Истоки зооморфного кода в средневековом искусстве Саяно-Алтая
Автор: Король Г.Г.
Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran
Статья в выпуске: 247, 2017 года.
Бесплатный доступ
Рассмотрены популярные в декоре торевтики малых форм (ременные и другие украшения всадника и коня) Саяно-Алтая конца I - начала II тыс.: сюжет«всадник на охоте» и мотивы (олень, собака), по которым можно выявить некоторые истоки зооморфного кода в искусстве. Среди них: образ жизни кочевников (рис. 2;3, 1), окружавший их ландшафт; искусство ранних кочевников, в первую очередь петроглифы (рис. 1, 1-3); мотивы, имеющие истоки в буддийской иконографии(рис. 3, 2-5, 10), ставшие известными в период возвышения Кыргызского Каганата и военных походов, в том числе в восточный Туркестан, в конце I тыс. образы мифических крылатых оленя (рис. 1, 4, 5) и собаки (рис. 3, 2-8, 10) связаны с космогоническими представлениями, мировоззрением, верованиями народов Саяно-Алтая и их ближайших соседей. Эти представления, уходящие корнями в глубокую древность, можно считать фундаментальным истоком зооморфного кода в средневековом искусстве.
Саяно-алтай, средневековое искусство, торевтика малых форм, сюжет "всадник на охоте", зооморфные образы, мифические олень, собака, иконография, истоки
Короткий адрес: https://sciup.org/143163748
IDR: 143163748
Список литературы Истоки зооморфного кода в средневековом искусстве Саяно-Алтая
- Анисимов А. Ф., 1959. Космологические представления народов Севера. М.; Л.: Изд-во АН СССР. 105 с.
- Байпаков К. М., Терновая Г. А., Горячева В. Д., 2007. Художественный металл городища Красная Речка (VI -начало XIII в.). Алматы: Ғылым. 303 с.
- Бурнаков В. А., 2012. Традиционные представления хакасов о собаке//Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та. С. 196-215.
- Василевич Г. М., 1969. Эвенки: Историко-этнографические очерки (XVIII -начало XX в.). Л.: Наука. 304 с.
- Великое переселение. М.: Бук Хаус, 2005. 180 с. (История мировой культуры). (Сокровища Ойкумены)
- Волков В. В., 2002. Оленные камни Монголии. М.: Научный мир. 248 с.
- Горячева В. Д., 1988. Город Золотого верблюда. Фрунзе: Илим. 116 с.
- Горячева В. Д., 2010. Городская культура Тюркских каганатов на Тянь-Шане (середина VI -начало XIII в.). Бишкек: Кыргызско-Российский Славянский ун-т. 303 с.
- Грязнов М. П., 1978. Саяно-алтайский олень//Проблемы археологии. Вып. II. Л.: ЛГУ. С. 222-232.
- Дэвлет Е. Г., Дэвлет М. А., 2005. Мифы в камне: Мир наскального искусства. М.: Алетейа. 472 с.
- Дэвлет Е., Чжан Со Хо, 2014. Каменная летопись Алтая. М.: ИА РАН. 144 с.
- Иванов С. В., 1979. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар. Л.: Наука. 196 с.
- Камышев А. М., 2012. Кыргызстан//Художественная культура Центральной Азии и Азербайджана IX-XV веков. Т. III: Торевтика. Самарканд; Ташкент: МИЦАИ. С. 97-122.
- Киселев С. В., 1949. Древняя история Южной Сибири. М.; Л.: Изд-во АН СССР. 364 с. (МИА; № 9.)
- Константинов Н. А., Соёнов В. И., 2012. Соколиная охота в Горном Алтае//Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири: материалы III Междунар. конф. Т. 2. Улан-Батор: Изд-во Монгольского гос. ун-та. С. 374-381.
- Король Г. Г., 2008. Искусство средневековых кочевников Евразии. Очерки. М.; Кемерово: Кузбассвузиздат. 332 с. (Труды САИПИ; вып. V.)
- Король Г. Г., 2013. Фантастические животные в декоре средневекового художественного металла Саяно-Алтая//РА. № 3. С. 26-36.
- Король Г. Г., 2015. Культурные влияния в ЦентРАльной Азии и на сопредельных территориях рубежа I-II тыс. н. э. (по материалам торевтики малых форм)//РА. № 4. С. 64-77.
- Леонтьев Н. В., Миклашевич Е. А., Мухарева А. Н., 2005. Памятник наскального искусства Улазы на севере Минусинской котловины//Археология Южной Сибири. Вып. 23. Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 120-132.
- Мазурина В. Н., 2009. Львы и львы-собаки -защитники культовых сооружений в Непале//Азиатский бестиарий: Образы животных в традициях Южной, Юго-Западной и Центральной Азии. СПб.: МАЭ РАН. С. 63-74.
- Миклашевич Е. А., Мухарева А. Н., Бове Л. Л., 2015. Исследования петроглифической экспедиции музея-заповедника «Томская Писаница»//Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница». Вып. 1. Кемерово: Примула. С. 29-52.
- Мифология смерти. Структура, функция и семантика погребального обряда народов Сибири: этнографические очерки/Отв. ред. Л. Р. Павлинская. СПб.: Наука, 2007. 278 с.
- Могильников В. А., Куйбышев А. В., 1976. Отчет о работах в зоне строительства Кулундинского магистрального канала и Кулундинской оросительной системы в 1976 г.//Архив ИА РАН. Р-1. № 6474. 240 л.
- Мухарева А. Н., 2007. Раннесредневековая изобразительная традиция в петроглифах Саяно-Алтайского региона и сопредельных территорий//Вестник НГУ. Серия: История, филология. Т. 6, вып. 3: Археология и этнография. С. 189-198.
- Мухарева А. Н., 2012. Петроглифы местонахождения Улазы III//Памятники наскального искусства Минусинской котловины: Георгиевская. Льнищенская. Улазы III. Сосниха. Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 57-71. (Труды САИПИ; вып. X.)
- Савинов Д. Г., 1994. Оленные камни в культуре кочевников Евразии. СПб.: Изд-во СПбГУ. 208 с.
- Сагалаев А. М., Октябрьская И. В., 1990. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск: Наука. 209 с.
- Самашев З., Ермолаева А., Кущ Г., 2008. Древние сокровища Казахского Алтая. Алматы: Өнер. 200 с.
- Сарткожаулы К., 2011. Древнетюркский подземный мавзолей//Археология Казахстана в эпоху независимости: итоги, перспективы: материалы Междунар. конф. Т. II. Алматы: Ин-т археологии им. А. Х. Маргулана. С. 283-287.
- Токтабай А., 2013. Казахская борзая тазы. Алматы: Атамура. 160 с.
- Федоров-Давыдов Г. А., 1976. Искусство кочевников и Золотой Орды. М.: Искусство. 228 с.
- Черемисин Д. В., 2004. Результаты новейших исследований петроглифов древнетюркской эпохи на юго-востоке Российского Алтая//АЭАЕ. № 1 (17). С. 39-50.