Исследования среднепалеолитических комплексов Чагырской пещеры в полевом сезоне 2021 года
Автор: Колобова К.А., Харевич А.В., Колясникова А.С., Березина Н.Я., Харевич В.М.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология каменного века палеоэкология
Статья в выпуске: т.XXVII, 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье представлены результаты полевых исследований Чагырской пещеры, ключевого памятника сибирячихинской фации среднего палеолита Алтая, в 2021 г. Основными направлениями работ было геологическое изучение стратиграфии стоянки, определение вклада хищников и человека в тафоценоз остеологических остатков и технико-типологический анализ археологических материалов из среднепалеолитических комплексов пещеры. Геологические исследования показали, что полученные стратиграфические профили содержат семь основных подразделений голоценового и плейстоценового возраста. В ходе раскопок был обнаружен небольшой участок слоя 6в/2, который по данным стратиграфического и микроморфологического анализов является инситным. По функциональной принадлежности комплекс остатков материальной культуры неандертальцев в слое 6в/2 представляет собой остатки базового лагеря неандертальцев по потреблению охотничьей добычи. С другой стороны, слой 6а был сформирован в результате коллювиальных процессов, когда артефакты и палеонтологические остатки из слоя 6в/2 были переотложены в вышележащее стратиграфическое подразделение. Функционально данный слой определяется как логово хищных животных (гиены), которые использовали пещеру для разведения потомства. В пользу данного вывода говорят доли костей со следами кислотной коррозии, определенные для комплексов слоев 6а и 6в/2 раскопок 2021 г. Археологический материал из данных комплексов представлен коллекцией каменных артефактов, характерных для сибирячихинского варианта среднего палеолита Алтая. Также в ходе полевых работ были получены новые ретушеры, которые пополнили коллекцию костяных артефактов Чагырской пещеры. Обнаружение антропологической находки свидетельствует о перспективности продолжения экспедиционных работ на памятнике.
Северо-западный алтай, средний палеолит, сибирячихинский вариант, чагырская пещера, археозоология, каменная индустрия
Короткий адрес: https://sciup.org/145146055
IDR: 145146055 | DOI: 10.17746/2658-6193.2021.27.0142-0147
Текст научной статьи Исследования среднепалеолитических комплексов Чагырской пещеры в полевом сезоне 2021 года
В последние годы наиболее актуальные исследования в палеолитоведении связаны с адаптационными стратегиями древних популяций, включая их палеодиеты, мобильность и взаимоотношения с хищниками. Работы по этим направлениями являются приоритетными при исследовании среднепалеолитических объектов Горного Алтая. Целью предлагаемой статьи является освещение результатов полевых исследований Чагырской пещеры в 2021 г. Пещера расположена в среднегорном районе Северо-Западного Алтая и приурочена к левому борту долины р. Чарыш. Абсолютный уровень реки вблизи карстовой поло сти составляет 334,3 м. Пещера имеет северную экспозицию и располагается на высоте 19 м над уровнем Чарыша.
В течение полевого сезона 2021 г. было продолжено исследование рыхлых отложений на квадратах К–Л/11. В результате работ было выполнено два стратиграфических профиля, содержащих отложения голоценового и плейстоценового возраста (рис. 1). Полученные стратиграфические профили

Рис 1. Стратиграфический разрез по линии «12».
в раскопе 2021 года подобны профилям, описанным в полевых сезонах 2019–2020 гг.
Слой 1. Темно-серая супесь со значительной долей органического материала.
Слой 2. Разноцветная, преимущественно коричневатая супе сь с многочисленными окатанными гальками известняка и экзотических пород. В слое наблюдаются многочисленные тонкие прослои золы, древесного угля и обожженных суглинков черного, красного, желтого и белого цветов.
Слой 3. Суглинок легкий опесчаненный, серого и темно-серого цвета, рыхлый, карбонатный. Слой содержит многочисленные гальки известняка и экзотических пород.
Слой 5. Желтовато-коричневый алеврит с грубыми обломками известняка и многочисленными окатанными гальками известняка и других пород. Эти отложения состоят из нескольких подразделений с одинаковой литологией, но, возможно, с различной хронологией.
5*– типичный заполнитель слоя 5.
5** – подразделение слоя 5 в средней его части с многочисленными бурыми прослойками. Вероятнее всего, эти отложения представляют собой коллювиальные потоки по типу селей, последовавших вслед за интенсивными эрозионными явлениями.
Слой 6а. Светло-коричневый алеврит с многочисленными копролитами и фрагментами костей. Содержит угловатые обломки известняка, множество окатанных галек известняка и других пород. По сравнению со слоем 5 характеризуется большей глинистой составляющей. В слое выделяется два подразделения.
6а* – фация слоя 6a, более глинистая по сравнению с основным заполнителем.
6а** – фация слоя 6a сероватого цвета, со значительной алевритовой составляющей, с угловатыми обломками известняка.
Слой 6в/2 – серо-коричневый алевритовый суглинок с мелкими окатанными гальками, с множеством фрагментов костей, артефактами и редкими обломками известняка. Слой был обнаружен в северо-восточной части раскопа.
Слой 7 – красно-коричневый тяжелый суглинок, с мелкими химически-корродированными обломками известняка и окатанными гальками. Этот слой располагается на дне пещеры.
Важным результатом раскопок полевого сезона 2021 г. явило сь обнаружение небольшого участка слоя 6в/2 в новом раскопе. Данное стратиграфическое подразделение, согласно результатам стратиграфического и микроморфологического анализов, является единственным инситным уровнем обитания неандертальцев в пещере. Археологический материал из слоев 5–6б был перемещен в эти слои в результате зафиксированных коллювиальных процессов в пещере. Таким образом, слой 6в/2 является наиболее перспективным для продолжения археологических работ на памятнике.
Собранный в ходе полевых работ археологический материал был обнаружен в голоценовых (слой 3) и плейстоценовых (слои 5–6) отложениях пещеры. Коллекция слоя 3 представлена мелкими (до 5 см) фрагментами керамики (131 экз.). Основной археологический материал, полученный в ходе раскопок, происходит из плейстоценовых отложений пещеры. Общая коллекция каменных артефактов из слоев 5, 6а и 6в/2 составляет 4124 экз. (см. таблицу ).
Коллекция каменных артефактов исследовалась в рамках технико-типологического метода с приме-
Состав каменной индустрии Чагырской пещеры, раскопки 2021 года
Нуклевидные изделия представлены 3 нуклеус ами: два плоскостных двухплощадочных нуклеуса встречного и ортогонального скалывания и один радиальный нуклеус. Первичное расщепление было направлено на получение отщепов (73 % без учета отходов производства), все пластины (2 % без учета отходов производства) являются случай-ными/ситуационными продуктами расщепления. Отщепы обладают крупными, гладкими и прямо-фасетированными ударными площадками. Среди огранок дорсальной поверхности доминируют параллельные однонаправленные, радиальные и ортогональные. Технические сколы (34 экз.) относятся к радиальной и ортогональной редукционным последовательностям, среди них доминируют крутолатеральные краевые сколы и краевые сколы с радиальных нуклеусов.
Бифасиальное производство в данном комплексе представлено 4 законченными орудиями, одним фрагментом преформы, бифасиальными техническими сколами и чешуйками. Среди законченных орудий присутствуют: полулистовидное скребло с базальной подработкой (рис. 2, 1), продольное выпуклое скребло с обушком, подтрапециевидное дистально утонченное скребло с обушком и подовальное скребло (рис. 2, 3). Бифасиальные технические сколы составляют 18 % от всех технических сколов. Бифасиальные чешуйки составляют 37 % от всех определимых чешуек.
Орудийный набор индустрии составляет 23 % коллекции без учета отходов производства. В нем широко представлены различные варианты конвергентных (рис. 2, 5, 6 ) и одинарных простых скребел, ретушированные остроконечники (рис. 2, 2, 4 ), тронкированно-фасетированные изделия, двусторонние орудия [Shalagina, Krivoshapkin, Kolobova, 2015; Шалагина и др., 2020].
В ходе раскопок памятника было также обнаружено 14 костяных ретушеров: 8 экз. в слое 6а и 6 экз. в слое 6в/2. Данные костяные орудия дополняют самую многочисленную коллекцию среднепалеолитических костяных изделий на территории Северной и Центральной Азии [Baumann et al., 2020].

Рис. 2 Каменные артефакты из слоя 6а Чагырской пещеры, раскопки 2021 г.
1 , 3 – бифасиальные орудия; 2 , 4 – ретушированные остроконечники; 5–6 – конвергентные скребла.

Рис. 3 Палеонтологические материалы со следами кислотной коррозии и без в комплексе слоя 6а.

Рис. 4 Палеонтологические материалы со следами кислотной коррозии и без в комплексе слоя 6в/2.
доминирующей является деятельность человека. Это подтверждает наши предварительные выводы, согласно которым комплекс слоя 6в/2 является базовой стоянкой поздних неандертальцев, в процессе оккупации которой они практически вытеснили хищников из пещеры.
В ходе раскопок памятника были обнаружены новые антропологические остатки. В слое 6а был найден второй премоляр верхней челюсти слева (LP4). Сохранность зуба хорошая: коронка и корень целые, эмаль в хорошем состоянии. Коронка стерта по всей площади, бугорки не выражены. На буккальной и дистальной поверхностях коронки прослеживаются остаточные следы зубного камня. Корни сросшиеся, на верхушке корней заметны апикальные отверстия.
Результаты раскопок 2021 г. в Чагырской пещере открывают новые перспективы в дальнейшем изучении памятника. Обнаружение нового участка слоя 6в/2 позволяет надеяться на достаточно значительную площадь его распространения внутри рыхлых отложений. Учитывая то обстоятельство, что один из кластеров антропологических находок связан как раз с данным стратиграфическим подразделением, велика вероятность обнаружения новых остатков поздних неандертальцев.
По зооархеологическим данным исследуемый участок слоя 6а определяется как логово гиены. Палеонтологические комплексы такого типа широко представлены в пещере Страшная [Васильев и др., 2016]. В связи с этим перед нами встает вопрос о сезонности обитания человека в комплексах пещеры и о возможной сезонной очередности заселения памятника человеком и хищниками, как это уже было зафиксировано для среднепалеолитических комплексов Денисовой пещеры [Rendu et al., 2018]. Учитывая то обстоятельство, что в слое 6в/2 была зафиксирована минимальная активность хищников, а в слое 6а текущего года раскопок – максимальная, в совокупности с немногочисленной археологической коллекцией, можно констатировать снижение интенсивности заселения памятника по сравнению с основным культурным слоем Чагырской пещеры.