Исторические аспекты применения сибирской язвы как биологического оружия

Автор: Пивкина Т.И., Маркосьян Н.С.

Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws

Рубрика: Медицина

Статья в выпуске: 2 (69) т.13, 2017 года.

Бесплатный доступ

Данная статья посвящена изучению истории вспышек сибирской язвы как в России, так и за рубежом. Ученых всего мира привлекала возможность использования данного возбудителя в качестве биологического оружия. Описаны некоторые вспышки сибирской язвы в мире, факты применения отор сибирской язвы как агента биотерроризма.

Сибирская язва, бактериологическое оружие, токсин, споры, эпизоотия

Короткий адрес: https://sciup.org/140221979

IDR: 140221979

Текст научной статьи Исторические аспекты применения сибирской язвы как биологического оружия

Природно-очаговые инфекции, такие как лептоспироз, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, сибирская язва и бешенство являются актуальными для Российской Федерации [1]. Сибирская язва – острое зоонозное инфекционное заболевание, вызываемое Bacillus anthracis, характеризующееся рядом биологических, эпидемиологических и клинических свойств, относящих его к категории особо опасных. Применение спор сибирской язвы в качестве биологического оружия обусловлено относительной легкостью получения большого количества биологического материала, возможностью его скрытного применения, высокой эффективностью [4].

Использование токсина микроба привлекало ученых всего мира. В 1942 году британское правительство выкупило шотландский остров Грюинард для проведения испытаний Bacillus anthracis. В 1986 году ученые занялись «чисткой» острова, и в 1990 году объявили его безопасным, однако селиться на нем никто не стал. В СССР в 1938 году военные микробиологи заразили сибирской язвой почву на островах Возрождения и Комсомольский в Аральском море. В результате эксперимента удалось доказать, что находящиеся в почве бактерии сохраняют свою болезнетворность более 70 лет [3].

Заболевания сибирской язвой в США в 2001 г., связанные с отправленными по почте конвертами, заполненными сухим порошком спор вирулентного штамма B. anthracis Ames, явились причиной смерти 5 из 11 человек с ингаляционной формой сибирской язвы [2]. Из 22 лиц, заболевших сибирской язвой, 91% держали в руках конверты с сухой рецептурой сибирской язвы или экспонировались к спорам B. anthracis по месту работы. Основную роль в распознании искусственного характера вспышки сыграли письма террористов. 15 октября 2001 г. представители ФБР заявили, что в распространении сибирской язвы виновен Саддам Хусейн [7].

Масштабная эпидемия сибирской язвы произошла в военном городке под Свердловском в 1979 году. В лаборатории Свердловск-19 изучались и разрабатывались новые препараты для защиты от биологического оружия. В лаборатории вечерняя смена учёных сняли фильтр, ограждающий выбросы Bacillus anthracis на город, сделав запись в дежурном журнале. Новая смена в журнал заглянула следующим вечером, при этом работа с бактериями продолжалась в течение дня. В городе заболели 96 человек, из них 64 скончались, причём руководство области заставляло врачей выставлять диагноз «пневмония» [3].

В июле 2010 года в одном из личных хозяйств в Тюкалинском районе Омской области группа граждан занималась забоем лошадей. Пятеро жителей были госпитализированы с подозрением на сибирскую язву, один из них скончался. Выяснилось, что две с половиной тонны конины отправлены на мясокомбинат в Омске, где были использованы при производстве пельменей. 14,3 тонны потенциально зараженных пельменей отправилось в Нижневартовск, около 11 тонн – в Тверь и Ханты-Мансийск и 500 килограммов – в Москву. На партию пельменей срочно был наложен карантин [6].

В конце июля 2016 года на территории ЯмалоНенецкого автономного округа (ЯНАО) была зарегистрирована вспышка сибирской язвы среди оленей, погибло свыше 2,3 тысяч животных. В непосредственной зоне эпизоотии находилось 327 человек, в том числе 135 детей, в угрожаемой зоне – 539 человек, в том числе 217 детей. В ходе вспышки у 36 пациентов установлено данное инфекционное заболевание, 12-летний мальчик умер. В ходе организации помощи на догоспитальном этапе отмечались серьезные затруднения в диагностике и кура-ции первых больных сибирской язвой редкой орофарингеальной формой [5]. Санитарные врачи провели дезинфекцию на площади 23 тыс. кв.м. В зоне риска привиты все олени, кочевникам из зоны карантина провели превентивную терапию, имущество тундровиков сожгли. Причиной вспышки на Ямале ученые считают то, что животные съели растительный покров, который защищал вечную мерзлоту и эрозионные процессы активизировались. Из-за этого и жаркого лета определенные участки, на которых в 1930-х годах умирали зараженные си- бирской язвой олени, оголились. Споры сибирской язвы спали и ждали своего часа. Причиной вспышки считают также необоснованный отказ от вакцинации с 2007 г. животных и лиц из групп риска в ЯНАО [8]. Однако, на Ямале регистрировались и более жаркие лета, но эпизоотии среди животных не наблюдалось. Возникает вопрос: в чем же настоящая причина вспышки?

Таким образом, трудно предугадать, когда споры сибирской язвы будут использованы в качестве потенциального агента биотерроризма, какой будет нанесен урон, сколько людей и животных погибнет.

Список литературы Исторические аспекты применения сибирской язвы как биологического оружия

  • Маркосьян Н.С., Афросина Р.В. Синдром эндогенной интоксикации при лептоспирозе//Инфекционно-воспалительные заболевания как междисциплинарная проблема. (Материалы межрегион. науч.-практ. конф., посв. 50-летию Медицинского института ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева»). -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2017. -С. 135-139.
  • Липницкий А. В., Баркова И. А., Антонов В. А. и др. К вопросу об эволюции сибиреязвенного микроба//Эпидемиология и инфекционные болезни. -2013. -№ 5. -С. 49 -55.
  • Локтионова Л. М. Закономерности территориального распределения и проявления активности стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов Российской Федерации: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. мед. наук. -М., 2011. -17 с.
  • Плеханов А. Н. Сибирская язва -особо опасная инфекция в клинической практике//Якутский медицинский журнал. -2011.-№3.-С. 1-64.
  • Плоскирева А. А., Горячева Л. Г., Лапенко И. В. и др. Организация медицинской помощи во время вспышки сибирской язвы в Ямало-Ненецком автономном округе в 2016 г.//Пробл. особо опасных инф. -2017. -№ 1. -С. 72-76 DOI: 10.21055/03701069-2017-1-72-76
  • Сафонов А.Д., Крига А.С., Пневский Ю.А. Вспышка сибирской язвы в Омской области в 2010 г.//Эпидемиология и инфекционные болезни. -2013. -№ 3. -С. 44-46.
  • Супотницкий М.В. Вспышка сибирской язвы в США в 2001 г. Опыт исторической и эпидемиологической реконструкции//Медицинская картотека. -2009. -№ 7-8. -С. 12-37.
  • Шестакова И. В. Сибирская язва ошибок не прощает: оценка информации после вспышки на Ямале летом 2016 года//Журн. инфектологии. -2016. -Т. 8, № 3. -С. 1-27.
Еще
Статья научная