудий выделены концевой скребок и долотовидное изделие. Округлое лезвие скребка на дистальном крае пластины и один из ее продольных краев оформлены дорсальной крутой параллельной многорядной ретушью 16

(рис. 2, Б, 2 ). Долотовидное орудие на массивном коротком отщепе несет следы двусторонней подтески на одном из продольных краев и интенсивной забитости на противоположном крае.

Находки со склона не окатаны, покрыты легкой патиной, с участками карбонатной корки; изготовлены из качественного однородного сырья зеленоватого, темно-серого или черного цвета, гальки которого не обнаружены в современном русле. Находка клиновидного нуклеуса для микропластин свидетельствует, скорее всего, о позднепалеолитическом возрасте этих материалов.

Таким образом, разведочные работы в Ши-ликтинской котловине подтвердили перспективность поиска палеолитических местонахождений в устьях долин небольших водотоков, выходящих из горного обрамления хребтов Манырак, Саур и Тарбагатай.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 14-50-00036).

Список литературы Исследования палеолитических объектов Шиликтинской котловины в 2018 году

  • Анойкин А.А., Таймагамбетов Ж.К., Ульянов В.А., Харевич В.М., Шалагина А.В., Павленок Г.Д., Марковский Г.И., Гладышев С.А., Чеха А.М., Искаков Г. Т., Васильев С.К. Исследование индустрий начальных этапов верхнего палеолита на стоянке Ушбулак-1 (Восточный Казахстан) в 2017 году//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2017. -Т. XXIII. -С. 19-26.
  • Деревянко А.П., Шуньков М.В., Анойкин А. А., Таймагамбетов Ж.К., Ульянов В.А., Харевич В.М., Козликин М.Б., Марковский Г.И., Шалагина А.В., Павленок Г. Д., Гладышев С. А., Чеха А.М., Искаков Г. Т. Археологические работы в Шиликтинской долине на востоке Казахстана в 2017 году//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2017. -Т. XXIII. -С. 93-98.
Статья научная