Исследования в Центральной Кулунде

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521214

IDR: 14521214

Текст статьи Исследования в Центральной Кулунде

В полевом сезоне 2006 г. Центральнокулундинской экспедицией Барнаульской лаборатории археологии и этнографии Южной Сибири ИАЭт СО РАН было начаты исследования на комплексе памятников Жарково, расположенном в Баевском районе Алтайского края в 2,3 км к северо-западу от с. Покровка,. Он состоит из двух поселений Жарково 1, Жарково 3 и курганного могильника Жарково 2. Поселение Жарково 1, находится к северу от заброшенного ныне с. Жарково, в 250 метрах к северо-северо-западу от кладбища с. Жарково, между жарковским бором и старицей р. Кулунда, на краю надпойменной террасы [Федорук, Шамшин, Иванов, Цивцина, Раит-кин, 2005; Федорук, 2006]. Обнаружено директором покровской школы Н.Д. Брусником в середине 1980х гг. и исследовалось Кулундинской археологической экспедицией АлтГУ под руководством А.Б. Шамшина в 1987, 1989 гг. Полученные материалы относятся к эпохе поздней бронзы [Шамшин А.Б., Брусник Н.Д., 1990]. Памятники Жарково 2, Жарково 3 открыты Кулундинским археологическим отрядом АлтГУ в 2004 г. в ходе мониторинга современного состояния поселения Жарково 1. Курганная группа Жарково 2 находится в 0,3 км. к северу от поселения Жарково 1, в 1,3 км к западу от трассы Баево-Покровка, в 2 км к северо-западу от крайнего дома с. Покровка, около кладбища с. Жарково. Памятник состоит из семи визуально фиксируемых курганных насыпей округлой в плане формы, диаметром от 10 до 25,5 метров, пять из которых (№ 1-5) расположено цепочкой по линии север-юг [Федорук, Шамшин, Иванов, Цивцина, Раит-кин, 2005; Федорук, 2006].

Поселение Жарково 3, находится в 150 м. к северу, около надпойменной террасы. Визуально фиксируется семь жилищных западин округлой в плане формы, размерами 100-300 кв. м., расположенных двумя рядами вдоль старицы р. Кулунда. В 2005 г. одним из авторов данной работы с целью определения культурной принадлежности памятника на юго-восточной окраине памятника, недалеко от раздува, была заложена разведочная траншея размерами 6×2 м. Обнаруженные материалы датируются андроновс-ким временем.

Раскоп 2006 г., размерами 12×8 м., был разбит рядом с траншеей 2005 г. Материал на площади раскопа располагался неравномерно, зафиксированы отдельные скопления камней, костей животных. Обращает внимание большое количество сильно утилизированных костных остатков, а также множество камней имеющих следы термического раскалывания.

В раскоп попали периферийная часть котлована жилищной конструкции, зольник, а также объект № 1, предположительно являющийся хозяйственной ямой. Жилище представляет собой конструкцию полуземляноч-ного типа глубиной около 1 м. от современной поверхности. Заполнение котлована – супесь серого цвета, плотная, содержащая небольшое количество находок, большинство из которых находилось на дне конструкции, местами маркирующемся светло желтым материковым песком. Вдоль стен обнаружено семь ямок от столбов конструкции диаметром 10-40 см. и глубиной до 46 см. от дна жилища. Судя по разрезу, столбы стояли как вертикально, так и под углом к центральной части жилища. Очевидно, что светло желтый песок со дна котлована является выбросом из этих ямок. Зачисткой по дну жилища выявлен объект № 2 округлой в плане формы с четко выделяющимся более темным заполнением. При его выборке на глубине 1,28 м. от современной поверхности была обнаружена выкладка из глиняных кирпичиков. Возможно, данный объект использовался как очаг. Аналогии данному объекту широко известны в материалах эпохи бронзы Казахстана и Западной Сибири.

Вскрытая часть зольника, в отличие от жилищного котлована, имела более рыхлое заполнение рыжеватого оттенка мощностью около 1 м., различающееся по степени окраса на два слоя, обильно насыщеное археологическими материалами (костные остатки, керамика, глиняные шарики, камни). Интерес представляет обнаружение в центральной части раскопа выкладки из глиняных лепешек. Возможно, они являются отходами гончарного производства.

Наибольшая концентрация находок обнаружена в объекте № 1. Объект представляет собой яму округлой в плане формы, диаметром 2 м. и глубиной до 1,8 м. от современной поверхности. Расположен в 2 м. от края жилищного котлована. Заполнение объекта состояло из темной, обильно насыщенной органикой супесью, в которой четко читались прослойки из светлого песка. В результате разбора получено большое количество костей, фрагментов керамики и камней.

Керамическая коллекция поселения представлена фрагментами сосудов, относящихся к эпохе развитой и поздней бронзы. Эпоха развитой бронзы представлена немногочисленной серией фрагментов, орнаментированных различными треугольниками, меандровидными фигурами, елочкой и другими элементами орнамента, выполненными оттисками мелкозубчатого гребенчатого штампа, горизонтальными прочерченными линиями (рис.1. – 9, 25-28) и относящихся к позднефедоровской культурной традиции. Основной комплекс, датирующийся эпохой поздней брон- зы, представлен многочисленными фрагментами и отдельными развалами сосудов саргаринско-алексеевской (рис. 1. - 10-24), донгальской (рис. 1. - 1, 3, 4) и ирменоидной (рис. 1. - 2, 31, 32) культурных традиций.

Коллекция изделий, обнаруженных в ходе исследования памятника включает три сработанных альчика МРС (рис. 1. – 5-7), применявшихся для послелитейной доводки бронзовых изделий [Кунгурова, Удодов, 1997], черешком бронзового кинжала (рис. 1.-8), двумя фрагментами бронзовых изделий неясного назначения, каменным изделием. Важным стратиграфическим наблюдением является тот факт, что котлован не прорезает слой зольника, а наоборот, зольник, по всей видимости, формировался на заброшенном андроновском жилище.

Материалы памятника позволяют датировать его эпохой развитой – поздней бронзы (XIV-VIII вв. до н.э.). Преобладание посуды саргаринско-алек-сеевской культурной традиции позволяет предположить, что расцвет существования поселения Жарково 3 приходится на эпоху поздней бронзы.

Таким образом, проведенные на поселении Жарково 3 исследования позволили выяснить, что оно является незаурядным памятником эпохи поздней бронзы. Наличие мощного и насыщенного культурного слоя, следов архитектурно-планировочной застройки в виде двух рядов жилищ, зольника, свидетельств бронзолитейного производства выделяет это поселение из основной массы одновременных ему поселений степного Обь-Иртышья и ставит его в один ряд с такими крупными хозяйственно-культурными центрами региона, как поселение Рублево VI [Папин, 2001; Папин, 2003]. Дальнейшее исследование памятника предусматривает продолжение изучения жилища, зольника, выяснения связи поселений Жарко-во 1 и Жарково 3.

Статья