Исследования поселенческих и погребальных комплексов эпохи неолита на памятнике Автодром-1 в Барабинской лесостепи в 2015 году
Автор: Бобров В.В., Марочкин А.Г., Юракова А.Ю.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология каменного века палеоэкология
Статья в выпуске: XXI, 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье подведены итоги исследований, проведенных Кузбасским археологическим отрядом на поселении Автодром-1 на северо-западе Барабинской лесостепи в 2015 г. Дана морфологическая характеристика жилища № 8, а также приведены суммарные показатели и общая характеристика связанного с ним предметного комплекса. На основании морфологической и орнаментальной специфики керамической посуды из заполнения жилищного котлована предложена его датировка неолитическим временем. Обозначены отличия исследованного строения от других неолитических жилищ поселения Автодром-1, выраженные в подквадратной форме и в отсутствии земляных нар. Дана предварительная характеристика материалам из кургана № 1, определены его специфические черты: ограничение погребального пространства рвами, перекрытие захоронений земляной насыпью, длительное и многоэтапное использование общей могильной ямы, обряд погребения в вытянутом положении на спине, ориентация погребенных головой на северо-восток, практика вторичных захоронений с частичным нарушением анатомического порядка, немногочисленность помещаемого в могилу инвентаря, его формирование из украшений и предметов орудийного набора. На основе анализа фрагментов керамической посуды из курганной насыпи и рвов, костяных украшений, а также каменных и костяных орудий из сопроводительного набора предложено отнести захоронения к периоду позднего неолита. Обозначены типологически близкие рассматриваемому погребальному комплексу черты в морфологии сооружений и обряде неолитических могильников Протока и Венгерово-2а, также расположенных на северо-западе Барабинской лесостепи. По аналогии с этими памятниками курган № 1 поселения Автодром-1 предварительно датирован V тыс. до н.э.
Поселение автодром-1, жилище, погребальный комплекс, периодизация, неолит, барабинская лесостепь
Короткий адрес: https://sciup.org/14522219
IDR: 14522219
Текст научной статьи Исследования поселенческих и погребальных комплексов эпохи неолита на памятнике Автодром-1 в Барабинской лесостепи в 2015 году
В 2015 г. Кузбасским археологическим отрядом (рук. – д-р ист. наук, проф. В.В. Бобров) были продолжены раскопки на поселении Автодром-1 в окрестностях с. Венгерово Венгеровского р-на Новосибирской обл. (северо-запад Барабинской лесостепи). В ходе работ вскрыто 205 м2, получены свыше 500 находок, исследованы остатки жилища № 8, а также кургана № 1, обнаруженного на памятнике в 2014 г. Полученные данные характеризуют планиграфию и стратиграфическое соотношение жилищных и погребальных комплексов (рис. 1, 1 ).
Во избежание пространных повторений в тексте обозначим предварительную группировку полученной керамики.
Группа 1 – фрагменты плоскодонных профилированных сосудов преимущественно с накольча-той орнаментацией. Это наиболее ранний неолитический комплекс, связанный с большинством жилищ поселения Автодром-1 (рис. 1, 2–4 ).
Группа 2а – фрагменты посуды, орнаментированной сочетанием горизонтальных рядов треугольных наколов и округлых ямок, предварительно датируемой периодом позднего неолита (рис. 1, 5, 7, 10–12 , 14–17 ).
Группа 2б – фрагменты посуды с различными вариациями гребенчато-ямочного орнамента, предварительно датируемой периодом позднего неолита (рис. 1, 6, 8, 9, 13, 18 ).
Группа 3 – посуда с орнаментацией фигурным штампом и жемчужинами, характерная для ново-чекинской культуры раннего железного века.
Находки за пределами жилищ и кургана. Находки из слоя гумусированной супеси включали 35 фрагментов керамической посуды. Из них большая часть плохой сохранности, но 14 фрагментов соотносятся с комплексом новочекинской культуры раннего железного века. Предметы каменной индустрии единичны: одна пластина и семь округлых скребков.
В слое белого песка обнаружена керамика группы 1 – 8 фрагментов; 43 фрагмента из группы 2а; один фрагмент из группы 3; 25 фрагмента керамики плохой сохранности. Также в слое обнаружены: необработанная галька – 1 экз.; желваки и нуклеу- сы – 2; отщепы – 59; пластины – 15; скребки – 12; каменная проколка – 1 экз.
Жилище № 8 представлено остатками котлована подквадратной формы, размерами 5 × 5 м, глубиной от уровня материка до 0,52 м. Котлован ориентирован углами по линиям СЗ – ЮВ, ЮЗ – СВ. Керамика из заполнения и прилегающей площади включает 17 фрагментов из группы 1; 28 фрагментов из группы 2; 40 фрагментов плохой сохранности.
Предметы каменной индустрии из заполнения жилища и сопредельных с ним участков представлены куском необработанного сырья, нуклеусом, 43 отщепами, 8 пластинами, 15 скребками и заготовкой шлифованного орудия.
Находки говорят о возможном неолитическом возрасте жилищ, но подквадратная форма и отсутствие земляных нар отличают его от других неолитических строений памятника Автодром-1.
Курган № 1 обнаружен в 2014 г. при раскопках неолитического жилища № 9, восточная часть которого была повреждена курганными рвами. В 2015 г. курган исследован полностью.
Важным элементом описываемого погребального комплекса являются рвы дугоообраз-ной формы, один из которых опоясывает курган с западной и северной стороны, а другой ограждает его юго-восточную сторону. Разрывы между рвами образуют симметрию по оси ЮЗ – СВ. Глубина рвов относительно материка варьирует от 0,2 м до 0,45 м, а заполнение состоит из супеси белого цвета с обильными включениями гумуса. Находки изо рвов представлены 5 фрагментами керамики группы 2а, фрагментом из группы 2б, 9 фрагментами керамики плохой сохранности, 8 отщепами.
Курган состоит из невысокой насыпи, расположенной в непосредственной близости от западин жилищ № 8 и 9. В ходе инструментальной съемки выявлено, что курган имел округлую форму, диаметр до 8 м и высоту относительно материка до 0,4 м. Погребенная почва не зафиксирована, и за пределами могильной ямы желто-коричневая супесь насыпи смыкается с «материковым» слоем темно-красного суглинка.
79 SO 81 82 83 84 85 86
□ раскоп 2014 г. » 1
^ область, нарушенная корневой системой с

Рис. 1. План раскопа 2014, 2015 гг. с выявленными объектами ( 1 ) и керамика из материалов 2015 г. 2 – 4 – группа 1; 5, 7, 10 – 12 , 14 – 17 – группа 2а; 6, 8, 9, 13, 18 – группа 2б.
2, 3, 7 – 9, 14 – фрагменты из курганной насыпи; 4, 5 – из слоя белого песка; 6, 10 – 13 – из заполнения жилищного котлована № 8; 15 – 18 – из заполнения курганного рва.
В верхнем горизонте насыпи найдены три фрагмента новочекинской посуды и бронзовое шило. Эти вещи не связаны собственно с погребальным комплексом, а маркируют деятельность населения эпохи раннего железа.
В нижних горизонтах насыпи обнаружены разрозненные кости человека и немногочисленные артефакты, связанные с нижележащими погребениями. Среди них 8 фрагментов керамики группы 1, 11 фрагментов из группы 2а, 2 фрагмента из группы 2б, 38 фрагментов керамики плохой сохранности, 16 отщепов, 8 пластин, 4 скребка, каменный абразив, украшение из кварцита оваль- ной формы, костяной наконечник стрелы ромбовидной формы, костяная пластина неизвестного назначения, 4 подвески из резцов марала и клыков мелких хищников, резец бобра без признаков подработки.
Под насыпью находилась большая овальная яма, ориентированная по оси ЮЮЗ – ССВ. Размеры ямы 6 × 5 м при глубине относительно материка до 0,9 м. Восточная и южная стенки крутые, западная и северная – с пологим уступом. Отметим, что по форме эта яма напоминает котлованы полуземлянок, типичных для неолитических поселений Венгеровского археологического микрорайона.
Заполнение вверху идентично насыпи, а в нижних горизонтах представлено плотной супесью серо-желтого цвета. В яме на различной глубине зафиксированы четыре скопления человеческих костей, которые условно можно обозначить как отдельные погребения, формирующие три яруса.
Первый ярус образуют группа захоронений № 1 и погребение № 2, залегавшие на глубине 10–20 см от уровня материка, а также расположенные к северу от них скопление рыбьих костей и чешуи, челюсть мелкого хищника и фрагмент керамики плохой сохранности.
Группа захоронений № 1 включает в себя компактно расположенные в западной части ямы кости как минимум от четырех индивидуумов. В этой группе основное значение имело захоронение взрослого человека, скорее всего женщины. Она погребена в вытянутом положении на спине и ориентирована головой на ССВ. В анатомическом порядке находились позвоночник, ребра,

Рис. 2. Погребение № 4, курган № 1.
1 – каменное тесло; 2 – клык хищника; 3 – костяная проколка;
4 – костяной наконечник стрелы.
кости правой руки, кисть которой была положена на область таза, правое крыло таза и кости правой ноги, включая мелкие кости стоп. Череп отсутствовал, на его месте располагались положенные параллельно друг другу фрагменты сломанной пополам большой берцовой кости взрослого человека. Кости левых руки и ноги отсутствуют, за исключением нескольких мелких костей стопы. Левое крыло таза смещено вниз и перекрыто скоплением костей. Оно включало длинные кости, нижнюю челюсть и позвонки, вероятно, еще одного взрослого человека, длинные кости и фрагменты черепа как минимум двух детей. Это скопление располагалось слева от основного погребенного, при этом некоторые длинные кости были направлены верхними эпифизами на юг. В зоне шеи и груди основного погребенного обнаружены две подвески из резцов марала, у правой руки в области таза – изделие из клыка животного. В скоплении костей обнаружены небольшой кусочек охры и костяная основа однолезвийного вкладышевого ножа. Вероятнее всего, они входили в сопроводительный набор основного захоронения и располагались у левого тазового крыла.
Погребение № 2 зафиксировано в 1 м к востоку от погребения № 1. Судя по сохранившимся в анатомическом порядке костям ног, взрослый человек был погребен в вытянутом положении на спине, головой на ССЗ. Левая бедренная и берцовая кости находились в сочленении, параллельно им лежала бедренная кость правой ноги. Верхняя часть скелета разрушена и представлена скоплением разрозненных костей. В районе груди обнаружены фрагмент трубчатой кости птицы и подвеска из клыка мелкого хищника, а в районе правого бедра – каменное острие, выполненное на пластине.
Второй ярус образует погребение № 3 , расположенное ниже группы захоронений № 1, на глубине 50–60 см от уровня материка. Оно представлено скоплением мелких костей, фрагментов таза и черепа взрослого человека, залегавших без анатомического порядка. С западной стороны скопления лежала нижняя челюсть небольшого хищника.
Третий, самый нижний, ярус образован погребением № 4, расположенным на том же планиграфическом участке, что и захоронения № 1 и 3, но на глубине 70–80 см от уровня материка. Скелет взрослого мужчины лежал в вытянутом положении на спине, головой на СВ (рис. 2). Вся верхняя часть скелета, вплоть до тазовых костей, находилась в полном анатомическом порядке. Непосредственно у таза, на месте бедренных костей, располагались кости обеих стоп в анатомическом порядке. Длинные кости ног отсутствовали, за исключением правой большой берцовой кости, лежавшей в «нормальном» состоянии. Слева от черепа, над ключицей помещено небольшое шлифованное тесло, у левого плеча – клык крупного хищника, у правого крыла таза и частично под ним – проколка из грифельной кости, у локтя левой руки – костяной биконический наконечник стрелы шигирского типа.
Наличие в сопроводительном наборе украшений из зубов животных, каменных орудий и наконечника шигирского типа позволяет предварительно датировать курган периодом позднего неолита. Не противоречит этой датировке морфология и орнамент связанной с комплексом керамики группы 2. По специфике погребальных сооружений и обряда рассматриваемый комплекс близок поздненеолитическим могильникам Северо-Западной Барабы – Протока и Венгерово-2а [Полосьмак, Чикишева, Балуева, 1989]. Керамика группы 2 также близка посуде изо рвов могильника Венгерово-2а. Опираясь на абсолютную хронологию этих памятников, время формирования комплекса можно отнести к V тыс. до н.э. [Молодин, 2001; Молодин и др., 2014].
Морфологические особенности жилища № 8 ставят вопрос о культурно-хронологической дифференциации жилых сооружений поселения Автодром-1. Данная задача требует разработки типологии предметного комплекса и тщательного анализа планиграфии и стратиграфии предметов.
Открытие в Барабе еще одного могильника неолитического времени существенно дополняет знания о погребальной практике раннеголоценового населения Западно-Сибирской лесостепи. Обнаруженный комплекс также важен для решения проблем хронологии и культурогенеза с учетом его поздней позиции относительно неолитического жилища № 9 (см. рис. 1, 1). Уникальная хроностратиграфическая ситуация в совокупности с применением естественно-научных методов датирования открывает принципиально новые возможности для периодизации неолита юга Западной Сибири.
Список литературы Исследования поселенческих и погребальных комплексов эпохи неолита на памятнике Автодром-1 в Барабинской лесостепи в 2015 году
- Молодин В.И. Памятник Сопка-2 на реке Оми (культурно-хронологический анализ погребальных комплексов эпохи неолита и раннего металла). -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2001. -Т. 1. -127 с.
- Молодин В.И., Мыльникова Л.Н., Нестерова М. С., Пилипенко А.С., Трапезов Р. О. Неолитический погребальный комплекс Венгерово-2а в Западной Барабе: результаты междисциплинарных исследований//Тр. IV (XX) Всерос. археол. съезда в Казани. -Казань: Отечество, 2014. -Т. I. -С. 302-306.
- Полосьмак Н.В., Чикишева Т.А., Балуева Т.С. Неолитические могильники Северной Барабы. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1989. -101 с.