Исследования памятников эпохи палеометалла на острове Сахалин в 2013 году

Автор: Василевский А.А., Грищенко В.А., Пашенцев П.А., Можаев А.В., Перегудов А.С.

Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas

Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья

Статья в выпуске: XIX, 2013 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521956

IDR: 14521956

Текст статьи Исследования памятников эпохи палеометалла на острове Сахалин в 2013 году

В июле-августе 2013 г. отряд археологической экспедиции Сахалинской лаборатории археологии и этнографии ИАЭТ СО РАН и СахГУ производил охранные археологические раскопки поселений Озерный-7 и -8 на косе залива Пильтун – крупнейшей морской лагуны северо-восточного побережья о-ва Сахалин. Ландшафт косы полого равнинный. Растительность представлена кедровым стлаником, ягелем и ягодниками. Дюны, формирующие рельеф пересыпи между заливом и Охотским морем, невысокие – 3–5 м, редко до 9 м над уровнем залива. Коса представляет собой морской аккумулятивный барьер, а отчленяемый ею залив – сопряжённую лагуну, образовавшуюся на месте подтопленных низовьев рек. На косе широко развит эоловый перенос, который привёл, к образованию аккумулятивных и абразионных форм рельефа (дюн и участков ветровой эрозии).

В 1978–2013 гг. здесь выявлено более 40 археологических объектов, в т.ч. многослойные поселения с десятками жилищ, временные стоянки, отдельные находки. В результате раскопок стоянки Одопту-2 [Голубев, Лавров, 1988] и поселения Лебединый-1 [Василевский, Грищенко и др., 2010] определены этапы заселения косы: ранний и поздний неолит, па-леометалл, средневековье, Новое время.

В ходе разведочных работ 2002–2013 гг. установлено: на ряде участков (в т.ч. в местах скопления подъемного материала) дюнных стоянок Озер-ный-7 и -8 сохранился культурный слой, перекрытый эоловыми отложениями (мощность до 2,5 м). В целях сохранения объектов археологического наследия перед активной фазой строительства объектов нефтегазовой промышленности, археологи и заказчики при поддержке Министерства культуры Сахалинской области приняли решение о проведении спасательных раскопок. Были заложены 3 раскопа: № 1 – на поселении Озерный-7; № 1 и 2 – на поселении Озерный-8.

В раскопе 1 (площадь 400 м2) на Озерном-7 под слоем эоловых отложений выявлено погребенное жилище-полуземлянка прямоугольной формы (размеры 10×9 м), ориентированная по оси восток-запад (рис. 1, 2 ). Найдены остатки полуподземного коридора-лаза (длина 6 м, ширина

Рис. 1. Керамика ( 1 ) и план жилищной западины ( 2 ) раскопа 1 (2013 г.) поселения Озерный-7.

до 1,5 м), формировавшего выход из жилища на восток. В прошлом кровлю коридора покрывали шкуры, корьё или береста (ее фрагмент обнаружен в восточной части). Подобная конструкция позволяла снизить потери тепла в условиях суровой северной зимы. Артефакты, формирующие вещественный комплекс раскопа 1, представлены изделиями из камня (в т.ч. янтаря) и железа, керамикой (рис. 1, 1 ). Сосуды имеют пропорции и черты, типичные для набильской культуры I тыс. до н.э.: острое дно, параболическое тулово, вогнутый венчик, срезанный наискосок, простейший декор из композиций гребенчатого штампа и прочерченного орнамента [Василевский, Грищенко, 2012]. Особо значимы находки in situ корродированных изделий из железа. Они обосновывают отнесение набиль-ской археологической культуры к эпохе палеометалла. Комплекс янтарных украшений указывает на обменные связи жителей северной и южной части о-ва Сахалин. Ближайшие – стародубское и крильонское – месторождения янтаря находятся в 700 и 800 км на юг от Пильтунской косы.

Поселение Озерный-8 включает 2 пункта скопления археологического материала – южный (Б) и северный (А). В раскопе 1 (пункт Б) на площади 1 047 м2 выявлены 2 западины древних жилищ-полуземлянок, хозяйственные ямы, скопления углей и артефактов (в межжилищном пространстве). Котлован полуподземного жилища 1, вырытый в слое плотного светлокоричневого песка, имел подчетырехугольную форму (8×8×0,8 м). Жилище 2, будучи перекрыто слоем эоловых отложений (мощность более 1 м), внешних признаков на дневной поверхности не имело. По форме оно приближается к неправильному пятиугольнику. В жилищах обнаружена система столбовых ям, позволяющая моделировать конструкцию каркаса. Артефакты, относящиеся к комплексу жилищных западин, представле- ны изделиями из камня (в т.ч. янтаря) и керамикой. Интересна находка каменного ножа на полу жилища 2: изготовленный методом шлифовки, он копирует металлический прототип. Янтарные изделия являют собой типичные для региона украшения – подвески и бусины.

В комплексе жилища 1 представлена характерная для пильтунской археологической культуры Северного Сахалина керамика [Василевский, Грищенко, 2012]: круглодонные сосуды с шаровидным туловом, шейкой без выраженного сужения и отогнутой венечной частью, образующей широкое открытое устье (рис. 2, 2 ).

Среди находок из жилища 2 присутствует остродонная керамика набильской культуры: сосуды закрытых и открытых форм с профилированными или прямыми стенками. В элементах декора фиксируется гребенчатый штамп, прочерченный орнамент, лепной бордюр. Хотя типологически остродонная керамика относится к набильской культуре, ряд элементов (например, декор) сближают керамический комплекс с пильтунской и большебухтинской керамикой. Это позволяет поставить вопрос о взаимовлияниях и межкультурных контактах народов амуросахалинского региона в эпоху палеометалла.

Раскоп 2 заложен на территории памятника Озерный-8 (пункт А), на гребне 4–5-метровой дюны к северу от раскопа 1. В ходе разведочных работ 2013 г. в шурфах выявлен культурный слой, перекрытый эоловыми наносами. Разбор напластований проводился четырьмя слоями.

Слои 1–3 (до 0,8–1,0 м) – покровные отложения и подстилающие их мелкозернистые или пылеватые по структуре пески эолового генезиса. Слой 4 – мелкозернистый песок, прокаленный до розового или бордового цвета. Основание раскопа – плотный, ожелезненный слой коричневого песка.

Основная часть находок концентрировалась в слое 4. Артефакты располагались in situ . Следы жилищных конструкций не выявлены. В слое 4 присутствуют фрагменты костей морских млекопитающих, что может указывать на существование здесь временного лагеря охотников на мор-

Рис. 2. Керамика ( 2 ) и план жилищной западины ( 1 ) раскопа 1 (2013 г.) поселения Озерный-8 (пункт Б).

ского зверя. Выявлено большое количество отщепов, истощенных нуклеусов и отбойников. Есть изделия из местных пород, но обращает на себя внимание присутствие артефактов из янтаря и обсидиана.

В раскопе обнаружены фрагменты керамических изделий. Яркая черта этой керамики – шнуровые оттиски, формирующие сплошной веревочный декор, сочетающийся с проколами, ритмично размещенными под венчиком сосудов. Керамика типологически близка сосудам сахалинских, хоккайдских и курильских локальных культур эпохи палеометалла (типа Южная-2, Предрефлянка, Онкороманай, Кузнецово-1 и др.) и сходна с изученным экспедицией СахГУ комплексом поселения Кашкалебагш-5 (2008 г.), формируя самую северную ойкумену культурных традиций круга постдзёмон .

Обнаруженные в ходе раскопок изделия из обсидиана и янтаря свидетельствуют о широких связях древнего населения северного Сахалина с южными районами острова Сахалин и островом Хоккайдо. Итогом проведённых в 2013 г. на северном Сахалине работ явилось введение в оборот новых источников, отражающих интенсивные культурные связи населения в эпоху палеометалла (I тыс. до н.э.) с материковой и островной частью Дальнего Востока. Важнейшими являются находки in situ изделий из железа, обсидиана и янтаря, а также подтверждение разграничения и частичного смешения комплексов набильской и пильтунской культуры, что отражает широкие связи, отсутствие изоляции и постоянную экономическую и этнокультурную динамику островного населения в эпоху палеометалла.

Статья