Исследования памятников афанасьевской культуры на озере Итколь (Республика Хакасия)

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521552

IDR: 14521552

Текст статьи Исследования памятников афанасьевской культуры на озере Итколь (Республика Хакасия)

Могильник Итколь ІІ насчитывает 43 разновременных объекта. Его “ядро” составляют курганы афанасьевской и окуневской культур. Более поздние сооружения карасукской и тагарской культур расположены по периферии.

Исследованные афанасьевские курганы различаются между собой по всем основным признакам погребального обряда, включая диаметр надмогильных конструкций – от 3,5 м до 8,5 9 м. Наибольшие отличия связаны с конструкциями оград и перекрытий могил, а также с особенностями размещения тела погребенного. Ориентация погребенных в рамках западного сектора варьирует широко (ЮЗ; СЗ; З). Самая небольшая ограда (курган 43) сооружена из вертикально поставленных плит. Два других объекта более сложные по конструкции. Курган 27 представлял кольцо из вертикальных плит диаметром 7,2 м. Внутри него выкладка из плит в один слой диаметром 6,2 м. Между выкладкой и оградой оставался “коридор” шириной 0,5 м. Курган 23 представлял кольцо-ограду из каменных блоков диаметром около 8,5 9 м. Она представляла собой стенку, которая была сложена из каменных блоков и имела ширину около 0,7 м. Внешний и внутренний края этой стенки складывались из более крупных камней, выравнивание производилось только по внешней стороне. Центральная часть стенки закладывалась более мелким камнем.

Выявленные различия в конструкциях надмогильных сооружений, расположенных в пределах одного кладбища, видимо, связаны с традициями, существовавшими у населения, оставившего эти ограды. Они имеют аналогии на других памятниках и не только на Енисее. Например, ограды из вертикально поставленных плит составляют большинство в Горном Алтае. Выравнивание ограды по внешнему краю отмечено при сооружении оград-стенок на многих памятниках Енисея [Иванова, 1968; Вадецкая, 1981; Bokovenko, Mitjaev, 2000 и др.]. Совмещение на одном объекте оград ы из вертикально поставленных плит и кольца из каменных блоков заслуживает особого внимания. Если не учитывать некоторые особенности сооружения внутреннего кольца, то можно найти немало аналогий, когда афанасьевские объекты помимо внешнего кольца имели и внутреннее, например, в Горном Алтае и Монголии [Ларин, 2005; Новгородова, 1989 и др.]. Различия в погребальном обряде одного могильника отмечены не только в отношении Итколь ІІ, но и на многих других афанасьевских памятниках. Они могут быть связаны с отличиями этнографического, социального или хронологического порядка.

Для могильника Итколь ІІ получена пока одна радиоуглеродн а я дата, которая была сделана на основе остатков деревянного перекрытия могилы 1 кургана 27 (Ле-8517 – 4170±30). После калибровки в программе Ox - Cal 5.0.2 был получен хрон о лог и ческий отрезок (с двойной сигмой 95,4% вероятности) соответствующий 2882-2635 гг. до н.э. Этот результат хорошо согласуется с основной массой радиоуглеродных дат полученных, для памятников Среднего Енисея и Горного Алтая [Svyatko, Mallor y , Murphy, Polyakov, Reimer, Schulting, 2009; Святко, Поляков, 2009].

Исследование поселения Итколь ІІІ представляло интерес по двум причинам. Во-первых, на Енисее почти не проводилось раскопок афанасьевских поселений. Во-вторых, оно находится рядом с могильником, на котором проводятся исследования. Зафиксирован культурный слой, мощностью около 15 см, содержащий материалы афанасьевской и окуневской культур. Здесь же встречаются фрагменты керамики более поздних эпох. К сожалению, в рамках самого культурного слоя разделить афанасьевские и окуневские материалы не удается. Можно только отметить, что афанасьевская керамика чаще встречается в нижней его части. Подобная картина характерна для поселений данного периода. С материалами афанасьевского времени связаны очаги в виде колец сложенных из среднего размера камней, которые имеют аналогии как на Среднем Енисее (Тепсей Х), так и в Горном Алтае на поселениях Балыктыюль, Узнезя-1, Малый Дуган, Кара-Тенеш [Грязнов, Комарова, 1980; Абдулганеев, Кирюшин, Кадиков, 1980; Степанова, 1990; 1994; .Погожева, Рыкун, Степанова, Тур, 2006].

Афанасьевские материалы представлены фрагментами керамики от нескольких десятков сосудов (рис. 1). Они отличаются от сосудов из погребений могильника Итколь ІІ по форме, профилям венчиков, орнамен ту и таким элементам, как жемчужины-шишечки (рис. 1 5). Преобладает 378

Рис. 1. Керамика афанасьевской культуры с поселения Итколь ІІІ.

орнамент в виде вертикального зигзага, полученного оттисками гладкого штампа. Зубчатым штампом выполнено шагание с прокатыванием (качалка). Орнамент, как правило, покрывает все тулово сосуда. Орнаментация в виде жумчужин-шишечек по шейке венчика редко встречается на афанасьевских сосудах, но имеет аналогии на афанасьевских сосудах с поселения Узнезя-1 в Горном Алтае. Имеет аналогии на поселениях Горного Алтая и другой способ орнаментации, выполненный протаскиванием незубчатого инструмента. Таким способом орнаментирована большая часть сосудов.

Аналогии в орнаментации керамики с поселений Енисея и Горного Алтая, прослеживаются не только в способах нанесения орнамента, но и индивидуальном сходстве орнаментиров. Зубчатые инструменты, использованные для орнаментации сосудов с поселения Итколь ІІІ, имеют существенные различия между собой в размерах зубцов, их форме, ширине и длине рабочего края в целом, но имеют удивительное, близкое к идентичности сходство с инструментами, которые использовали афанасьевские гончары Горного Алтая. Подобное сходство не может быть случайным. Орнаменти-ры периодически изготавливались новые, т.к. даже самые прочные инструменты изнашивались или терялись. О том, что зубцы изнашивались, имеются многочисленные свидетельства на керамике, нередко бывает сложно установить нанесен ли орнамент инструментом с зубчатым рабочим краем или гладким, такова степень их сработанности. Традиции в изготовлении орнаментиров не могли сохраняться в неизменном виде в течение нескольких столетий, т.к. при изготовлении новых инструментов со временем неизбежно накапливались изменения, и орнаментиры, при отсутствии контактов населения, не могли иметь сходство близкое к идентичности.

Проведены предварительные исследования технологии изготовления керамики афанасьевской и окуневской культур с поселения Итколь ІІІ. Между афанасьевской и окуневской керамикой наблюдаются существенные отличия как в орнаментации (способы нанесения, инструменты), так и в отборе исходного сырья, подготовке формовочных масс. Например, для окуневских сосудов поселения Итколь ІІІ характерно добавление в формовочные массы только дресвы в концентрации 1:1 2, а во многих афанасьевских сосудах (как с поселения, так и с могильника) отмечено добавление шамота. Традиция добавлять шамот и угасание этой традиции у афанась-евцев зафиксирована и в Горном Алтае [Степанова, 2005; 2007]. Сходство в навыках изготовления керамики, способах орнаментации, идентичности инструментов для нанесения орнамента позволяет говорить об одновременности проникновения афанасьевцев в Горный Алтай и на Енисей или же о контактах населения. Большинство различий между памятниками двух регионов может быть связано как с различиями исторических судеб населения, так и с тем, что изначально были этнографические различия между группами населения афанасьевской культуры. Дальнейшие исследования помогут ответить на ряд поставленных вопросов. Раскопки на северном берегу озера Итколь позволяют заметно обогатить наши представления об особенностях развития афанасьевской культуры на Среднем Енисее.

Статья