Исследования по всеобщей истории на гуманитарном факультете НГУ. Статья 3

Бесплатный доступ

Подводится первый итог деятельности кафедры всеобщей истории гуманитарного факультета Новосибирского национального исследовательского университета на протяжении пятидесятилетнего периода (1962–2012 гг.). В центре внимания исследования членов кафедры, посвященные преимущественно истории и культуре Европы от эпохи Античности до нашего времени. Можно говорить о сохранении сложившихся ранее тенденций научной и педагогической деятельности. Продолжается традиция изучения актуальных и значимых проблем. Члены кафедры принимают активное участие в научных мероприятиях в стране и за рубежом, ряд монографий, выпущенных ими, стал заметным явлением в отечественной научной жизни. Результаты научных исследований нашли отражение в учебных пособиях и содержании читаемых курсов.

Еще

Кафедра всеобщей истории, всеобщая история, европа, античность, средние века, новое время, новейшая история, библия, атеизм, культура, религия

Короткий адрес: https://sciup.org/147218981

IDR: 147218981

Список литературы Исследования по всеобщей истории на гуманитарном факультете НГУ. Статья 3

  • Водичев Е. Г., Лисс Л. Ф., Узбекова Ю. И. Высшая школа в условиях системных трансформаций переходных эпох. Статья 1: Европейские модели//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2012а. Т. 11, вып. 1: История. С. 96-110.
  • Водичев Е. Г., Лисс Л. Ф., Узбекова Ю. И. Высшая школа в условиях системных трансформаций переходных эпох. Статья 2: Российская и американская модели//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2012б. Т. 11, вып 8: История. С. 129-145.
  • Врагов В. Н., Ильин В. Е., Лисс Л. Ф. Основные принципы современного университетского образования. Новосибирск, 1995. Вып. 2: Научные исследования в современной высшей школе. 128 с.
  • Демидчик А. Е. Человек -образ божий на земле. Древнейшее напоминание//Традиции и инновации в культуре. Новосибирск, 1995. С. 3-11.
  • Демидчик А. Е. Наставления Совершенному. «Поучение царю Мерикара» -древнейшее рассуждение о благочестии//Совершенный человек: Теология и философия образа. М., 1997. С. 291-309.
  • Демидчик А. Е. Исцеление Бентреш (пер. и коммент.)//Сказки Древнего Египта. М., 1998б. С. 57-63, 245-256.
  • Демидчик А. Е. «Дал я дорогу своим ногам…». «Рассказ Синухе» -древнейшие воспоминания эмигранта//Чужое: опыты преодоления. Очерки истории культуры Средиземноморья. М., 1999а. С. 237-258.
  • Демидчик А. Е. Несколько замечаний о родстве египтян с божеством//Мероэ. Страны Северо-Восточной Африки и Красноморского бассейна в Древности и Средние века. Проблемы истории, языка и культуры. М., 1999. Вып. 5. С. 54-71.
  • Демидчик А. Е. «Солнечное» имя египетского царя//Древний Египет и христианство (к 2000-летию христианства). Материалы науч. конф. М., 2000. С. 40-43.
  • Демидчик А. Е. Первый золотой век взяточничества//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2002. Т. 1, вып. 2: Востоковедение. С. 12-17.
  • Демидчик А. Е. Безымянная пирамида. Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. СПб: Алетейя, 2005. (Серия: Aegyptiaca; вып. 1). 272 с.
  • Демидчик А. Е. «Воистину, писцы истреблены, и растащили их письмена»//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2006а. Т. 5, вып 4: Востоковедение. С. 3-9.
  • Демидчик А. Е. Смертная казнь в уголовном праве Древнего Египта периода Старого царства//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Право. 2006б. Т. 2, вып. 2. С. 10-14.
  • Демидчик А. Е. Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии: Автореф. дис. … д-ра ист. наук. СПб.: Санкт-петербургский филиал Ин-та востоковедения РАН, 2007. 54 с.
  • Египет Древний//Большая Российская Энциклопедия. М.: «Большая Российская Энциклопедия», 2007. Т. 9: Динамика атмосферы -Железнодорожный узел. С. 600.
  • Зиневич О. В., Лисс Л. Ф. О формировании системы ценностей в студенческом коллективе//Опыт исследования социальных проблем труда, образования и воспитания молодежи Сибири. Новосибирск, 1977. С. 77-94.
  • Кочергин А. Н., Дубнов А. П., Лисс Л. Ф. Партийная работа в вузе. (Некоторые вопросы формирования специалистов в условиях научно-технической революции). М.: Политиздат, 1979. 232 с.
  • Куликов С. П. Тоталитарный режим в Румынии: происхождение и эволюция механизма власти (1948-1989 гг.). Новосибирск, 1992. 72 с.
  • Куликов С. П. «Европейский Вавилон»: проблемы и достижения языковой политики ЕС на современном этапе интеграции//История и теория культуры в вузовском образовании: Межвуз. сб. науч. тр./Под ред. Е. М. Тазиевой, С. П. Куликова. Новосибирск, 2006. Вып. 3. С. 75-84.
  • Куликов С. П. Горячие страсти по «холодной войне: к вопросу об определении понятия «холодная война»//История и теория культуры в вузовском образовании: Межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск, 2008. Вып. 4. С. 82-86
  • Куликов С. П. ОДКБ: наш ответ НАТО или инструмент безопасности СНГ?//Центральная Азия: проблемы сотрудничества и региональной безопасности: Материалы междунар. науч.-практ. конф./Под ред. В. А. Гавриловой, О. В. Зиневич, В. Л. Толстых. Новосибирск, 2011. С. 162-166.
  • Лисс Л. Ф. Методологические аспекты исследования научного и образовательного потенциалов//Социально-экономическое развитие советской Сибири: исторический опыт и современность. Новосибирск, 1984. С. 226-237.
  • Лисс Л. Ф. Научный потенциал: проблемы системного историкосоциологического анализа//Развитие науки в Сибири: методология, историография. источниковедение. Новосибирск, 1986. 40-52.
  • Лисс Л. Ф. Образовательный потенциал: методологические проблемы//Проблемы развития научно-образовательного потенциала. Новосибирск, 1987. С. 91-102.
  • Лисс Л. Ф. Становление и структура социального института науки (историко-социологический подход)//Формы организации науки в Сибири: исторический аспект. Новосибирск, 1988. С. 8-41.
  • Лисс Л. Ф. Высшая школа -долгий путь к комплексности и всеобщности (историко-социологический аспект)//История и социология культуры. Новосибирск, 2000. Вып. 1: История и социология образования. С. 96-135.
  • Лисс Л. Ф. Зарождение и развертывание английского конституционализма: Учеб. пособие. Новосибирск, 2005а. Вып. 2: Документы английского конституционализма эпохи Великой английской революции середины XVII века: Ч. 3. 234 с.
  • Лисс Л. Ф. О некоторых методологических проблемах университетского курса «История Западной цивилизации в Новое время»//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2005б. Т. 4, вып. 1: История. С. 83-92.
  • Лисс Л. Ф. История Западной цивилизации в Новое время: Учеб.-метод. пособие. Новосибирск, 2006а. 170 с.
  • Лисс Л. Ф. Гуманитарное образование в структуре подготовки современных специалистов//История и теория культуры в вузовском образовании. Новосибирск, 2006б. Вып. 3. С. 11-28.
  • Лисс Л. Ф. Высшая школа в переходные эпохи//Высшая школа в системе регионального научно-образовательного потенциала: Сб. науч. ст./Под ред. Е. Г. Водичева. Новосибирск, 2008. С. 142-172.
  • Лисс Л. Ф. Рождение идеи университета нового типа//Общество. Интеллигенция. Репрессии: Сб. науч. ст./Под ред. В. Л. Соскина. Новосибирск, 2009. С. 293-306.
  • Лисс Л. Ф. Эволюция высшей школы как ответ на вызовы времени//Личность. Культура. Общество: Сб. науч. ст./Под ред. Н. Н. Аблажей. Новосибирск, 2010. С. 211-234.
  • Миндолин В. А., Куликов С. П. Новейшая история зарубежных стран. Новосибирск, 2008. 240 с.
  • Мякин Т. Г. Сапфо. Аспекты истории семантических трансформаций. Новосибирск: Б. и., 1999. 178 с.
  • Мякин Т. Г. Сапфо. Язык, мировоззрение, жизнь. СПб.: Алетейя, 2004. 240 с.
  • Мякин Т. Г. Материалы по истории политического строя Митилены в эллинистическую и римскую эпоху (IV-I вв. до н. э.): Пер. с др.-греч. и коммент.//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2005. Т. 4, вып. 1: История. С. 104-111.
  • Мякин Т. Г. Судебный закон Гая Семпрония Гракха. Текст и комментарий. Новосибирск, 2006. 88 с.
  • Мякин Т. Г. Lex Acilia (Sempronia) de iudiciis repetundarum 122 BC (Закон Ацилия-Семпрония о взыскании денег, полученных незаконным путем (122 г. до н. э.)/Пер. с лат. и коммент.//Вестн. древней истории. 2007а. № 4. С. 225-246.
  • Мякин Т. Г. Судебный закон Гая Семпрония Гракха: документальный первоисточник и литературная традиция//Вестн. древней истории. 2007б. № 3. С. 27-48.
  • Мякин Т. Г. Гракхи и народ (к идеологии гракханского движения). Статья первая//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2008. Т. 7, вып. 1: История. С. 9-24.
  • Мякин Т. Г. Гракхи и народ (к идеологии гракханского движения). Статья вторая//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2010. Т. 9, вып. 1: История. С. 11-19.
  • Мякин Т. Г. Культовое содружество Сапфо на Лесбосе (VII-VI вв. до н. э.). Новые факты. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH& Co. KG., 2011. 149 с.
  • Мякин Т. Г. Через Кельн к Лесбосу: встреча с подлинной Сапфо. Новосибирск, 2012. 174 с.
  • Мякин Т. Г., Александрова Л. В. Никомах из Герасы. Руководство по гармонике/Пер. с др.-греч. и коммент.//СХОЛЭ. Философское антиковедение и классическая традиция. Новосибирск, 2009а. Т. 3, вып. 1. С. 161-205.
  • Мякин Т. Г., Александрова Л. В. Птолемеева «Музыка»: Пер. с др.греч. и коммент.//Сибирский музыкальный альманах. 2009б. Вып.
  • С. 153-161.
  • Мякин Т. Г., Лямкина Н. В. Аристид Квинтилиан. О музыке, II, 1-5: Пер. с др.-греч. и коммент.//СХОЛЭ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2012. Т. 6, вып. 1. С. 146-156.
  • Мякин Т. Г., Пиков Г. Г., Портных В. Л. «Деяния франков и прочих иерусалимцев»: Пер. на рус. яз. и коммент.: Учеб.-метод. пособие. Новосибирск, 2010. 251 с.
  • Мякин Т. Г., Сакки О. «Аграрный закон 111 г. до н. э.» CIL I, 200, 585: Лат. текст и крит. аппарат; пер. с лат. и коммент.//Ius Antiquum. М., 2007а. № 1 (17). С. 224-273.
  • Мякин Т. Г., Сакки О. «Аграрный закон 111 г. до н. э.» CIL I, 200, 585: Лат. текст и крит. аппарат; пер. с лат. и коммент.//Ius Antiquum. М., 2007б. № 2 (18). С. 242-275.
  • Пиков Г. Г. Западные кидани. Новосибирск, 1989. 196 с.
  • Пиков Г. Г. Исторические термины и историческая действительность (Империя как феномен европейской истории)//Гуманитарное образование в Сибири. Новосибирск, 2000. С. 103-121.
  • Пиков Г. Г. Дон Гуан и Дон Хуан: взгляд историка на проблему восприятия испанской культуры в России начала XIX века//Мифема «Дон Жуан» в музыкальном искусстве и литературе. Новосибирск, 2002а. С. 43-93.
  • Пиков Г. Г. Представление об истории в Евангелиях//Диалог со временем. М., 2002б. Вып. 9. С. 258-287; 2003а. Вып. 10. С. 112.
  • Пиков Г. Г. Представление об истории в Евангелиях//Диалог со временем. М., 2003а. Вып. 10. С. 112-136.
  • Пиков Г. Г. «Возрождение» как особенность развития европейской культуры//Теория и история культуры в вузовском образовании. Новосибирск, 2003б. С. 59-77.
  • Пиков Г. Г. Проблема падения Византии в общем контексте ее развития//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2005а. Т. 4, вып. 2: История. С. 10-26.
  • Пиков Г. Г. Схоластика в контексте истории европейской цивилизации//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2005б. Т. 4, вып. 1: История. С. 43-56.
  • Пиков Г. Г. Безмолвствующая культура киданей//ALTAICA X: Сб. ст. и материалов. М., 2005в. С. 141-168.
  • Пиков Г. Г. Реформация в контексте истории европейской цивилизации//Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы III Межрегион. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2006а. С. 26-32.
  • Пиков Г. Г. Эсхатология и христианская историософия//Эсхатологический сборник. СПб., 2006б. С. 85-97.
  • Пиков Г. Г. Памяти хана Кучлука (из истории становления монгольской империи//Вопросы всеобщей истории и историографии: Сб. науч. ст. памяти проф. А. В. Эдакова. Новосибирск, 2006в. С. 171-216.
  • Пиков Г. Г. Атеизм профессора М. И. Рижского в контексте истории европейского атеистического дискурса//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2007а. Т. 6, вып. 1: История. С. 86-105.
  • Пиков Г. Г. Представление о насилии в Библии//Политическое насилие в исторической памяти Германии и России: Сб. науч. ст. Кемерово, 2007б. С. 185-197.
  • Пиков Г. Г. Из истории названия «Китай»//Чингисхан и судьбы народов Евразии-2: Материалы междунар. науч. конф. Улан-Удэ, 2007в. С. 111-123.
  • Пиков Г. Г. К вопросу о терминах, применяемых и применимых к средневековой истории//Политическая культура в истории Германии и России: Сб. науч. ст. Кемерово, 2009а. С. 190-217.
  • Пиков Г. Г. Книга М. И. Рижского «Что такое Библия?» в контексте истории советского религиоведения//Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы IV Межрегион. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2009б. С. 6-15.
  • Пиков Г. Г. О соотношении «Возрождения», «Реформации» и «Просвещения» в истории Европы//Вестн. Томск. гос. ун-та. Серия: История. 2009в. № 2 (6). С. 139-142.
  • Пиков Г. Г. Христианство как «встреча» философии и литературы//Проблемы истории Древнего мира и раннего Средневековья. Алматы, 2009 г. Вып. 1. С. 185-203.
  • Пиков Г. Г. К вопросу о роли маньчжурских исторических текстов в изучении Восточной Азии в Средние века//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2009д. Т. 8, вып. 4: Востоковедение. С. 67-72.
  • Пиков Г. Г. О «кочевой цивилизации» и «кочевой империи». Статья первая: «Кочевая цивилизация»//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2009е. Т. 8, вып. 1: История. С. 4-10.
  • Пиков Г. Г. О «кочевой цивилизации» и «кочевой империи». Статья вторая: «Кочевая империя»//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2009ж. Т. 9, вып. 1: История. С. 19-32.
  • Пиков Г. Г. Карл Август Витфогель и «восточный деспотизм»//История через личность. Историческая биография сегодня/Под ред. Л. П. Репиной. М., 2010а. С. 390-412.
  • Пиков Г. Г. Первая мировая война и «закат» Европы//Идеи и идеалы. Новосибирск, 2010б. № 4. Т. 1. С. 54-69.
  • Пиков Г. Г. О некоторых особенностях библейской криминологии//СХОЛЭ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2010в. Т. 4, вып. 1. С. 101-136.
  • Пиков Г. Г. Киданьский «ренессанс»//Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири: Материалы междунар. науч. конф. Улан-Удэ, 2010г. С. 269-281.
  • Пиков Г. Г. Атеизм М. И. Рижского. Из истории европейского атеистического дискурса. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH& Co. KG., 2011а. 176 с.
  • Пиков Г. Г. Библия как действующий текст в истории западной цивилизации//Идеи и идеалы. Новосибирск, 2011б. № 3. Т. 1. С. 73-87.
  • Пиков Г. Г. Бог и Человек в теодицее Христа//Идеи и идеалы. Новосибирск, 2011в. № 2. Т. 1. С. 51-55.
  • Пиков Г. Г. Средневековое христианство и культура. О месте «мировой религии» в истории европейской цивилизации. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH& Co. KG., 2011г. 512 с.
  • Пиков Г. Г. Христианство и средневековая культура. Новосибирск: ООО «Манускрипт», 2011д. 399 с.
  • Пиков Г. Г. Христианство как системообразующий фактор в истории средневековой европейской цивилизации: Автореф. дис. … д-ра культурологии. Кемерово: КемГУКИ, 2011е. 46 с.
  • Пиков Г. Г. Magister dixit: о Моисее Иосифовиче Рижском и некоторых проблемах библеистики. Новосибирск: Манускрипт, 2011ж. 351 с.
  • Пиков Г. Г. Один из истоков европейского маньчжуроведения (латинское представление о монголах XIII века)//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2011з. Т. 10, вып. 1: История. С. 18-33.
  • Пиков Г. Г. Представления о монголах в Европе XIII в.//Сакральный образ правителя: Сб. науч. ст. Кемерово, 2011и. С. 219-249.
  • Пиков Г. Г. Magister dixit: о Моисее Иосифовиче Рижском и некоторых проблемах библеистики. Новосибирск, 2012а. 304 с.
  • Пиков Г. Г. Кочевая империя как феномен евразийской истории//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2012б. Т. 11, вып. 8: История. С. 10-15.
  • Пиков Г. Г. Рабство в киданьской империи Ляо (907-1125)//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2012в. Т. 11, вып. 1: История. С. 9-16.
  • Пиков Г. Г., Портных В. Л. Религиозное обоснование идеи крестового похода в хронике «Деяния франков» («Gesta Francorum et aliorum Hierosolyminatorum»)//Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы II Межрегион. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2005. С. 45-54.
  • Портных В. Л. Проблематика клермонской речи Урбана II//История идей и история общества: Материалы II Всерос. науч. конф. Нижневартовск, 2004. С. 33-35.
  • Портных В. Л. Деяния франков и прочих паломников в Иерусалим. Книги 1-2 (пер. и коммент.)//Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы II Межрегион. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2005. С. 55-63.
  • Портных В. Л. Крестоносцы глазами современника (на материале Gesta Francorum)//Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы III Межрегион. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2006. С. 19-24.
  • Портных В. Л. «Деяния франков» и Петр Тудебод: проитальянская направленность двух хроник//Исторические исследования в Сибири: проблемы и перспективы: Сб. материалов II Регион. молодеж. науч. конф. Новосибирск, 2008а. С. 38-45.
  • Портных В. Л. «Крестоносец всегда прав»: проблема обоснования правоты крестоносцев в конфликтах с византийцами (на материале латинских хроник Первого крестового похода)//Исторический ежегодник. 2008: Сб. науч. тр./Ин-т истории СО РАН. Новосибирск, 2008б. С. 55-71.
  • Портных В. Л. Некоторые аспекты взаимоотношений византийцев и крестоносцев (по хронике «Деяния франков»)//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2008в. Т. 7, вып. 1: История. С. 112-116.
  • Портных В. Л. Базовые идеи трактата «О проповеди святого креста» Гумберта из Романса//Вестн. Томск. гос. ун-та. Серия: История. 2009а. № 2. С. 151-153.
  • Портных В. Л. Византия и идея крестового похода//Политическая культура в истории Германии и России: Сб. науч. ст. Кемерово, 2009б. С. 254-269.
  • Портных В. Л. Представление о крестовых походах в проповеди Гумберта из Романса//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2009в. Т. 8, вып. 1: История. С. 101-106.
  • Портных В. Л. Крестовые походы и исторические книги Ветхого Завета: опыт аргументации Гумберта Романского//Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы IV Межрегион. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2009г. С. 64-68.
  • Портных В. Л. Перевод фрагмента трактата Гумберта из Романса «О проповеди святого креста против сарацинов»//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2010. Т. 9, вып. 1: История. С. 337-342.
  • Портных В. Л. «De conversione Sarracenorum nulla scriptura loquitur»: взгляд Гумберта из Романса на перспективы обращения сарацинов//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2011. Т. 10, вып. 1: История. С. 157-164.
  • Тимофеева Н. К. Религиозно-мифологическая картина мира этрусков. Новосибирск: Наука, 1980. 111 с.
  • Demidchik A. E. A Note to § 141 of Sir A. H. Gardiner's «Egyptian Grammar»//Göttinger Miszellen. Beitraäge zur ägyptologischen Diskussion. Göttingen, 93, 1993. S. 29-30.
  • Demidchik A. E. Some Observations Concerning Papyrus State Pushkin Museum of Fine Arts 4658//Ancient Egypt and Kush. In memoriam M. A. Korostovtsev. M., 1993. P. 141-154.
  • Demidchik A. E. The «Region of the Nothern Residence» in Middle Egyptian Literature//Proceedings of the 7th International Congress of Egyptologists. Cambridge, 3-9 September 1995. Leuven, 1998а. P. 325-330.
  • Portnykh V. The Crusaders and the Idea of the «Sacred War» (from the Chronicle «The Deeds of the Francs»)//Fourth International Conference «Hierarchy and Power in the History of Civilizations» (Moscow, June 13-16, 2006). Abstracts/Eds. D. D. Beliaev, D. M. Bondarenko. M., 2006. P. 44-45.
Еще
Статья научная