Исторические подходы к исследованию лжи и их трансформация в культуре

Автор: Лаврухина И.М., Воронцова Т.Н.

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 6, 2024 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируется процесс осмысления понятия лжи в истории культуры. Актуальность работы обусловлена очевидной трансформацией содержания данного понятия со временем, изменением его семантического объема и статуса в разных областях знания. На основе анализа историко-философского материала и современной отечественной литературы выделены исторически сформировавшиеся подходы к интерпретации лжи: религиозный, онтологический, гносеологический, этический, аксиологический, инструментальный, культурологический и психологический. В религиозном подходе абсолютной истиной выступает Бог, ложь происходит от дьявола и является феноменом мира дольнего. В онтологическом подходе она считается принадлежностью вещного пространства. В гносеологическом - ложь не связана с человеком, обозначает несоответствие знания действительности и является ипостасью истины. Этический подход связывает последнюю с долгом, а ложь - с нарушением прав людей и внутреннего нравственного императива. В культурологическом, аксиологическом и инструментальном подходах данный феномен трактуется как утилитарная ценность, обеспечивающая реализацию коммуникативных потребностей и достижение культурологических целей. Психологический подход ложь связывает с межличностным общением людей и волевым действием человека. Показана историческая обусловленность и взаимосвязь выделенных подходов.

Еще

Ложь, истина, обман, интерпретация понятия, религиозный подход, онтологический подход, гносеологический подход, этический подход, аксиологический подход, культурологический подход, психологический подход

Короткий адрес: https://sciup.org/149145938

IDR: 149145938   |   DOI: 10.24158/fik.2024.6.4

Список литературы Исторические подходы к исследованию лжи и их трансформация в культуре

  • Августин. Творения: в 4 т. СПб. ; Киев, 2000. Т. 1: Об истинной религии. 742 с.
  • Аквинский Ф. Сумма теологии // Антология средневековой мысли: в 2 т. СПб., 2002. Т. 2. С. 144–184.
  • Александров Ю. Концептуальная ложь и объективная истина // Диалог. 2003. № 4. С. 15–18.
  • Аристотель. Метафизика. М., 2019. 448 с.
  • Бердяев Н.А. Парадокс лжи // Человек. 1999. № 2. С. 102–108.
  • Гусева Т.Б. Феномен лжи: представления и отношение ко лжи в юности и зрелости // Новое слово в науке: п ерспективы развития. 2014. № 1 (1). С. 108–111.
  • Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. М., 2010. 336 с.
  • Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. СПб., 2004. 256 с.
  • Знаков В.В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 9–16.
  • Знаков В.В. Психология понимания правды. Проблемы и перспективы. М., 2005. 448 с.
  • Кант И. О лжи // Метафизика нравов. М., 1994. С. 471–474.
  • Кант И. О мнимом праве лгать из человеколюбия // Трактаты и письма. М., 1980. С. 292–297.
  • Карабыков А.В. Проблема лжи в трудах средневековых христианских мыслителей // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2013. № 2 (22). С. 177–185.
  • Кентерберийский А. Об Истине // Сочинения. М., 1995. С. 167–198.
  • Мозговая Н.Н., Галактионова А.С. Отношение ко лжи мужчин и женщин // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. 2013. № 1. С. 335–337.
  • Мясников А.Г. Античная философия о целесообразности и вынужденном характере лжи // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2008. № 13. С. 9–14.
  • Ницше Ф. Об истине и лжи во внеморальном смысле // Философские науки. 1997. № 1. С. 52 –63.
  • Ницше Ф. Полное собрание сочинений: в 13 т. М., 2006. Т. 13. Черновики и наброски 1887 –1889 гг. 656 с.
  • Платон. Государство // Собрание сочинений: в 4 т. М., 1994. Т. 3. С. 79–420.
  • Потоцкая Ю.И. Социально-аксиологический анализ феномена лжи // Вестник Харьковского национального университета. Серия: Теория культуры и философия науки. 2019. № 59. С. 47–52.
  • Рябинская Т.С. Феномен лжи и обмана в рамках этико-религиозного подхода // Молодой ученый. 2015. № 13 (93). С. 835–837.
  • Секацкий А.К. Онтология лжи. СПб., 2000. 120 c.
  • Симоненко С.И. Психологические основания оценки ложности и правдивости сообщений // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 78–84.
  • Соловьев В.С. Оправдание добра. М., 2007. 150 с.
  • Фрай О. Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца, как обмануть детектор лжи. СПб., 2006. 284 с.
  • Чахоян А.С. Понятие лжи: дифференциальная диагностика // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т. 8, № 2. С. 74–79.
  • Чекушкина Е.Н. Феномен лжи (обмана): философско-этический анализ // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 7. С. 26–34.
  • Шалютин Б. Человек лгущий // Человек. 1996. № 5. С. 151–159.
  • Шоркин А.Д. Культурология лжи // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2012. Т. 25, № 1-2 (24). С. 102–122.
  • Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск ; М., 1992. 127 с.
  • Экман П. Психология лжи: обмани меня, если сможешь. М., 2010. 302 с.
  • Эко У. Пять эссе на тему этики. СПб., 2000. 96 с.
Еще
Статья научная