Исследовательские практики текста культуры: методологический аспект

Автор: Логинова Марина Васильевна

Журнал: Наследие веков @heritage-magazine

Рубрика: Антропология культуры

Статья в выпуске: 1 (29), 2022 года.

Бесплатный доступ

Цель статьи - определить методологический аспект анализа культуры как сложноорганизованного текста, состоящего из антиномий, формирующих исследовательские практики. Использованы результаты научных изысканий отечественных и зарубежных философов, культурологов и литературоведов. Рассмотрены базовые практики анализа текстов культуры (сдвиг, остранение, деконструкция). Подчеркивается, что антиномичность является одной из основных характеристик текстов культуры. Понятия сдвига, отстранения и деконструкции, разработанные в ХХ в., не утратили значения для анализа текста современной культуры и трансформируются в исследовательские практики работы с ним. Анализ функционирования текстов культуры позволяет определить: методологическое значение, состоящее в диалектике творчества и сотворчества как необходимых условий анализа текстов культуры; мировоззренческий аспект изменения представлений о картине мира, отраженной в текстах культуры; семантический аспект, формирующий новые смыслы культуры.

Еще

Исследовательские практики, методология, текст культуры, современная культура, системно-синергетический подход

Короткий адрес: https://sciup.org/170195028

IDR: 170195028   |   DOI: 10.36343/SB.2022.29.1.004

Список литературы Исследовательские практики текста культуры: методологический аспект

  • Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986.
  • Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб.: Петрополис, 1997.
  • Лекторский В. А., Аршинов В. И., Кузнецов В. Ю., Пружинин Б. И. Постнеклассическая наука и социокультурный контекст // Вестник Российской академии наук. 2016. Т. 86. № 8. С. 745-753. DOI: 10.7868/ S0869587316080077.
  • Логинова М. В. Методологическое значение онтологического подхода для философии искусства // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 1. С. 124-137. DOI: 10.15293/2226-3365.1801.08.
  • Логинова М. В. Онтология выразительных форм в культуре // Вестник Мордовского университета. 2014. Т. 24. № 4. С. 207-215. DOI: 10.15507/УМи.024.201403.207.
  • Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента: Наука, 1999.
  • Пикеринг Э. Новые онтологии // Логос. 2017. Т. 27. № 3. С. 153-172. DOI: 10.22394/0869-5377-2017-3153-170.
  • Постнеклассические практики: опыт концептуализации / РАН, Ин-т философии. СПб.: Мiръ, 2012.
  • Противоположности и парадоксы (Методологический анализ) / РАН, Ин-т философии. М.: Канон+, 2008.
  • Ханзен-Лёве О. А. Интермедиальность в русской культуре: От символизма к авангарду. М.: РГГУ, 2016.
  • Ханзен-Лёве О. А. Русский формализм: Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения. М.: Языки русской культуры, 2001.
  • Шпет Г. Явление и смысл: Феноменология как основная наука и ее проблемы. М.: Гермес, 1914.
  • Эпштейн М. Проективный словарь гуманитарных наук. М.: НЛО. 2017.
  • Bykova M. F. On the Phenomenological Philosophy in Russia // Russian Studies in Philosophy. 2016. № 54. P. 1-7. DOI: 10.1080/10611967.2016.1198657.
  • Evnine S. J. Ready-Mades: Ontology and Aesthetics // British Journal of Aesthetics. 2013. Vol. 53. No. 4. P. 407423. DOI: 10.1093/aesthj/ayt033.
  • Hainge G. Art Matters: Philosophy, Art History and Art's Material Presence // Culture, Theory and Critique. 2016. Vol. 57. Issue 2. P. 137-141. DOI: 10.1080/14735784.2016.1161903.
  • Rakowski R. Postmodernism as infinite diversity // 2019. Filosoficky Casopis. 67(2). P. 227-240.
  • Roberts D. D. Postmodernism, social science, and history: Returning to an unfinished agenda // History and Theory. 2017. 56(1). P. 114-126. DOI: 10.1111/hith.12008.
  • Rueda L. S. Ontology of Events vs. Ontology of Facts: About the Current Fissures between the Continental and Analytic Traditions // Journal of the British Society for Phenomenology. 2006. № 37. P. 120-137. DOI: 10.1080/00071773.2006.11006576.
Еще
Статья научная